Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Заглавная буква Ю"

Разделы: Начальная школа


УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности педагога:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования в памяти обучающихся чётко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы Ю;
  • Закреплять гигиенические навыки при письме.
  • Содействовать формированию умения делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове, перекодировать звуко-фонемную форму слова в буквенную и наоборот, обогащать словарный запас учащихся.
  • Выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднее плавное, нижнее).

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 
  • Воспитывать желание учиться и делать открытия. 
  • Воспитывать умение слушать других. 

Развивающие: 

  • Способствовать развитию основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов – шаблонов и при решении логических заданий с буквами; фонематического слуха, внимания, памяти, речи. 
  • Способствовать развитию познавательного интереса путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций. 
    Развивать словарный запас.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов – шаблонов; писать заглавную букву Ю на основе двигательных элементов по определённому алгоритму; определять. Какие звуки обозначает буква ю в слове; анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями.
  • Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)
  • Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Познавательные: выполнять моделирование прописных букв; понимать значение речи каждого человека и общества.
  • Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы; раскрывать положительное отношение к  школе и адекватное представление о школе.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, алфавит, конверты с элементами букв (работа в парах), карточки со стихами (работа в группах), звёздочки (жёлтые, красные, оранжевые, синие) для салюта.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Продолжительность: 35 минут.

Ход урока

- Приветствие гостей.

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

Дети: Да!

Учитель: Тогда вперед!

Игра «Доскажи словечко».

На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела –
В пёстрой юбке танцовщица
Музыкальная … (Юла)

Любят хрюшки букву Ю
Без неё не скажешь …(хрю)

- Что объединяет слова – отгадки? (Буква Ю)

- Посмотрите в тетрадь и скажите, какую букву мы сегодня будем учиться писать? (Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву Ю, которая необходима для написания первых слов в предложении и имён собственных.)

Эту букву я люблю,
И запомню к ноябрю,
Люстра, ключ, салют, спою.
Что за буква? Это...(Ю).

- Итак, у заглавной буквы Ю сегодня - день рождения! Ребята нашего класса учатся писать букву Ю. Подарок букве Ю - правильное, красивое письмо!

В конце урока для тех ребят, кто будет красиво и правильно писать букву Ю, слоги и слова с ней, она приготовила сюрприз.

II. Повторение роли буквы ю в слове.

Работа в группах.

Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова, в которых пишется буква ю.

Юной Юлии хвала,
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнёт на юге Юля.

- В каких словах буква ю обозначает два звука? (юной, Юлии, юркой, юла, июне, июле. Юг, Юля – звук [ й’] [у])

- Вспомните слова, в которых буква ю обозначает один звук. (Люда, Люся, Люба, тюльпан, тюль, терплю)

III. Формирование зрительного образа заглавной буквы Ю в памяти учащихся.

1 Работа по таблице. Сравнение четырёх форм букв ю малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы Ю.

- Чем они похожи? Чем отличаются?

2. Конструирование заглавной буквы Ю на магнитной доске.

- Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Ю.(Полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала.)

- Рассмотрите элементы письменных  букв, данные в тетради, и обведите только те элементы, из которых состоит заглавная буква Ю.

3. Работа в парах. Выполните конструирование заглавной буквы Ю у себя на столе. (Элементы в конвертах на столе)

- Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью « ключа». (Тетрадь №2, с.32)

IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Объяснение учителем образца начертания заглавной буквы Ю на доске мелом.(полное и краткое)

– Начинаем писать ниже дополнительной линейки. Снизу верх к дополнительной линейке пишем плавную линию, отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки,  делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вправо и пересекаем прямую ниже её середины. Вправо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Ведём вверх, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал.

  • Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы Ю под счёт.
  • Упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счёт сначала « в воздухе», а затем под счёт в тетради. (Тетрадь №2, с.31)
  • Письмо в синей рамке. Имитация учащимися начертания буквы Ю по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве.

V. Физкультминутка. Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.

- Ну, ребята, всем молчать, 
Начинаем мы писать 
Вы пишите, не спешите, 
Буквы лучше выводите. 

- Примите правильную позу для письма и соблюдайте её в течение выполнения задания одной строки. (У кого, что не получается, оказываю помощь)

- Письмо заглавной буквы Ю по алгоритму.

- Упражнение в письме соединений: Юл – нижнее соединение, Юр – верхнее.

VII. Физкультминутка.

VIII. Упражнение в письме слов по образцу.

- Прочитайте слова. («Юля», «Юлия».)

- Почему данные слова надо писать с заглавной буквы?

- Анализ слов по схемам. Перекодируйте звуки в письменные буквы.

- Какие виды соединений в этих словах? (Нижнее)

- Анализ остальных слов по образцу. (лук, люк, Юра, Нюра)

IX. Выполнение логических заданий с буквами.

- Какие буквы написал Почемучка?

- Проанализируйте буквы н, р, ю и выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии.)

- Обведите общий элемент и впишите его в рамку.

- Сравните буквы И - У. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Сравните буквы о - ю. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Переконструируйте строчную букву о в строчную букву ю.

- Сравните буквы О - Ю. Чем они похожи? Чем отличаются? (Полоска в форме овала)

- Переконструируйте заглавную букву О в заглавную букву Ю.

- Сравните буквы ю - О. Чем они похожи? Чем отличаются?

X. Рисование узора-бордюра.

- Отгадайте загадку.    

Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут.  (Жёлуди)

- Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии; в форме плавной линии.)

- Найдите в узоре жёлуди и раскрасьте их.

XI. Этап рефлексии учебной деятельности.

  • Закончите предложения:
  • Сегодня на уроке я узнал (а)…
  • Я довольна (лен), что…
  • Мне было трудно…

XII. Итог.

- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз от буквы Ю.

- Она в вашу честь и в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вы со всеми заданиями справились и  вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную, оранжевую  звёздочки. Если было трудно – синюю.

- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. (Звучат залпы салюта.) Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.

Приложение.