Проектно-учебная деятельность. Создание проектов

Разделы: Начальная школа


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов начального общего образования, которые призваны реализовать развивающий потенциал современного образования.

Школа сегодня должна создать полноценные условия для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

В ФГОС НОО большое внимание уделяется проектной и  исследовательской деятельности  как решающему фактору в формировании  у  младшего школьника умения учиться.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно.

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Так в чём же феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему?

Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

С помощью метода проектов возможно научить учащихся:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации.

Проект – это шесть «П». Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – «Портфолио».

Основные требования к учебному проекту:

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
  • Выполнение работы всегда начинается с проектирование самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.
  • Исследовательская работа учащихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
  • Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.

К организации образовательным проектам предъявляют следующие требования:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  • учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
  • для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.

По характеру доминирующей деятельности в проекте:

  • поисковый проект (поисковая деятельность);
  • исследовательский проект;
  • творческий проект;
  • игровой проект (ролевая деятельность);
  • прикладной (практико-ориентированный) проект;
  • ознакомительно-ориентированный проект.

По предметно-содержательной области:

  • моно проекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему);
  • межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);
  • надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).

По количеству участников проекта:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный;
  • массовый

По характеру координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий);
  • скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).

По характеру контактов:

  • внутренние (класс, школа);
  • региональные (город, район, регион);
  • международные

По продолжительности проекта:

  • длительный (от месяца до нескольких месяцев);
  • средней продолжительный;
  • краткосрочные.

Проекты достаточно разнообразны.

Выделяют 6 стадий работы над проектом, которые представлены в таблице.

Этапы

Решаемые задачи

Деятельность
учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы, целей и содержание проекта.

Уточнение информации, обсуждение задания.

Объяснение цели проекта, мотивов деятельности.

Планирование

Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

Выработка планов действий, формулировка задач, уточнение источников информации.

Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения.

Принятие
решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности.

Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования.

Консультирование по необходимости, ненавязчивый контроль,

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа самостоятельно и активно над проектом и его оформлением, «добывают» недостающие знания.

Наблюдение, дает новые знания, когда возникает необходимость

Оценка
результатов

Оценка выполнения проекта: поставленных целей достигнутых результатов анализ причин недостаток

Обсуждение, формулирование выводов.

Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата.

Защита проекта

Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов.

Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов.

Участие в представлении и оценке проекта.

Презентация

I этап  - подготовка

Учебно-воспитательная задача на данном этапе заключается в привлечении детей к изучению нового, именно здесь необходимо замотивировать детей на открытие.

На этом этапе учитель пробуждает в учащихся  интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе.

Тема проекта должна быть сформулирована естественным  для детей языком, чтобы она была понятна и вызвала интерес учащихся. Тема должна находиться в зоне ближайшего развития.

II этап – планирование

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск  способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных  условиях.
Для чего необходима проблема в проекте?

С проблемы учитель создает условия для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности. Необходима актуальная проблема, чтобы ее решение носило практическую значимость. Из проблемы вытекает цель, задачи проектной деятельности учащихся.

Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта. Задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели.

Задачи проекта должны лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес и посильность во многом определяет успех проекта.
Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается.

Основной  критерий участия школьника в проекте – его интерес и желание.  Учитель должен предоставить учащимся на выбор набор заданий. Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Я практикую группы переменного состава. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию (по симпатиям друг к другу) или группы комплектую сама, учитывая индивидуальные способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (капитан, исследователь, аналитик, экскурсовод и т.д.).

В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работа в группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы.

III этап – принятие решения

Данный этап является основным. Именно здесь дети выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу. Одним словом происходит «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит высказывание самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. Особенность «Мозгового штурма» - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи – и здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы.

IV этап – выполнение

Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой.

На данном этапе учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как учитель их подготовил. Если дети должны  провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и т.д.) Учить этому необходимо  заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Если учитель не владеет этими методами, ему не следует работать  над таким проектом, потому что в любую минуту, когда возникнут трудности и дети натолкнутся на какие-то подводные камушки, учитель обязан прийти им на помощь.

Когда учащимся не хватает знаний, умений, наступает благоприятный момент подачи нового материала. Учитель постоянно наблюдает за ходом деятельности ребят, за уровнем их самостоятельности. Пускать все на самотек нельзя.

