Ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым трудовым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Сегодня появляется новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. В первую очередь, это:

  • Расширение возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
  • Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
  • Минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
  • Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям видов деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • Развитие вариативных образовательных программ поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
  • Разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;
  • Соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательных отношений.

В связи с переходом на ФГОС  у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении дошкольника.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира –дошкольного и начального образования.

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития.

На одной из задач я хочу остановиться: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Исходя из задачи, в центре внимания педагогов ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Педагоги ДО 5 организуют взаимодействие с ребенком, оно направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Используем формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Педагоги подготовительных групп при планировании и проведении занятий по программе «Истоки» под ред. Л.А.Парамоновой по познавательному развитию решают следующие задачи:

  • развитие символической функции мышления и общих познавательных способностей детей;
  • формирование основ патриотизма;
  • развитие и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и взаимосвязях её компонентов;
  • формирование системы ценностей, основанной на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
  • расширение представлений о профессиях взрослых и стремление ценить его общественную значимость;
  • совершенствование умений применить эталоны в качестве меры конкретных свойств предметов и вещей;
  • развитие умения анализировать условия функционирования будущей конструкции и на основе этого создавать образ конструкции;
  • подведение к пониманию отношений между числами, образованию чисел второго десятка, ознакомлению с цифрами и знаками, измерению с помощью условной мерки; овладение ориентировкой в пространстве и времени.

Для решения поставленных задач в своей работе с детьми используем  сочетание компьютерных и традиционных методов познания, которое предусматривает как методическое обеспечение, построенное на основе:

  • системности,
  • наглядности,
  • индивидуальности, а так же использование дидактических материалов: тексты, иллюстрации, фотографии, презентации и развивающие компьютерные игры.

Занятия по познавательному развитию подразделяю на 4 вида:

- Занятия с мультимедийной поддержкой;

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”, где уже подготовлен материал для работы с детьми.

- Занятия с компьютерной поддержкой;

Занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ (игры для развития памяти, воображения, мышления и др., простейшие графические редакторы ПервоЛого3.0, игры-путешествия, "бродилки", простейшие программы по обучение чтению, математике и др.).

- Занятия с использованием развивающих игр;

Использование развивающих игр открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

Использование информационных компьютерных технологий в работе с детьми помогает:

  • формировать и закреплять знания детей;
  • моделировать любой уровень детализации и «натуральности» игровой и учебной деятельности в сопоставлении с реальной;
  • развивать мелкую моторику;
  • повышать уровень мотивации ребенка при выполнении образовательных задач;
  • развивать психические способности, необходимые для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления.

На базе нашего дошкольного отделения мною проводится дополнительные платные образовательные услуги – Развитие интеллекта «Логические игры».

Цель программы: Всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально-творческих способностей через развивающие игры.

Занятия проводятся с использованием развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера:

  • игры на развитие сенсорных способностей («Разноцветные верёвочки», «Чудо-головоломки»);
  • игры на внимание («Прозрачный квадрат», «Блоки Дьенеша»);
  • игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Танграм»);
  • игры на развитие речи («Шнур затейник», «Ларчик»);
  • игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Прозрачный квадрат»)

- Занятия с использованием легоконструирования;

Использование легоконструирования происходит посредством интеграции как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.

В процессе Легоконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве.

Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки.

Одна из платных дополнительных образовательных услуг нашего дошкольного учреждения  занятия по ЛЕГО-конструированию».

Цель занятий с использованием Лего-конструирования – научить детей эффективно работать вместе. В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Таким образом, моя задача как педагога создать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей подготовительной группы, в целостный педагогический процесс, выстроить его на единой организационной, психологической работы в соответствии с ФГОС ДО.

Обучение направлено на освоение Целевых ориентиров старшими дошкольниками по познавательному развитию:

  • развитие интересов детей любознательности и познавтельной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, обьектах окружающего мира, о свойствах и отношениях о объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля, многообразии стран и народов мира.

Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

Выпускник детского сада – это ребёнок который:

  • проявляет инициативность и самостоятельность;
  • уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим;
  • обладает развитым воображением;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • проявляет творческие способности;
  • имеет развитую крупную и мелкую моторику;
  • способен к волевым усилиям в разных видах деятельности;
  • проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.