Творчество дошкольника. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Комплекс занятий с детьми раннего и младшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Часть I. Аппликация. Плоскостное конструирование»

1. «Солнце»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • формировать представление о геометрической форме круг,
  • содействовать развитию сенсорной сферы (цвет-желтый),
  • развивать мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ:

лист бумаги с изображением животных,

  • вырезанные из цветной бумаги круг желтого цвета (солнце) и прямоугольники (лучи солнца),
  • фланелеграф,
  • мягкие игрушками (медведь, заяц, лиса, еж, крокодил).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок о животных.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: воспитатель приглашает в группу зверей, они рассказывают детям как им хорошо когда светит солнышко, но случилась беда, солнце проглотил злой крокодил. звери просят о помощи, чтобы мы освободили солнышко. Дети за столами выкладывают солнце из готовых форм, а вокруг него лучики. звери радуются ,благодарят ребят, хвалят их, забирают с собой солнышки и уходят к себе в лес.

2. «Грибы»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • воспитывать интерес к природе,
  • познакомить детей с новой формой (овалом),
  • научить использовать овал при составлении грибов.

МАТЕРИАЛ: у воспитателя композиция из грибов, у детей заготовки (овал - для ножек грибов, полукруг-для шляпок и полоски для травы).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание муляжей грибов, иллюстраций, картин, отгадывание загадок.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: воспитатель загадывает загадку про грибы, дети ее отгадывают, затем они рассматривают иллюстрации с изображение семейства грибов, по ходу ведется беседа. воспитатель с детьми проводит пальчиковую гимнастику и предлагает собрать грибочки из заготовок которые находятся в корзиночках.

3. «Праздничные флажки»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: создать у детей праздничное настроение, ритмично раскладывать флажки на фланелеграфе.

МАТЕРИАЛ: фланелеграф, силуэты флажков.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихов, пение песен о флажке, рассматривание картинок.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: воспитатель предлагает детям прочитать стихи про флажок. Раздает флажки и дети маршируют с ними по группе. После этого силуэты флажков малыши располагают на фланелеграфе рядом, выше, ниже. В конце занятия дети любуются флажками, поют песни о празднике.

4. «Снеговик»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить детей выкладывать на фланелеграфе круги различного диаметра, в уменьшающемся к верху порядке, образуя из них снеговика; учить прикладывать к голове снеговика ведро.

МАТЕРИАЛ: фланелеграф большой или несколько маленьких по числу детей, элементы снеговика.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание картинок, постройка снеговика во время прогулки.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: воспитатель предлагает детям вспомнить, как они строили снеговика во время прогулки, что сначала катали большой ком, потом поменьше, затем самый маленький. На него одевали ведро шляпу. Предлагает детям построить снеговика из предложенных деталей. В конце занятия дети рассматривают своих снеговиков, воспитатель хвалит детей за старание.

5. «Домик»

Программное содержание: учить детей выкладывать на фланелеграфе домик.

Материал: фланелеграф, силуэты домиков (крыша, домик, труба, основа), игрушка заяц.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Методика проведения: воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, пожалеть зайку и построить для него новый домик. Раздает детям элементы домика и они выкладывают их на фланелеграфе. Все радуются, что у зайчика свой новый дом.

6. «Машина»

Программное содержание: учить детей выкладывать на фланелеграфе силуэт машины из частей (кузов кабина , колеса).

Материал: фланелеграф большой или несколько маленьких по числу детей, элементы машины.

Предварительная работа: чтение стихов, рассматривание картинок, рассматривание машин во время прогулки, рассматривание игрушечных машин.

Методика проведения: воспитатель предлагает спеть песенку про машинку «В машине, в машине….». Раздает детям детали машины и предлагает им собрать свою машинку. После этого силуэты машин малыши располагают на фланелеграфе. По окончании работы воспитатель и дети смотрят у кого получилась самая красивая машина.

7. «Цветы».

Программное содержание: развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, формировать практические навыки работы с бумагой.

Материал: картинки весенних цветов, элементы цветного картона для лепестков и листиков, а также полоска для стебелька.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе, рассматривание цветов, чтение стихотворений, художественной литературы.

Методика проведения: Детям предлагается послушать пьесу П.И.Чайковского «Вальс цветов». Затем дети отгадывают загадки и рассматривают картинки весенних цветов. после этого дети составляют красивые букеты на фланелеграфе из готовых форм.

8. «Ракета»

Программное содержание: расширить кругозор детей, учить гармонично размещать детали на фланелеграфе, создавать красивую композицию.

Материал: бархатная бумага черного и синего цветов, наглядные картинки с изображением космоса, ракеты, космонавтов, портрет Ю.А.Гагарина.

Предварительная работа: вводная беседа, демонстрация наглядного материала, чтение художественной литературы.

Методика проведения: С детьми проводится беседа, отгадываются загадки по теме, а затем дети на своем рабочем месте выкладывают из готовых форм ракету и рассматривают у кого что получилось.

9. «Гусеница»

Программное содержание: расширить представление детей о насекомых, развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.

Материал: заводная игрушка - гусеница, иллюстрации бабочек, музыкальный диск, заготовки для работы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание детской энциклопедии.

Методика проведения: Дети отгадывают загадку про гусеницу, вспоминают как она появляется, проводится беседа, физкультминутка, а затем используя свои заготовки дети собирают на фланелеграфе каждый свою гусеницу и в конце занятия рассматривают у кого какая гусеница получилась.

Часть II. Поделки из «бросового» материала

Сегодня в магазинах можно приобрести множество различных материалов и приспособлений для изготовления поделок с детьми.