V этап – оценка результатов

Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности.

Дается оценка выполнения проекта: достигнуты ли цели, каков результат. Оценивают работу каждого члена группы. Обычно я предлагаю учащимся оценить работу товарищей по следующим критериям:

  • активность;
  • выдвижение гипотез;
  • помощь товарищам;
  • анализ, синтез, проделанной работы.

VI этап – защита проекта

Презентуя свой продукт, дети рассказывают о своих идеях, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевали и как – это так называемая «рефлексия деятельности».

Цель данного этапа – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации.

Презентация это не только демонстрация продукта, но и рассказ о своей деятельности, о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали проблемы, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности т.е. получает представление что и как было сделано во время проектной деятельности.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.Форма презентации может быть разнообразной: мультимедийная презентация, концерт, итоги исследовательской работы, выставка рисунков и поделок, творческий отчет и т.д.

Организация обучения через проектирование и исследование требует кардинальных изменений в деятельности учителя. Включению ребенка в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на инициативность, самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования. Задача учителя – создать условия для их инициативы, поддержать ("фасилицировать") процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли "носителя информации" и роли арбитра. При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск участников.

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях, особенностью которых является:

  • Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).
  • Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
  • Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.
  • Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом.

По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности. Мною разработаны требования к учащимся начальных классов при работе над проектом, согласно которым учителю легко выявить не только положительные стороны работы ученика, но и увидеть пробелы в ЗУН младшего школьника. Благодаря этому педагогу легко скорректировать работу каждого ученика в следующем проекте.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

Использование в своей педагогической работе метода проекта (не только на уроке, но и во внеурочной деятельности), привело к следующим изменениям:

  • у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет;
  • ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
  • умеют доказывать и обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
  • возросли результаты обученности.

Реализация метода проекта  помогает учителю максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, предоставляемый современными образовательными технологиями.

Литература

  1. Круглова И.В.Использование проектной технологии обучения на уроках .Образование в современной школе. – 2005. – №8. – С. 14-16.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2004. – 244 с.
  3. Рылова А.С. Анализ художественной детали как средство формирования читательской культуры школьников // Образование в современной школе. – 2009. – №8. – С. 20-2.

Приложение 1

Паспорт проектной работы

  1. Титульный лист.
  • Название проекта.
  • Учебный предмет, в рамках которого  проводится работа по проекту.
  • Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, ролевой).
  • Состав проектной группы (Ф. И. уч-ся, класс).
  • Руководитель проекта.
  • Наименование  учебного  заведения.
  1. Второй лист.
  • Цель проекта (учебная и практическая).
  • Задачи проекта (2-4 основных).
  • Необходимое оборудование.
  • Предполагаемый продукт проекта.
  • Форма презентации.
  • Распределение ролей в группе:
  • во время работы над проектом;
  • на презентации.
  • Расчетное время защиты проекта.
  • План.
  • Ход работы над проектом.

Критерии оценивания собственно проектной работы:

  • актуальность темы и ее практическая значимость;
  • объем обработанного материала и глубина обработки;
  • оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений;
  • уровень самостоятельности проектантов при выполнении работы;
  • качество оформления работы.

Критерии оценивания презентации  проекта:
1)  четкость и доступность выступления;
2)  глубина  знаний по проблеме, продемонстрированных во время выступления;
3)  качество ответов на вопросы; 
4)  артистизм и умение заинтересовать аудиторию;
5)  убедительность презентации.

Итоговая оценка включает самооценку, оценку учителя (руководителя проекта) за выполнение проекта и его презентацию, среднюю коллективную оценку экспертов.

Приложение 2

Алгоритм работы над проектом

  1. Сформулируйте тему проекта.
  2. Определите цели  (учебную и практическую), задачи проекта.
  3. Выберите вид проекта, форму презентации.
  4. Распределите роли в группе
    - во время работы над проектом;
    - на презентации.
  5. Определите расчетное время презентации (от 3 до 15 минут).
  6. Кратко опишите ход работы над проектом.
  7. Составьте сценарий.
  8. Подготовьтесь к устной презентации.

Приложение 3

Карточка самооценки работы над проектом

Фамилия, имя участника проекта

Активность

Поиск материала

Самосто-
ятельность

Ориги-
нальность решения

Глубина раскрытия темы

Убеди-
тельность презентации

Артистизм

Ср. балл