Способы усложнения фигур в вариации в спортивных бальных танцах

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование

Класс: 5

Ключевые слова: дополнительное образование, для педагогов дополнительного образования, танцевальный спорт


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (526 кБ)


К спортивным бальным танцам относятся 10 танцев: 5 латиноамериканских (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв) и 5 европейских (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот (квикстеп). Фигуры, используемые педагогом при составлении конкурсной или концертной вариации, описаны в учебниках по танцу*, но по описанию их чаще всего используют в «слабых» классах мастерства и (или) младших возрастных группах. Начиная с класса «С» или с категории Юниоры2 правила WDSF разрешают варьировать шаги фигур, менять их местами, исполнять шаги другого партнера и т.д.

Варьирование – это поиск нюансов, вариантов движения, видоизменение второстепенных элементов одного движения (комбинации, вариации) при сохранении его основы, сущности.

Принципы (правила) варьирования:

  • изменения ритма;
  • изменения положения в пространстве (ракурс тела, рисунок);
  • усложнение движения за счёт второстепенных элементов (вращения, соединительные шаги или движения);
  • изменение эмоциональной окраски;
  • изменения уровня пространства (лёжа, сидя, стоя, на полупальцах, прыжки или поддержки).

В основе всякого варьирования лежит принцип контраста:

  • контрастность ритмического рисунка;
  • противоположность временных длительностей (мелкое дробное движение и долгая позировка);
  • контраст движений в пространстве (динамика и статика движения);
  • противоположность характера;
  • контраст направлений.    

С целью обучения воспитанников основным способам и приемам варьирования разработан и проведен данный урок с презентацией.

Ход урока

После организационного момента и определения темы урока начинается разминка. Разминка -  неотъемлемая часть урока, она не только подготавливает мышцы и суставы к нагрузке, но и развивает физические данные обучающихся. Упражнения разминки варьируются с учетом дальнейших действий детей на уроке. Причем, разминка проводится вне зависимости от типа урока (учебный, анкетирование, контрольный, практика и т.д.).

Далее начинается презентация (слайды 1-4). В ней разбирается первый и самый простой способ изменения вариации – ритмический. Он позволяет, не изменяя шагов, поменять скорость их исполнения, что, в свою очередь, добавляет контрастности даже в самую несложную вариацию, убирая некоторую «монотонность» движений. В презентации также участвуют аниматоры. Далее, на слайде 5, сравниваются два варианта исполнения – до и после изменений. Завершив просмотр учащиеся получают время для самостоятельного повторения увиденного.

Слайды 6-9 демонстрируют способ добавления шагов в вариацию, без изменения ее стилистики. Во время показа слайдов 7 и 8 работают аниматоры, а на слайде 9 также сравниваются два варианта исполнения – до и после изменений. Педагогом акцентируется, что добавление или изменение шагов обязательно влечет за собой изменение ритма фигур и, как следствие, всей вариации. После просмотра учащиеся пробуют повторить увиденное.

Третий способ – изменение взаимодействия партнеров. Это может быть изменение поддержки (или ее исключение), общения партнеров (взглядом, контактно, бесконтактно). Изменение способов взаимодействия иногда ведет к незначительному изменению шагов в фигурах, не меняя их кардинально, но усиливая эффект от исполнения. Этот способ показан на слайдах 10-12, причем, во время показа слайдов 10 и 11 работают аниматоры, а на слайде 12 сравниваются два варианта исполнения – до и после изменений. Завершив просмотр учащиеся получают время для самостоятельного повторения увиденного.

И, наконец, слайды 13-15 демонстрируют самый сложный способ изменения вариации. При его использовании не изменяются ни шаги, ни ритм, ни ведение, но вариация получает развитие за счет эмоциональной окраски ее исполнения, усиления общения между партнерами и со зрителями, артистического обыгрывание музыки. Во время показа слайдов 13-14 работают аниматоры, слайд 15 сравнивает два типа исполнения. После просмотра учащиеся пробуют повторить увиденное, причем необходимо помогать младшим воспитанникам, которым этот способ дается тяжело (если только ученик не обладает харизмой).

Далее учащиеся получают задание выбрать в любом танце небольшой кусок вариации и попытаться его изменить, используя знания, полученные на уроке. Результаты демонстрируются в ходе игры «Мы – танцоры, мы – судьи».

В заключительной части подводятся итоги изучения темы и даются указания о необходимости самостоятельного и многократного повторения и закрепления понятий, терминов, а также применения полученных знаний и навыков на практике.

На уроке в качестве музыкального сопровождения используются мелодии румбы, ча-ча-ча, танго и медленного вальса из коллекции КСТ «Фаритон».