Большинство этих поделок выполняется «шаблонно» по инструкции на упаковке. Более полезно для детей делать поделки из природного или из «бросового» материала. Это различной величины коробочки, пластиковые бутылочки, крышки, трубочки, фантики.

Этот материал всегда можно найти дома, не жалко испортить, если не получилось и поле фантазии у детей и взрослых безграничен.

1. «Вспомним веселое лето «цветы из фантиков»

Программное содержание: Учить детей из готовых форм собирать цветные букетики.

Материалы: Разноцветные фантики, синильные проволоки, вазочка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы о лете.

Методика проведения:

  • Вспомнить о том, как весело и тепло было летом.
  • Выслушать смешные истории про лето.
  • На предложенных иллюстрациях найти знакомые цветы.
  • Собрать лепестки и закрепить стебелек.

2. «Коробочка для сюрприза»

Программное содержание: Учить детей из готовой трубочки при помощи небольших нажатий изготовить коробочку.

Материал: Обклеенная цветной бумагой трубочка от туалетной бумаги.

Предварительная работа: беседа с детьми о посещении циркового представления.

Методика проведения:

  • Вспомнить с детьми как фокусник показывал фокусы. У него было много блестящих разноцветных коробочек, цилиндров.
  • Предложить детям сделать из трубочки коробочку, при помощи небольших нажатий крышечки.
  • Украсить коробочку можно, наклеив конфетти или пальчиковыми красками.

3. «Машинка из трубочки»

Программное содержание: учить детей из готовой формы (трубочки) делать машинку.

Материал: трубочка из картона, крышки от пластиковых бутылок, яркие клеевые полоски бумаги для украшения и маленький человечек из «киндера».

Предварительная работа: Рассматривать книжки иллюстрации легковых гоночных машин.

Методики проведения: Предложить детям вспомнить где, когда они видели гоночные машины. Какая у них форма, колеса, раскраска. Предложить детям трубочки, колеса укрепить зубочистками, украсить кузов машины наклейками. Обыграть поделку.

4. «Веселые человечки»

Программное содержание: Использовать трафареты из картона для силуэта человека в длинной зимней одежде.

Материал: трубочка от туалетной бумаги, кусочки ткани, обрезку цветной бумаги, фломастеры.

Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением в теплой одежде.

Ход занятия: Поговорить с детьми в какой верхней одежде они сегодня пришли в детский сад. Отметить, что она не только разнообразная и красивая, но еще и объемная. Предложить детям взять трубочки от туалетной бумаги, оклеить цветной бумагой, сделать круглое личико, из цветных бумажных кусочков сделать колпачки и украсить одежду. Обыграть человечков – получилась целая группа детского сада.

5. «Новогодняя игрушка на елку»

Программное содержание: Учить детей делать елочную игрушку из колечек, вырезанных из белых пластиковых бутылочек.

Материал: белые бутылочки от «актимель» нарезаются колечками. Обрезки цветной бумаги, конфети, фольга.

Предварительная работа: рассматривать с детьми новогодние украшения на елках. Предложить детям уже нарезанные колечки от бутылочек соединить в виде гирлянды и снежинки, украсить мишурой, дождиком, веточками ели. Украсить своими работами елку в группе.

6. «Золотая рыбка»

Программное содержание: учить детей из круглых форм сделать игрушку – рыбку.

Материал: бумажная тарелочка, цветное конфети, блестки, ленточки из полиэтиленового пакета.

Предварительная работа: чтение с детьми сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия: Вспомнить с детьми сказку. За основу туловища рыбки взять тарелочку, отметить где будет располагаться голова, плавники, чешуйки и хвост. Туловище украсить разноцветными полосами целлофана, обыграть свою рыбку.

7. «Самолет»

Программное содержание: за основу самолета берется бутылочка из-под «актимель» и путем добавления необходимых элементов достраивается самолет.

Материал: бутылочка от «актимель», обрезки цветного картона, цветная клейкая бумага.

Предварительная работа: обсуждение предстоящего праздника 23 февраля и то, что можно сделать подарок для папы своими руками.

Ход занятия: Обсудить с детьми форму фюзеляжа самолета, какие детали можно добавить, чтобы получился самолет, как его можно украсить и организовать целые аэродром поделок для своих пап.

 8. «Сумочка из молочного пакета»

Программное содержание: за основу берется пакет из-под йогурта или молока. Он плотный и прекрасно держит форму.

Материал: пакет из-под молока, клей ПВА, ножницы, украшения.

Ход занятия: За основу предлагается чистый пакет из-под молока. Вырезается форма, боковые стороны. Нужно предложить детям сложить в виде веера, склеить сумочку, приделать ручки, украсить цветной аппликацией в витрине магазина, обыграть поделку.

9. «Веселая маска»

Программное содержание: использовать для изготовления маски круглую плоскую форму.

Материал: белая или цветная тарелочка из картона.

Предварительная работа: беседа о маскараде.

Ход занятия: Вспомнить с детьми для чего взрослые дети одевают маски, на какие маски и мероприятия. Предложить детям используя тарелочки из картона выполнить маски, например, чебурашки, зайца или другого животного, обыграть свои поделки.

10. «Кукольный домик»

Программное содержание: используя коробочки из-под молока изготовить домик для кукол малышек.

Материал: пакет из-под молока, украшение из цветной бумаги, бусины, клейкие полоски.

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации со старинными кукольными домиками.

Ход занятия: предложить детям из двух коробочек сконструировать и построить дом для кукол с окна, крышами, перекрытиями, обыграть свою поделку.