Цели:
- познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы
- совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности;
- формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала.
Тип урока: открытие нового знания
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Обратите внимание, перед вами лежат рабочий и оценочный листы, подпишите их, они будут нужны вам для работы на уроке. (см. Приложение)
2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей.
Мы с вами продолжаем знакомство с историей Средних веков.
В истории стран Западной Европы произошли важные изменения: ремесло отделилось от сельского хозяйства, развивалась торговля, росли города. Наряду с этими изменениями в Европе наблюдался процесс, может быть пока еще не такой заметный, но очень важный: началось образование единых централизованных государств. Мы приступаем к изучению новой главы: «Образование централизованных государств Западной Европы».
- Выясним, что такое централизованное государство? Обратимся к словарю в рабочем листе.
Ученик читает:
«Централизованное государство – это государство, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском».
- Ребята, на основе понятия выделите характерные черты централизованного государства. (выделяют черты)
Характерные черты централизованного государства.
- Король – главный правитель страны
- Контроль короля над всеми землями
- Складывание единого аппарата управления
- Единые законы
- Единые деньги
- Постоянное войско
Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, чем крестовые походы. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с Франции.
В 11 веке Франция делилась на ряд крупных феодальных владений (учитель показывает на карте): герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств – Анжу, Тулуза, Шампань.
- Ребята у вас на столах лежат пазлы. Используя карту, соберите из них территорию Франции. (40 секунд на выполнение задания)
- Ребята, на основе сказанного, попробуйте сформулировать тему урока. (формулируют тему урока)
- Мы сегодня будем рассматривать как во Франции шел процесс формирования единого государства.
Тема урока: «Как происходило объединение Франции»
- Предположите, что мы должны выяснить на уроке.
(Сегодня на уроке я хочу узнать, выяснить, понять) (формулируют вопросы)
Формулирование проблемного вопроса: Определить значение объединения Франции?
- Работать будем по плану.
План урока.
- Предпосылки объединения страны.
- Кто был заинтересован в объединении страны.
- Первые успехи объединения.
- Генеральные штаты.
3.Работа по теме урока.
1. Работа с документом.
Мы должны определить предпосылки объединения Франции, а в этом нам поможет исторический документ.
Задание: Давайте прочитаем и ответим на вопросы (2 минуты на задание)
Сугерий «О жизни короля Людовика Толстого»
Умиротворение баронов
Священный долг королей – мощною рукой обуздать дерзость тиранов, которые раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, губят бедный люд, разоряют церкви и столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большей и большей яростью… пример тому – Томас Марль, человек отчаянный… Все истреблял, все губил… По просьбе и жалобам сего великого собора король (Людовик) немедленно двинул против него свое войско… Приступом взявши крепкую башню, как если бы она была хижиной крестьянина, привел в расстройство преступников… и без милосердия их уничтожил… Разрушивши эту башню, установил он в стране сладостный мир… Степанова В.Е. Хрестоматия. История Средних веков (V -XV века). М.,1980. С.241-243.
- О каких событиях идет речь в документе? Найдите в тексте предложение и подчеркните. (О наказание королем грабивших страну баронов)
- Кто, прежде всего, страдал от событий, упомянутых в документах? (Страдали простые люди)
- Как эти события влияли на внутреннюю обстановку в стране? (Они ослабляли страну, а жизнь простых людей делали невыносимой)
- Кто (по содержанию документов) решал эти проблемы? (Эти проблемы решал король, т.е. глава центральной власти государства)
- Какой вывод можно сделать на основе документа? (формулируют выводы)
Вывод: Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела порядок в стране.
2. Работа с учебником.
- Как относились разные сословия и категории населения к сильной власти?
Для этого обратимся к учебнику с. 151
- Какие сословия средневекового общества вы знаете? (крестьяне, духовенство, горожане, мелкие и средние феодалы)
- Кто выступил союзником короля в объединении страны? На этот вопрос вы ответите, поработав в группах. (даю название группам)
Задание для первой группы - «Горожане»: работая с текстом п. 1 п.18, исследуйте и выскажите мнение горожан о процессе объединения стран.
Задание для второй группы – «Мелкие и средние феодалы»: работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение мелких и средних феодалов о процессе объединения страны.
Задание для третьей группы – «Крестьяне»: работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение крестьян о процессе объединения страны. (3 минуты)
- Слушая выступления групп, составляете кластер в рабочем листе «Кто был заинтересован в объединении страны» (выступление групп)
- Ребята, а кто еще был заинтересован в объединении страны? (духовенство) Почему? (церковь несла большие потери от междоусобных войн)
«Кто был заинтересован в объединении»
- Кто был против объединения страны? (крупные феодалы)
Итак, как мы видим, что большая часть населения была заинтересована в создании централизованного государства с сильной властью.