Конспект открытого занятия в группе 5 года обучения КСТ «Фаритон» педагога ДО Фаварисова Д.Р.

Дата проведения: 01 октября 2017 года

Время проведения: 18.30 – 20.00 (90 минут)

Место проведения: актовый зал школы № 52

Возраст детей: 12-15 лет.

Тема

Способы усложнения фигур в вариации

Тип занятия

Учебное
Занятие сообщения (изучения) новых знаний.
Занятие формирования умений и навыков.

Цель занятия

Способствовать формированию умения изменять фигуры и вариацию и навыкам таких изменений

Образовательные
задачи

- обеспечить в ходе занятия изучение и закрепление следующих основных понятий: фигура, вариация, ритмический рисунок, взаимодействие, ведение, общение;

- обеспечить в ходе выполнения заданий закрепление следующих фигур: правый поворот, спин поворот, плетение, шассе – в медленном вальсе,
прогрессивное звено, закрытый променад, открытый левый поворот, прогрессивно боковой шаг, твист поворот, браш теп – в танго,
открытый хип твист, алемана, чек, фехтование, обоюдный спот поворот – в румбе и ча-ча-ча;

- продолжить формирование следующих специальных умений: умение исполнять фигуры в вариации в правильных направлениях, умение вести партнершу.

Метапредметные
задачи

Способствовать
- развитию внимания, памяти, мышления, воображения, познавательного интереса;
- формированию настойчивости и самостоятельности

Личностные задачи

Формировать
- навыки культуры речевого общения;
- навыки культурного поведения;
- умение точно и качественно выполнять каждое задание.
Воспитывать
- доброжелательность, общительность, готовность сотрудничать;
- позитивное, дружеское общение партнера и партнерши

Помещение и оборудование

Актовый зал с зеркалами.
Проигрыватель, диски, компьютер, проектор

Применяемые
технологии

- здоровьесберегающие;
- игровые;
- физического воспитания

Этапы занятия

Этап

Содержание

Дозировка

Методические указания

Организационный этап

Построение, проверка присутствующих

1 мин.

Обратить внимание на форму обучающихся, на технику безопасности

Постановка цели
и задач занятия.

Сообщение цели и задач

0,5 мин.

Убедиться, что цель и задачи понятны обучающимся

Подготовительная часть

Разминка

22 мин.

Упражнения для мышц шеи

2 мин.

Следить за скоростью исполнения**

Упражнения для мышц плечевого пояса

2 мин.

Следить за амплитудой исполнения**

Упражнения для мышц торса и спины

3 мин.

Колени выпрямлены **

Упражнения для бедер

3 мин.

Колени выпрямлены**

Упражнения для коленей

3 мин.

Следить за постановкой спины*

Упражнения для мышц стопы

3 мин.

Колени выпрямлены***

Прыжки

3 мин.

Следить за дыханием

Вращения

3 мин.

Следить за работой головы

Восстановление дыхания

 

 

*** - контроль дыхания, ** - добавляется стретчинг

Основная часть

 

66 мин.

 

Изучение и практическое закрепление 1-го способа изменения шагов и фигур с использованием презентации

12 мин.

Отметить необходимость практического закрепления изученного способа.
Следить за осанкой, позицией стоп, направлениями

Изучение и практическое закрепление 2-го способа изменения шагов и фигур с использованием презентации

12 мин.

Отметить необходимость практического закрепления изученного способа.
Следить за осанкой, позицией стоп, направлениями

Изучение и практическое закрепление 3-го способа изменения шагов и фигур с использованием презентации

12 мин.

Отметить необходимость практического закрепления изученного способа.
Следить за осанкой, позицией стоп, направлениями

Изучение и практическое закрепление 4-го способа изменения шагов и фигур с использованием презентации

12 мин.

Отметить необходимость практического закрепления изученного способа.
Следить за осанкой, позицией стоп, направлениями

Самостоятельная работа по применению знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе урока

8 мин.

Контролировать процесс

Игра «Мы –танцоры, мы – судьи»

10 мин.

Отметить положительные моменты у каждой пары.
Указать на недочеты и ошибки. Контролировать процесс обсуждения

Заключительная часть

Построение, подведение итогов.

0,5 мин.

 

 *Список учебников по танцу, используемых в подготовке к уроку:

  • Волтер Лэйерд Техника латиноамериканских танцев. Румба. Лондон, 2014. -  62 с.
  • Волтер Лэйерд Техника латиноамериканских танцев. Ча-ча-ча. Лондон, 2014. -  80 с.
  • Гай Ховард. Техника исполнения европейских танцев. Танго. – Лондон, 2011. - 42 с.
  • Гай Ховард. Техника исполнения европейских танцев. Медленный вальс и основные принципы. – Лондон, 2011. - 80 с.