Урок на тему "Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот ". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (999 кБ)


Класс: 9

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о возможностях программирования на примере конкретного исполнителя  Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать представление у учащихся об исполнителе алгоритма Робот; познакомить учащихся с командами исполнителя и средой программирования КуМир; закрепить полученные знания на практике.
  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся стремления к активной познавательной деятельности, работе самостоятельно и в группе и пытаться самим разрешать возникающих проблем. Развивать активную речь, навыки абстрактно-логического мышления и креативной деятельности.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию познавательных интересов, трудолюбия, усидчивости, культуры умственного труда, бережного отношения к школьному имуществу,  умения работать в группе и самостоятельно, умения адекватно оценивать результаты своей работы.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • исполнитель алгоритма Робот;
  • СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; 
  •  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать  описания  алгоритмов  на  учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления  исполнителя Робот;  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Техники и технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология

Оборудование: Презентация к уроку: «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот», ПК, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал с условиями задач разного уровня сложности.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник - Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса/Н.Д. Уцгринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212 с.

Содержание урока

1. Организационный момент (2 мин)

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку - наличие всего необходимого на парте для урока.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Повторение пройденного материала. Учитель осуществляет фронтальный опрос учащихся на проверку изученного материала:

- На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Алгоритм. Исполнители алгоритма».

- Давайте вспомним: «Что такое алгоритм?».

- Кто такой исполнитель алгоритма?

- Кто может являться исполнителем алгоритма?

Визуальная проверка выполнения домашнего задания.

Задание 1.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. возведи в квадрат

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 64, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11121 — это алгоритм: вычти 1, вычти 1, вычти 1, возведи в квадрат, вычти 1, который преобразует число 7 в 15.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Ответ: 21212

Задание 2.

Цепочка из трёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:

– в середине цепочки стоит одна из бусин C, E, D, A;

– в конце – одна из бусин H, A, C, которой нет на втором месте;

– на первом месте – одна из бусин H, A, E, D, не стоящая в конце.

Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?

HCA AEA DAH ECC EEH ADE CEA AED EHA

В ответе запишите только количество цепочек.

Ответ: 3

Задание 3.

Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.

1. Вычисляются два числа – сумма четных цифр и сумма нечетных цифр заданного числа.

2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).

Пример. Исходное число: 2177. Сумма четных цифр — 2, сумма нечетных цифр — 15. Результат: 215.

Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата.

419 1319 2014 1811 1212 205 322 294 55 

В ответе запишите только количество чисел.

Ответ: 3

Задание 4.

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удваивается первый символ цепочки символов, а если чётна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ММЁТ, а если исходной была цепочка ПОЛЕ, то результатом работы алгоритма будет цепочка РПМЁТ.

Дана цепочка символов РУЧЕЙ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит:

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.

Ответ: ТТХЩЖЛТ

Рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы.

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

Учитель направляет детей для формулирования темы урока, вовлекает учащихся в процесс определения цели урока, задавая наводящие вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выдвигают предположения относительно темы и цели урока.

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.

Слайд 1 – Учащиеся записывают тему урока в рабочие тетради «Исполнитель алгоритма Робот».

4. Изучение нового материала

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот».

Слайд 2 – Учитель формирует представление у учащихся, об исполнителе алгоритма Робот.

Робот – это условный исполнитель. Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

Слайд 3 – Учитель знакомит учащихся с системой команд исполнителя Робот. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Слайд 4-16 – Учитель знакомит учащихся с программой Кумир, с основными правилами работы с исполнителем алгоритма Робот в среде программирования в программе Кумир. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.
Запуск программы:

Пуск – Все программы – НИИСИ РАН – Кумир

Выбор условного исполнителя:

Вставка – использовать Робот

Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п.

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота.

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

По умолчанию, размер окна 10 на 15 клеток. Если нам необходимо изменить количество строк и столбцов, то щелкаем Обстановка - Новая обстановка и задаем необходимые значения

  • Чтобы переместить Робота в новую позицию, щелкаем по нему левой кнопкой мыши и не отпуская ее тащим Робота в нужное место.
  • Чтобы добавить/удалить стену, щелкаем левой кнопкой мыши по границе клетки.
  • Чтобы закрасить/очистить клетку, щелкаем по ней левой кнопкой мыши
  • Чтобы добавить или убрать точку в клетку щелкаем по клетке, удерживая клавишу Ctrl

Для того чтобы сохранить (Обстановка - Сохранить  или Обстановка - Сохранить как).

После этого закрываем окно Обстановка и в основном окне программы выбираем Робот - Сменить стартовую обстановку

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Алгоритмические конструкции:

  • Линейная

алг
нач
<команда 1>
<команда 2>

<команда n>
кон

 

  • Ветвление

если <условие> то
<команда 1>
иначе <команда 2>
все

 

  •  Цикл

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. 

нц <количество повторений> раз
<команда 1>
<команда 2>

<команда n>
кц

Цикл с условием выполнение действий до тех пор, пока не перестанет выполняться условие

нц пока <условие>
<команда 1>
<команда 2>

<команда n>
кц

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не

Для запуска программы на выполнение: Выполнение – Выполнить непрерывно

5. Первичное закрепление полученных знаний

Слайд 17, 18 – Учитель на примере подробно разбирает решение задачи № 20.1 ОГЭ с использованием исполнителя Робот в среде программирования Кумир.

Пример

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные над горизонтальной стеной и ниже горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Решение:


 

6. Физкультминутка

Слайд 19 – Учащиеся выполняют упражнения для глаз под руководством учителя.

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 3. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 4. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ»

  • Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
  • Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
  • Рисуем глазами диагонали.
  • Рисуем взглядом квадрат.
  • Рисуем глазами бантики (восьмерку).
  • Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

7. Закрепление полученных знаний

Слайд 20 - Ученики работают практически за компьютерами с исполнителем Робот в среде КуМир, в которой выполняют задания с доски.

8. Домашнее задание

Слайд 21 - Сообщение домашнего задания.

Выполнить в программе Кумир задания 20 №20, 160, 300 с Образовательного портала для подготовки к экзаменам РЕШУ ОГЭ ИНФОРМАТИКА - https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=20

9. Итог урока (2 мин)

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.