Ребенок – дошкольное образовательное учреждение – семья: проблемы взаимодействия в процессе профилактики социальной исключенности

Разделы: Работа с родителями


Ключевые слова: ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, профилактика социальной исключенности.

В статье рассмотрены проблемы социального исключения ребенка из сферы семейного родительского воспитания и внимания. Показана роль дошкольного образовательного учреждения в расширении системы взаимодействия родителей и детей и профилактике социального исключения ребенка.

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А.М. Горький, а выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с учреждениями системы образования помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
Семья как социально-педагогическая категория, предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях, формирует все личностные качества. А для развития личности растущего человека семья наиболее значима.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общество или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другим, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становиться социально-компетентным членом данного общества. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребенка, является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. Таким образом, в процессе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

В современных условиях социальной нестабильности, жесткой эмоциональной нагрузки, семья во многом оказывается исключенной из процесса социализации ребенка. Семья все чаще рассматривается с позиции неблагоприятного социально-психологического воздействия на развитие ребенка. Об этом свидетельствует проявление жестокости к детям со стороны родителей, пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания, пьянство родителей, конфликты родителей с детьми, занятость родителей только собой и своими проблемами. В условиях ссор, дефицита положительных эмоций, психической напряженности ребенок становится объектом социального исключения. При этом если семья характеризуется особым социальным статусом (неполная, многодетная и т.д.) или ребенок имеет какие-то особенности в развитии или поведении, то «исключение» ребенка из семьи  становится все более заметным.

В создавшихся условиях все большую роль в социализации детей играют дошкольные образовательные учреждения. Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является привлечение внимания родителей к ребенку, установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями, разъяснение последствий негативных отношений в семье.
В детском саду создаются прекрасные условия для всестороннего развития ребенка: эстетически оформлены группы, у детей имеются зоны для игровой, речевой, физкультурной деятельности, уголки природы, уголки уединения. Однако большую роль в развитии детей играют воспитатели. Именно они знают особенности каждого ребенка, иногда лучше, чем родители, ведь ребенок целый день находится с ними.
В современных дошкольных образовательных учреждениях родители имеют возможность свободно, по своему усмотрению и в удобное время посещать группу. Для многих родителей важным моментом является увидеть ребенка в другой обстановке, вне дома. Наблюдая за ним, родители многое начинают воспринимать иначе. Например, поведение ребенка  в обществе сверстников, отношения с другими взрослыми, его умения, возможности, приобретение навыков, сравнение своего ребенка с другими детьми. Посещая утренники, развлечения, где дети получают эмоциональный заряд, родители порой не узнают своего ребенка, замечают, что дома он так себя не ведет. Такие посещения многое дают родителям для переосмысления себя как человека соучастного и ответственного за развитие своего ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение выступает связующим звеном в формировании детско-родительских и семейных отношений с позиции социального включения родителей в жизнь их ребенка. Педагоги и психологи, устанавливая новые формы  взаимодействия между родителями и детьми, способствуют профилактике социального исключения ребенка из сферы интересов семьи.

В качестве примера установления такого взаимодействия можно рассмотреть опыт детского сада.

Система взаимодействия дошкольного учреждения с родителями разделена на пять частей-этапов.

На первом этапе - моделировании взаимодействия - происходит установление компенсаторных связей («детский сад – семье», «семья - детскому саду») с целью формирования общей готовности родителей к участию в жизни группы, которую посещает их ребенок. Для этого проводятся дни открытых дверей,  групповые собрания, анкетирования, консультации, посещение  семьи, если в этом есть необходимость т.д. Таким образом, воспитатели получают представление о каждой семье, о стилях отношений в ней, социально-психологическом климате, отношение к ребенку. Следует отметить, что  на первых родительских собраниях присутствует, как правило, только половина родителей,  но в течение года все большее число родителей проявляет интерес к жизни ребенка в детском саду. 

Второй этап связан с установлением между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. На этом этапе работа ведется по двум направлениям: привлечение внимания родителей к детям и  привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.

Для привлечения внимания родителей к детям проводятся совместно с психологами занятия по обучению родителей тренингу общения,  консультации, на которых родителей знакомят с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми. Например, для родителей вновь поступивших малышей организуются консультации «Адаптация ребенка к детскому саду», «Особенности детей 3 лет. Кризис». Эффективные результаты дают проводимые  межгрупповые родительские собрания, например «Вот и стали мы на год взрослее». В течение года специалистами детского сада регулярно организуются индивидуальные  консультации по актуальным вопросам развития и воспитания детей: «Возраст строптивости», «Гиперактивные дети», «Взаимодействие с тревожными детьми», «Влияние супружеских отношений на развитие ребёнка» и т.п. Для родителей выпускников, также проводятся консультации на тему «Как подготовить ребёнка к школе», «Готовим руку к письму», «Кризис 7 лет» с размещаем печатных материалов в родительском уголке. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями об их детях с выделением положительных качеств каждого, при этом отмечается, что все родители уделяют внимание результатам проводимых психолого-педагогических диагностик. Независимо от результатов этих диагностик по отношению к детям педагоги используют прием «авансирование успеха» и побуждают родителей также к его использованию.

