Методическая разработка занятия в классе специального (коррекционного) образования по теме «Уинское – моя малая родина»

Разделы: Коррекционная педагогика


1. Пояснительная записка.

Малокомплектный класс специального (коррекционного) образования, куда входят учащиеся 3, 4, 5 классов. В данном классе обучается 6 детей. 1 ребенок – инвалид, 1 – опекаемый. 1 учащийся с девиантным поведением, состоит на учете в категории семей, находящихся в социально-опасном положении и на учете в ПДН.

1 учащийся обучается четвертый год, практически не умеет читать.

Занятие проводится согласно тематическому планированию курса краеведческой направленности «Мой Пермский край».

Обоснование выбора. Воспитание уважения, любви к Уинскому району, гордости за свою малую родину.

2. Планируемые результаты:

Знают:

  • название государства в которой живут, как называют людей  в ней;
  • могут объяснить, что такое «малая родина», называют ее признаки;
  • перечисляют все достопримечательности своей малой родины и могут о них кратко рассказать;

Базовые умения:

  • выражают свое отношение к своей малой родине, желание больше о ней знать;
  • вместе создают карту достопримечательностей, демонстрируют умение общаться друг с другом, слушать, развивают свою речь;

3. Тип занятия.

Урок изучения новых знаний.

4. Тема занятия.

«Уинское – моя малая родина».

5. Цель занятия.

Формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края, их истории и развитию.

6. Задачи занятия.

  1. Создать проблемную ситуацию и ввести ребят в тему занятия.
  2. Обеспечить осознание и овладение понятием «малая родина», признаками, которые характеризуют ее.
  3. Определить по видеосюжету достопримечательности Уинска.
  4. Выполнить учебный проект по составлению карты достопримечательностей.
  5. Подвести итоги коллективной работы, определить вклад каждого в ней.
  6. Написать пожелания своим землякам, близким людям, друзьям, малой родине  и т.д.

7. Форма проведения.

Урок - учебный проект.

8. Оборудование.

  1. Компьютер; мультимедийный проектор, презентация.
  2. Карта-схема села.
  3.  Фотографии достопримечательных мест: река Уя, завод, пруд, набережная, памятный знак, парк с памятником солдату, Московская горка, Медовый Спас, фото класса.
  4. Книги об Уинске.
  5. Видеосюжет об Уинске.
  6. Карточка со словом «Уинцы».
  7. Сердечки из бумаги для пожеланий.
  8. Сердечки на подарок детям.

Технологическая карта внеурочного занятия

Этапы внеурочного занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организация класса.

Мотивация

Здравствуйте, дети и уважаемые гости!
Ребята, вы обратили внимание, что на наше занятие пришли гости. Давайте подарим свои улыбки гостям и друг другу. Теперь посмотрите на меня. Я  желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое для себя.
Если будет трудно, я вам помогу. Ну что ж? Вперед!

Учащиеся сидят за партами.

2. Введение  в занятие.

Актуализация знаний

Просмотр видеосюжета о родном крае.

- О чем сюжет?

- Увидели знакомые места? Какие места?

- Приятно увидеть родные места?

- Настя расскажет нам стихотворение Зинаиды Александровой. Слушаем внимательно.

Просмотр видеосюжета
Ответы детей
 

(Слайд села)

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

 

- о Родине

- Старый дом, смородина,березка, родной двор.

- Будем говорить о Родине.

 

- О чем стихотворение?

- Что обычно вспоминают люди о малой родине?

- Какова будет тема нашего занятия?

(слайд «Уинское – моя малая родина»)

Ответы детей.

Ответы детей (Россия).

Ответы детей (Гражданин РФ).

 

- Прочитаем тему урока.

-  Верно, это занятие посвящено самому главному в жизни человека - его Родине.

- Что человек называет своей Родиной?

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Гражданами какой страны вы являетесь?

- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Российской Федерацией,  Россией. Вы – россияне! Россия –  самая большая страна в мире. Наша страна очень красива и богата. Здесь живут талантливые люди. 

Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями. Верно сказала  Настя «Родина бывает разная, но у всех она одна». У всех нас Родина – Россия, самая большая страна на свете. А малая Родина у каждого своя!

Давайте уточним, что каждый из вас считает своей малой родиной?

(слайд « моя.. малая.. родина..)

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Что значит моя?

Что значит малая?

Что значит родина?

Учитель беседует с детьми и подводит их к выводам, что :
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Для нас малая родина – это  Пермский край, село где мы родились и где живут наши родители, бабушки и дедушки.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

А Родина неразрывно связана с историей края, нашего села. Нельзя считать себя полноправным жителем Уинской земли, не зная о ней ничего.  Село наше возникло давно, с тех пор прошло 267 лет.

Но, несмотря на такой возраст, село наше молодеет день ото дня, живет и процветает. Радует нас природной красотой, родным теплом.
Сегодня на уроке мы поговорим об истории села, о  красивых родных местах. Я уверена, что  история нашего края довольно богата событиями, удивительна и интересна.

(карта-схема на доске)

- Обратили внимание на своеобразную карту-схему села. В процессе урока, выступая, мы будем заполнять нашу карту фотографиями и посмотрим, как она будет выглядеть в конце занятия.

- Что видим в центре нашей карты? – Какая река протекает в центре села? Благодаря реке зародилась жизнь на этом месте, где мы живем. Вот от реки мы с Вами и начнем составлять нашу карту.

К данному занятию  вы все долго и старательно  готовились.

Ответы детей (река Уя)

3. Основное содержание внеурочного занятия
 

История названия села

- Об истории названия села расскажет Егор. (слайд «река»)

История названия нашего села Уинское хранится в легендах уже много сотен лет и передается от родителей к детям. По одной из таких легенд, село Уинское  получило название от реки УЯ. Название реки в переводе с башкирского языка «неспящий», «недремлющий». На самом деле река Уя никогда не замерзает даже в самые лютые морозы мы слышим журчание вечно текущей воды.

(слайд «незамерзающий»)

- Посмотрите на слайд. Вот такая красивая, завораживающая река Уя, протекает по центу села.

- Спасибо, Егор. А теперь  возьми со стола фотографию  реки и прикрепи её к карте на нужное место.

 

 

Рассказывает Егор

Егор берет фотографию реки Уи и крепит на карту.

 

История создания медеплавильного завода.

Данную историю нам расскажет Дениc.

(слайд «купец»)

- На берегу Уи, рядом с  Кержачьей горой два с лишним века назад появился  кунгурский купец Тимофей Иванович Шавкунов. Купец влюбился в  наши красивые места и решил построить здесь медеплавильный завод, так как в наших землях нашли медь. Завод для добывания меди был построен в 1749 году и назвали его Уинским.  На заводе трудилось много местных жителей. Это было 267 лет назад.

(слайд «завод»)

- Спасибо,Денис. Найди на столе свою фотографию и прикрепи в нужное место на карте.

- Ребята, кто же  построил медеплавильный завод на реке Уе? ( Шавкунов Т.И.) Посмотрите на экран, примерно так выглядел медеплавильный завод в давние-давние времена. Узнаете это место?

Рассказывает Денис

 

Денис берет фотографию завода и крепит на карту.
Дети отвечают.

 

Пруд. (слайд «пруд») рассказывает учитель.

-  Одновременно с заводом появился большой пруд. Он нужен был для работы завода. Пруд стал самым красивым местом в селе.

(На экране фотография с остатками медеплавильного завода на реке Уе).

- На данной фотографии можно увидеть остатки когда-то стоявшего здесь завода.
- Где это место?
Деревянные брёвна, торчащие из реки, являются остатками завода. Вот так выглядела плотина пруда много лет назад, когда ваши бабушки и дедушки учились в школе.
Пруд и сейчас  радует нас и гостей села  своей красотой и неповторимостью летом и зимой.

учитель

 

 

Дети отвечают

 

 

Набережная.