- Ребята, вы поработали в группах, составили кластер. Оцените свою работу в оценочном листе.
Динамическая пауза.
Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!
Давайте немного дадим своим глазкам отдохнуть. Вы попали во Францию, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Выполните упражнение: крепко зажмурьте глаза и резко их откройте 3 раза.
3. Работа с картой.
Работая с исторической картой на с. 154 учебника ответьте на вопросы.
1. Каким цветом обозначены владения короля в начале 12 века?
2. Какой город был столицей?
3. Каким цветом обозначены владения крупных феодалов?
4. Сравните владения короля и владения феодалов?
5. Кто еще владел землей на территории Франции?
(Проверка выполнения задания)
- Анализируя карту, мы видим, что королю нужно было расширять свои владения. Увеличивая свои владения, необходимо усиливать свою власть. А это длительный процесс.
- Слушая выступления одноклассников, вы познакомитесь с успехами французских королей в процессе образования единого государства.
4. Сообщение учеников о деятельности королей.
- король Филипп II Август. (Больших успехов в процессе образования единого государства добился французский король Филипп II Август. Он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату, увеличив его в пять раз. В 1214 г. Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.) (слайд с успехами)
- король Людовик IX Святой. Людовик IX Святой стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы на территории всей страны. Создал королевский суд, установил «40 дней короля» - срок, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты у короля. Ввел единую для всей страны денежную единицу и создал наемную армию.
- король Филипп IV Красивый Филипп IV Красивый укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством в деле централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления. Король старался расширить территорию страны. При нем были присоединены графство Шампань и королевство Наварра. Желая пополнить казну, Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, проводил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик». Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.
В борьбе с папой Филипп IV Красивый решил опереться на широкие круги населения Франции и создал в 1302 г. Генеральные штаты. Обратите внимание на дату, которую нужно запомнить.
5. Работа с иллюстрацией.
Задание: рассмотрите гравюру «Заседание Генеральных штатов» на с. 157 учебника
- На гравюре видно, что три сословия участвовали в заседаниях Генеральных штатов отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним
- Где находится король?
- Какой момент Генеральных штатов изображен на рисунке?
Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Право созыва осталось за королем, но он не был им подотчетен. В целом
Генеральные штаты мало ограничивали власть короля, но располагали возможностью контролировать его действия. Сословия могли уклоняться от выполнения решений, принятых королем. Так в начале 14 века во Франции возникла сословная монархия.
- Вспомните, что такое монархия? (форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству)
Сословная монархия – государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
Ребята, какой вопрос выделяли как главный. Определить значение объединения Франции? (Франция становится единым государством, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском)
- Как мы можем на карте отразить, что Франция стала единой? (одним цветом)
- Соберите территорию Франции из пазлов.
Закрепление.
- Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации.
- Что такое Генеральные штаты? Какова причина их возникновения?
- Что такое сословная монархия?
- А сейчас во Франции кто стоит во главе государства?
Предлагаю вспомнить основные моменты урока. В рабочем листе выполните тест.
1. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию?
А) объединенное
Б) централизованное
В) демократическое
2. Верно ли следующее суждение?
Во Франции в 12-14 вв. шел процесс «собирания» территории, формирование единого государства.
А) верно
Б) неверно
3. Орган сословного представительства во Франции
А) Генеральные штаты
Б) парламент
В) палата шахматной доски
4. Когда впервые были созваны Генеральные штаты во Франции?
А) 1304 г.
Б) 1209 г.
В) 1302 г.
5. Как называется централизованное государство, в котором король опирается на сословный орган управления?
А) конституционная монархия
Б) сословная монархия
В) просвещенная монархия
Проверка теста. Самопроверка.
Памятка по самопроверке.
- На «5» - 5 правильных ответов
- На «4» - 4 правильных ответа
- На «3» - 3 правильных ответа
- На «2» - 2 правильных ответа
Рефлексия. Продолжи предложения
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Я испытывал трудности при…
Оценивание учеников
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Как бы вы оценили работу в группе на уроке?
- Что вам понравилось в вашей работе?
Домашняя задание.
- Параграф 18; контурная карта с. 5 зад. 2, 3
- Творческое задание: составить кроссворд по теме урока или написать мини-сочинение по теме «Заседание Генеральных штатов».