Для привлечения внимания родителей к воспитателям, к другим родителям проводятся «Вечера знакомств», на которых воспитатели и родители учатся понимать друг друга, вставать на другую позицию: «позицию воспитателя», «позицию родителя», «позицию ребенка». А также «Круглый стол» по интересующим темам, анкетирование родителей, например, «Как формируются культурно-гигиенические навыки у ребёнка дома» и т.д. проведение тренингов «Трудности в поведении», «Страхи». В результате таких встреч происходит сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями, и соответственно родителями и детьми.

Третий этап предполагает формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия. На этом этапе работа включает  в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности психологического и  физического развития; выявления его интересов, талантов, способностей.  На таких занятиях используются рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого, проводится ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема детей и вечером. Положительный эффект дает привлечение родителей к организации праздников, развлечений, выставок. Это способствует повышению самооценки ребенка, формирует у него чувство гордости за своих родителей. При этом родители лучше узнают своего ребенка, открывают для себя особенности его поведения в группе и пересматривают свои подходы к взаимодействию с ним.

На четвертом этапе происходит изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.
С целью выявления социально-педагогического потенциала семей и типов родительских установок на воспитание ребенка регулярно проводятся исследования семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Так, в текущем учебном году объектом исследования стали 42 семьи. Диагностика осуществлялась с помощью набора соответствующих методик: проективная методика Хаментаускаса «Кинетический рисунок семьи» (КРС); анализ семейных взаимоотношений (АСВ); опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столика; измерение родительских установок и реакций (РАКУ) Е. Шефера; анкета «Социальный статус и состав семей».

В результате поведенного исследования было получено 3 фактора:

  1. Гиперопека – отсутствие родительской опеки (шкалы 2, 10, 11, 12, 18, 20).
  2. Демократичность – отсутствие демократичности в отношениях с ребенком (шкалы 1, 14, 15, 21).
  3. Диктат в воспитании – отказ от авторитарности (шкалы 4, 7, 8, 9, 13).

Изучение микроклимата семьи и положения ребенка в семье осуществлялось с помощью методики КРС в старшей группе (23 человека в возрасте 6 лет: 10 мальчиков и 13 девочек). В ходе диагностики были получены следующие результаты:

  • наиболее благополучные семьи - 21,7%;
  • семьи, которые вызывают беспокойство, так как в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи наблюдаются тревожность и наличие конфликтности - 39,5 %;
  • семьи, где явно выявлено неблагополучие – 38,8 %.

Отмечается также, что дети дают высокую оценку своим родителям, но мам оценивают выше, а пап - ниже, чем себя. Возможно, это связано с более высоким авторитетом мам в исследуемых семьях. Мамы больше времени уделяют воспитанию ребенка, они эмоционально ближе к ребенку, чем папы.  Благоприятная семейная ситуация выявлена в 21,7% семей. Тревожность присутствует в 26,5% семей. Конфликтность - в 13% семей. Чувство неполноценности в семейной ситуации испытывают 34,2% детей. Враждебность в семейной ситуации у 4,6% детей. Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей чувствуют неполноценность в семейной ситуации. Результаты исследования легли в основу построения и организации коррекционной работы (индивидуальной и групповой) с детьми и семьями.

Вторым этапом диагностики является анализ семейных взаимоотношений (АСВ). На данном этапе в исследовании приняли участие родители детей средней и старшей групп в количестве 54 человек. В ходе диагностики были выявлены ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве семей практически отсутствуют нарушения семейного воспитания. Среди нарушений семейного воспитания можно выделить потворствующую и доминирующую гиперпротекции – ситуации, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание является центральным делом для родителей.

Исследования показали, что у ребенка в условиях потворствующей гиперпротекции имеются трудности в адаптации к широкой социальной среде, так как у него формируется неадекватная самооценка (очень высокая). Сталкиваясь с реальной действительностью и не находя подтверждения своей высокой самооценке, ребенок приходит к конфликту между реальным и идеальным «Я». Это приводит к возникновению тяжелых переживаний у детей и к формированию негативных свойств личности, таких как агрессивность, недоверчивость, подозрительность, упрямство, болезненная обидчивость, которые затрудняют воспитательное воздействие на детей, делают их неуживчивыми, труднопереносимыми в любом коллективе, вне семьи.