(слайд «набережная пруда»)
- О набережной нам расскажет Максим.
- Набережная  пруда - гордость села, любимое место прогулок местных жителей.   Особенно много людей на набережной летом, когда берег пруда превращается в пляж.
- Спасибо, Максим. А сейчас возьми фотографию и прикрепи на нужное место.
- Ребята, назовите любимое место летнего отдыха односельчан? (набережная пруда).

 

 

Рассказывает Максим
Максим крепит фотографию к карте

 

Московская горка.

(слайд «горка»)

Настя продолжит рассказ.

- С набережной пруда открывается волшебный вид на Московскую горку, о которой сложено много легенд. 

Наша горка имела несколько названий – Кержачья, Ленинская. И теперь называется Московская.

 «Кержачьей» в давние времена нашу горку называли потому, что на вершине горы жили приезжие чужие люди. Местные жители звали их кержаками. И гору стали называть Кержачьей.

(слайд «старая горка»)

Долгое время горка  не была покрыта деревьями и лет 40 назад на ней был посажен лес. Теперь наша горка выглядит так.

(Слайд «современная горка»)

- Посмотрите на слайд, как величественна и волшебна наша красавица - горка.

- Спасибо, Настя! А сейчас  возьми карточку и прикрепи на нужное место.
- Как называется это волшебное место в нашем селе?

Обратите внимание, какой яркой и интересной становится наша рукотворная карта.

 

Рассказывает Настя

 

 

 

 

 

Настя крепит фотографию к карте.

 

Памятный знак «Колесо истории». Рассказывает Денис.

(слайд «памятный знак»)

- А сейчас послушаем Шишкина Дениса.

- В 2006 году в центре села, на месте, где был основан медеплавильный завод, установлен памятный  знак «Колесо Истории». В центре композиции капля воды - источник всего живого.

- Спасибо, Денис. А сейчас возьми фотографию и прикрепи на нужное место. С изображением чего берем фотографию? (памятный знак)

- Посмотрите на экран, вот так выглядит памятный знак. Капля воды – источник зарождения живого, история зарождения жизни нашего села.

 

Рассказывает Денис

 

Денис крепит фотографию на карту.

 

Уинский парк. Рассказывает учитель.

(слайд «Уинский парк  и памятник погибшим»)

- Это что за место? Вы бывали здесь?

- Уинский парк - красивый сад в центре села, место отдыха сельчан. В парке стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фигура солдата возвышается над нами, а на мемориальных плитах вписаны 199 имен солдат,  наших земляков, погибших за Родину.

-  Мне поможет Миша.  Возьмет  фотографию и закрепит на карте.

- Скажите, ребята, а как человек сохраняет память о погибших? О военных событиях?

- Каждый год 9 мая к памятнику Неизвестного Солдата приходят жители села, чтобы почтить память погибших, вспомнить тех, кто не смог вернуться домой с поля боя, говорим слова благодарности всем, кто защищал Родину от врагов.

(слайд «мемориальная доска»)

- Где находится эта мемориальная доска?
- На стене нашей школы (слева) находится мемориальная доска с надписью, что  в нашей школе работал учителем наш земляк, участник войны Максимов Эдиссон  Михайлович. Он прошел всю войну, вернулся домой и много лет учил детей. Это был замечательный учитель, его помнят и знают ваши бабушки и дедушки.
Мы должны хранить память о тех, кто защищал нашу страну  от врага.
- Как мы будем хранить память о защитниках Родины?

 

Дети отвечают

Рассказывает учитель.

 

Ученик крепит фотографию на карте.
Дети отвечают:

- Возлагаем венки, цветы к памятнику, проводим встречи с ветеранами, помогаем пожилым людям.
Дети отвечают

Рассказывать другим, возлагать цветы, вспоминать.

 

Работа с книгами.

