УМК «Перспективная начальная школа»
Цели деятельности педагога:
Образовательные:
- Создать условия для формирования в памяти обучающихся чётко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы Ю;
- Закреплять гигиенические навыки при письме.
- Содействовать формированию умения делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове, перекодировать звуко-фонемную форму слова в буквенную и наоборот, обогащать словарный запас учащихся.
- Выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднее плавное, нижнее).
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
- Воспитывать желание учиться и делать открытия.
- Воспитывать умение слушать других.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов – шаблонов и при решении логических заданий с буквами; фонематического слуха, внимания, памяти, речи.
- Способствовать развитию познавательного интереса путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
Развивать словарный запас.
Планируемые результаты обучения:
- Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов – шаблонов; писать заглавную букву Ю на основе двигательных элементов по определённому алгоритму; определять. Какие звуки обозначает буква ю в слове; анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями.
- Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)
- Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Познавательные: выполнять моделирование прописных букв; понимать значение речи каждого человека и общества.
- Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
- Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы; раскрывать положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, алфавит, конверты с элементами букв (работа в парах), карточки со стихами (работа в группах), звёздочки (жёлтые, красные, оранжевые, синие) для салюта.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Продолжительность: 35 минут.
Ход урока
- Приветствие гостей.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
Игра «Доскажи словечко».
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела –
В пёстрой юбке танцовщица
Музыкальная … (Юла)Любят хрюшки букву Ю
Без неё не скажешь …(хрю)
- Что объединяет слова – отгадки? (Буква Ю)
- Посмотрите в тетрадь и скажите, какую букву мы сегодня будем учиться писать? (Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву Ю, которая необходима для написания первых слов в предложении и имён собственных.)
Эту букву я люблю,
И запомню к ноябрю,
Люстра, ключ, салют, спою.
Что за буква? Это...(Ю).
- Итак, у заглавной буквы Ю сегодня - день рождения! Ребята нашего класса учатся писать букву Ю. Подарок букве Ю - правильное, красивое письмо!
В конце урока для тех ребят, кто будет красиво и правильно писать букву Ю, слоги и слова с ней, она приготовила сюрприз.
II. Повторение роли буквы ю в слове.
Работа в группах.
Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова, в которых пишется буква ю.
Юной Юлии хвала,
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнёт на юге Юля.
- В каких словах буква ю обозначает два звука? (юной, Юлии, юркой, юла, июне, июле. Юг, Юля – звук [ й’] [у])
- Вспомните слова, в которых буква ю обозначает один звук. (Люда, Люся, Люба, тюльпан, тюль, терплю)
III. Формирование зрительного образа заглавной буквы Ю в памяти учащихся.
1 Работа по таблице. Сравнение четырёх форм букв ю малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы Ю.
- Чем они похожи? Чем отличаются?
2. Конструирование заглавной буквы Ю на магнитной доске.
- Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Ю.(Полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала.)
- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те элементы, из которых состоит заглавная буква Ю.
3. Работа в парах. Выполните конструирование заглавной буквы Ю у себя на столе. (Элементы в конвертах на столе)
- Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью « ключа». (Тетрадь №2, с.32)
IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
Объяснение учителем образца начертания заглавной буквы Ю на доске мелом.(полное и краткое)
– Начинаем писать ниже дополнительной линейки. Снизу верх к дополнительной линейке пишем плавную линию, отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вправо и пересекаем прямую ниже её середины. Вправо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Ведём вверх, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал.
- Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы Ю под счёт.
- Упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счёт сначала « в воздухе», а затем под счёт в тетради. (Тетрадь №2, с.31)
- Письмо в синей рамке. Имитация учащимися начертания буквы Ю по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве.
V. Физкультминутка. Подготовка руки к письму.
VI. Письмо учащимися в тетради.
- Ну, ребята, всем молчать,
Начинаем мы писать
Вы пишите, не спешите,
Буквы лучше выводите.
- Примите правильную позу для письма и соблюдайте её в течение выполнения задания одной строки. (У кого, что не получается, оказываю помощь)
- Письмо заглавной буквы Ю по алгоритму.
- Упражнение в письме соединений: Юл – нижнее соединение, Юр – верхнее.
VII. Физкультминутка.
VIII. Упражнение в письме слов по образцу.
- Прочитайте слова. («Юля», «Юлия».)
- Почему данные слова надо писать с заглавной буквы?
- Анализ слов по схемам. Перекодируйте звуки в письменные буквы.
- Какие виды соединений в этих словах? (Нижнее)
- Анализ остальных слов по образцу. (лук, люк, Юра, Нюра)
IX. Выполнение логических заданий с буквами.
- Какие буквы написал Почемучка?
- Проанализируйте буквы н, р, ю и выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии.)
- Обведите общий элемент и впишите его в рамку.
- Сравните буквы И - У. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Сравните буквы о - ю. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Переконструируйте строчную букву о в строчную букву ю.
- Сравните буквы О - Ю. Чем они похожи? Чем отличаются? (Полоска в форме овала)
- Переконструируйте заглавную букву О в заглавную букву Ю.
- Сравните буквы ю - О. Чем они похожи? Чем отличаются?
X. Рисование узора-бордюра.
- Отгадайте загадку.
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут. (Жёлуди)
- Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии; в форме плавной линии.)
- Найдите в узоре жёлуди и раскрасьте их.
XI. Этап рефлексии учебной деятельности.
- Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал (а)…
- Я довольна (лен), что…
- Мне было трудно…
XII. Итог.
- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз от буквы Ю.
- Она в вашу честь и в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вы со всеми заданиями справились и вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную, оранжевую звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. (Звучат залпы салюта.) Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.