  • Благодаря тесту АСВ были выявлены и другие недостатки в воспитании:
  • воспитательная неуверенность присутствует в 30,4% исследуемых семей;
  • проекция родителей своих нежелательных качеств на детей - 2,17%, предпочтение в ребенке детских качеств - 6,52%;
  • неустойчивость стиля воспитания (резкая смена приемов воспитания, формирующая упрямство) - 6,52%.

Однако большинство семей все-таки имеют незначительные отклонения в воспитании, что является свидетельством позитивной направленности семейного воспитания. Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал необходимость дальнейшего исследования семей, в которых выявлены нарушения воспитания.

Третьим этапом в диагностике было изучение особенностей родительских позиций в воспитании матери или ребенка (с помощью методики ОРО). В исследовании приняли участие родители детей средней и старшей групп в количестве 54 человек. В ходе исследования были получены следующие результаты. Из особенностей родительского отношения к ребенку наибольший процент составляет «симбиоз» (40% в средней группе, 60,9% - в старшей). Высокий процентный балл по шкале «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком, родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. На втором месте по количеству баллов средняя группа - 37%, старшая группа - 17,4%, и значение шкалы «Гиперсоциализация», которая отражает форму и направление контроля над поведением ребенка, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует от него социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

Следующей по количеству баллов идет шкала «Маленький неудачник» (средняя группа - 23%, старшая группа - 17,4%), отражающая особенности восприятия и понимания ребенка родителем, в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит своего ребенка младше, чем он есть на самом деле. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность, неумелость, в связи с этим он старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия. Значение по шкале «Принятие - отвержение» (средняя группа - 0%, старшая группа - 4,3%) отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Но в большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Одним из неблагоприятных показателей является отсутствие положительных ответов родителей по шкале «Кооперация», т.е. родители не выражают заинтересованности в планах ребенка, недостаточно доверяют ему и не стремятся встать на его точку зрения в спорных вопросах. Полученные данные легли в основу составления паспорта семьи и организации коррекционной работы с родителями.

Четвертый этап диагностики включал изучение типа родительских установок на воспитание ребенка (методика по PARY Е. Шефера). В исследовании приняли участие родители средней и старшей групп в количестве 54 человек в возрасте от 20 до 40 лет. Демократичность в отношении с ребенком по результатам данных наблюдается всего в 4 семьях - 9,52%. Остальные семьи высокий балл получили по фактору «Гиперопека». Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность фактора свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить его дочь или сына. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители пытаются ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль. С опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают необходимость мягкости, послушности ребенка, его недостаточную зрелость, а поэтому необходимость зависимости от взрослого. Крайности в типах воспитания вызывают риск, поэтому необходима золотая середина. По мнению Д. Баумрид, оптимален «авторитетный родитель», который пытается направить активность ребенка в рациональное русло, используя при этом дисциплинарные меры, поощряет словесные объяснения с ребенком, ценит в ребенке и самовыражение, и уважение к авторитету таких родителей – добиться оптимального сочетания независимой воли ребенка с дисциплинированностью. Анализ данных PARY подтверждает полученные данные по методике АСВ.

5 этап – реализация индивидуальной программы «Профилактика социальной исключенности». На этом  этапе педагоги дошкольного образовательного учреждения предлагают родителям создать группы по интересам, где вся работа с детьми планируется совместно воспитателями и родителями, организовываются различные мероприятия, праздники, развлечения и т.д.

Взаимодействие между родителями и дошкольным учреждением, взаимоотношения между родителями и детьми помогает детям не быть социально исключенными. Такая деятельность - залог благополучного развития ребенка как личности, залог успешной реализации семьей ее воспитательной функции, а от воспитания, полученного в семье, во многом зависит будущее всего общества и всей страны. Несмотря на сложную кризисную ситуацию, в которой оказалось современное общество, семья должна выполнять свое предназначение – приобщать детей к общечеловеческим жизненным ценностям, учить любви, душевной чуткости, сочувствию. Благоприятный семейный климат имеет огромное значение в профилактике социальной исключенности. Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека. Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности их ребенка, и что только они в ответе за своих детей и за их будущее.

Библиографический список.

    1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка.  М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. 123 с.
    2. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад : пособие для воспитателей дет. сада. / под ред. Л. И.Каплан. - М. : Просвещение, 1993. 209 с.
    3. Диагностика в детском саду  / под редакцией Ничипорюк Е.А.? Посевиной Г. Д. Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. 192 с.
    4. Шипицина, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста  - C-Петербург : Речь, 2005. 452 с.