- Дети, на столе у каждого лежит книга. Возьмите в руки книгу и прочтите название.
Проговорите, как называется ваша книга.
- Все данные книги о нашем селе и написали их поэты и писатели, родившиеся и живущие когда – то в Уинске. Уинск для них – малая родина, которую они очень ценят. Даже прославили в своих произведениях.
Откройте книгу в месте закладки и прочтите частичку. Сначала про себя, потом Слушаем детей.
-  Как отзываются авторы книг о своей малой родине? Можно сказать, что они любят родной край, где выросли и где прошло их детство?
- Закроем книги и отложим на край парты.
- Из данных произведений видно, что писатели и поэты – земляки любят наше село, восхищаются местной красотой, прославляют родину.

 

Дети берут книги, читают название.

 

Дети читают поочередно.

 

Медовая столица Прикамья.

У нас есть еще один выступающий  Радиф. Он нам расскажет еще об одном важном ежегодном событии нашего села.

(слайд «медовая столица»)

- Сегодня наше село – Медовая столица Прикамья, самое красивое и живописное место Пермского края. На протяжении многих лет  на нашей родине  проводится фестиваль  «Медовый Спас», ярмарка меда, на которую приезжают пчеловоды  из дальних городов и республик.

(слайд «ярмарка меда», «грамота»)

- Мои папа и мама – пчеловоды, они не раз принимали участие в ярмарке меда. Папа даже получил звание «Лучший пчеловод  Уинского  района». Я помогаю родителям ухаживать за пчелами, а значит, моя семья вносит свой положительный вклад в процветание Уинского края. На экране грамота Законодательного Собрания Пермского края, которой наградили папу за хороший труд.

-  Спасибо, Радиф. Прикрепи фото к  нашей карте

 

 

 

Рассказывает Радиф.

 

 

 

Радиф крепит фотографию на карту

 

Карта.

- Все вы  участвовали в составлении карты.
- А сейчас посмотрим на карту – что у нас получилось? Что мы отметили на карте? (достопримечательности)

Мы создали красивую карту-схему с достопримечательностями, интересными и памятными местами  нашего села.
- Довольны ли вы своей работой?

 

Дети отвечают

- Достопримечательности

Дети отвечают

4. Подведение итога работы

– Сегодня мы с вами совершили, очень интересное путешествие.
Россия, Родина, малая родина. Наша малая родина – родное село Уинское, дороже и ближе которого ничего нет. Наша малая родина со своими неповторимыми приметами и достопримечательностями: пруд, Московская горка, Набережная, парк, река Уя дорога нам.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

 

 

5. Рефлексия

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам закончить три предложения своими мыслями:
(слайды)

Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я хочу пожелать ей…

- Малая родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!

Мы сегодня услышали и увидели как красиво и неповторимо наше село. Ребята, а ведь все достопримечательности создают люди, живущие в нашем селе, ваши знакомые, родственники, даже родители и вы сами,  когда делаете хорошие дела. А значит люди и есть главная ценность, драгоценность нашей малой родины. А значит  это вы тоже. Не будет село красивым и чистым, если не постараются люди.

- Как назовем людей, нас с вами, живущих в Уинске? 

(Пермь – пермяки, Кунгур - кунгуряки)

- Кто такие уинцы? (люди, живущие в нашем селе).

- А сейчас я предлагаю вам написать пожелания.

Нашим землякам, людям, живущим в Уинске. А может быть вы напишите пожелание своим родителям, родным, или друг другу, а может быть мне. Ведь мы все УИНЦЫ. Пожелания напишите  на сердечках, которые лежат у вас на столах и прикрепите на карту.

- Что пожелали Уинцам?

Эту карту мы подарим школьному музею. Пусть гости нашей школы любуются нашим творчеством и читают добрые пожелания уинцам.

- Наше занятие подходит к концу. Всех благодарю за работу и старания.
Мы с вами Уинцы. Будем гордиться своим званием и приносить пользу малой родине, своей стране.

А на память об уроке подарю вам кусочек сердца нашей малой родины.

Спасибо за работу. Урок окончен.

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают:
- люди, живущие в нашем селе.
Дети пишут пожелания и крепят их на карту.
Дети отвечают выборочно
Учитель дарит сувениры - сердечки