Качество образования в образовательных организациях: технология оценивания

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом, следует отметить, что “... термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения” (3).

Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и разработки предлагают внедрить новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным, выступают ожидаемые результаты.
  • Критерии оценивания заранее известны педагогам и учащимся.
  • Система выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Эти принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии формам формирующего оценивания в оценке учебных достижений.

Формирующее оценивание: центрировано на ученике; направляется учителем; разносторонне результативно; формирует учебный процесс; определено контекстом; непрерывно; основано на качественном преподавании.

В начале урока учитель обсуждает с целым классом учебные цели, то есть, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока дается устная и письменная работа: их ответы работы соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чем они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Для этого задаются вопросы, ведется наблюдение и беседа с детьми. Одной из эффективных способов оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы могут быть:

- Какие еще примеры можно привести...

- Как ты можешь доказать ...

- Как можно решить...

В ходе беседы необходимо вести наблюдение за детьми и слушать их ответы: так можно оценить, как происходит усвоение данного материала, как происходит учение.

Одной из форм оценивания усвоения учебного материала является переход к дифференцированной работе в группах. Разделить класс на группы: по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания; сформировать смешанные группы, где ученикам овладевшими материалом, поставлена задача помочь справиться остальным участникам группы.

Ещё одной из форм оценивания являются интегрированные беседы-обсуждения, где определив заранее ученика, можно оценить понимание, обнаружить причину затруднений и ошибочных понятий, фиксировать сложные моменты в решении. В ходе обсуждения совместно со всеми детьми будут найдены ответы на все вопросы.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.

Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Основная форма оценивания является проведения письменных самостоятельных, контрольных, диагностических работ на уроке. Анализ этих работ вместе с учениками является самым эффективным при оценивании. Можно вызвать ученика к доске и совместно с классом обсудить решение того или иного задания, выявить ошибку, найти пути решения, объяснить почему произошла эта ошибка. В завершении высказать свое мнение, отметить прогресс, достигнутый в ходе выполнения этой работы.

Проверка понимания материала проводиться с заранее подготовленными вопросами, которые позволяют оценить знания по изученному материалу. Она помогает для дальнейшего планирования этапов урока.

Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем и учениками. Можно дать детям критерии, по которым оценить индивидуальную или групповую работу, и попросить провести это оценивание самостоятельно или в парах. Определить, чего пока не хватает, чтобы работа соответствовала этим критериям, и предложить какие-то конкретные изменения.

Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Для этого используются вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться как с соседом , так и со всем классом. После обсуждения собираются все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация не является контрольным опросом, её цель - диагностика. Подводиться краткий итог и фиксируется для учеников, что они узнали, поняли, могут применять на данный момент и что будут делать дальше. Таким образом, постановка учебных целей следует за представлениями учеников и строится с опорой на них.

Приведенные примеры показывают, как учитель выстраивает процесс оценивания результатов и использует полученную информацию как индикатор их понимания и планирует следующие шаги в преподавании и учении.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013.
  2. Лазарев В.С. Деятельностный подход в образовании. В Сб.Материалы научно-практического семинара “Система обеспечения качества в дистанционном образовании: опыт, проблемы, технологии”, апрель 2001. Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК), Москва.
  3. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. - С-Пб- Москва, Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2000, - 240 с.