Методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации". Тема: "Прибыль и рентабельность предприятия"

Разделы: Экономика


Цели урока:

  • Образовательная: знакомство с основными понятиями «рентабельность предприятия», «рентабельность продукции», их сущностью, формирование умения анализировать работу предприятия.
  • Воспитательная: формирование расчетливости, усидчивости, качеств личности, развитие интеллектуальных способностей.
  • Развивающая: умение решать производственные задачи, анализировать эффективность использования материальных ресурсов предприятием.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы проведения: Беседа, лекция, фронтальный опрос.

Межпредметные связи: Курс «Экономика организации» связан с дисциплинами «Экономика», «Бухгалтерский учет».

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Выдача домашнего задания.

Дидактические средства: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, доска для работы с мелом, рабочая тетрадь, конспект лекций.

Методические средства: алгоритм решения задач, карточки с условием задач, карточки с тестовым заданием (приведены ниже), презентация.

ЭТАПЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕРНОЙ РАЗБИВКОЙ НА МИНУТЫ

Организационный этап  (5 мин).

Взаимное приветствие преподавателя со студентами.

Проверка посещаемости.

Активизация на учебную деятельность.

Актуализация знаний - 10 мин.

Занятие проводится с применением групповых технологий: все учащиеся самостоятельно объединяются в группы экспертов по 3 – 4 человека: в течение урока действует накопительная система баллов, которые начисляются всей команде -  за правильные ответы при повторении изученного материала, за решение задач, за правильно выполненные тестовые задания.

Для устного повторения изученного материала используется презентация: по ходу демонстрации слайдов студентам задаются вопросы для выяснения степени усвоения изученного материала:

  • дайте определение понятию «себестоимость» (затраты предприятия на производство и реализацию продукции)
  • назовите экономические элементы, формирующие себестоимость продукции (основные и вспомогательные материалы, фонд оплаты труда,
  • стоимость топлива и электроэнергии, амортизация ОФ, ЕСН, прочие расходы)
  • что такое ЕСН? (единый социальный налог)
  • какой показатель в структуре себестоимости относится к вновь созданной стоимости? (фонд оплаты труда, амортизация, ЕСН, прочие расходы)
  • какая часть себестоимости относится к перенесённой стоимости? (стоимость материалов и электроэнергии)
  • какие элементы формируют цену продукции? (себестоимость, прибыль, НДС)
  • расшифруйте аббревиатуру НДС (налог на добавленную стоимость)  

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 10 мин.

Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю – прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно? Нет. Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесёнными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности.
Известны два варианта определения нормы рентабельности.

Отношение прибыли к себестоимости, выраженное в процентах. Определяется по формуле:

R =  × 100

где R – рентабельность; П – прибыль; С – себестоимость

Отношение расчётной (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, также выражаемое в процентах. Определяется по формуле

R =  × 100

где  R – рентабельность; П – чистая прибыль; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов; ОС – среднегодовой остаток оборотных средств.

Используются следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность производственных фондов – рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств.

2. Рентабельность продукции. Рассчитывается по всей реализованной продукции и по отдельным её видам. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации товарной продукции к её полной себестоимости.

3. Рентабельность вложений в предприятие - определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу (отражающему состояние ресурсов в денежном виде). Кроме прибыли, при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.

4. Рентабельность собственных средств предприятия – определяется как отношение чистой прибыли к его собственным средствам.

5.  Рентабельность долгосрочных финансовых вложений – рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.

Повышения уровня рентабельности можно добиться следующими путями:

  • увеличением оптовых цен в результате повышения качества продукции;
  • снижением себестоимости (для материалоёмких отраслей промышленности – за счёт экономии материальных ресурсов; для трудоёмких – за счёт роста производительности труда; для фондоёмких – путём улучшения использования основных производственных фондов)
  • увеличением объёма производства за счёт внутри производственных резервов без привлечения дополнительных внутрипроизводственных резервов без привлечения дополнительных капитальных вложений для расширения производства;
  • переходом к выпуску более конкурентоспособной продукции, что приведёт к увеличению прибыли и соответственно к повышению уровня рентабельности;
  • улучшением использования основных производственных фондов и оборотных средств. Так как их стоимость находится в обратно пропорциональной зависимости от рентабельности, то сокращение производственных фондов ведёт не только к увеличению рентабельности, но и к росту прибыли.

В заключение следует отметить, что рентабельность – очень важный экономический показатель функционирования предприятия любой формы собственности и размера. Поэтому повышение рентабельности – одна из главных целей, к которой стремится каждый производитель.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРАЛА (15 мин).

Закрепление полученных знаний и умений в виде решения задач.

Для решения задач в группах учащимся раздаются бланки – задания: каждый участник команды в ходе решения своей задачи должен проанализировать результаты маркетингового исследования по внедрению нового продукта на рынок и записать результаты в бланк; главный эксперт  в  группе выделяет самый рентабельный продукт и отображает рентабельность на диаграмме. Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить тестовое задание по вариантам. Правильность выполнения тестовых заданий учащиеся проверяют самостоятельно, предварительно обмениваясь выполненными заданиями

Задачи приведены ниже.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин).

Оценка работы студентов на занятии. Все поставленные оценки необходимо прокомментировать.
Замечания по уроку

ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Используя конспект лекции составить таблицу «Виды рентабельности».

Условие задач

Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль на единицу продукции (руб.)
П

Рентабельность
%
R

Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

Себестоимость
С

в том числе вновь созданная стоимость
В

480

200

 

386

198

 

 

 

543

350

 

475

215

 

 

 

398

200

 

321

165

 

 

 

571

100

 

506

274

 

 

 

Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)

Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль на единицу продукции (руб.)
П

Рентабельность
%
R

Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

Себестоимость
С

в том числе вновь созданная стоимость
В

1240

300

 

1110

645

 

 

 

1375

280

 

984

710

 

 

 

1596

350

 

1163

540

 

 

 

1644

360

 

1214

850

 

 

 

Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)

Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль на единицу продукции (руб.)
П

Рентабельность
%
R

Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

Себестоимость
С

в том числе вновь созданная стоимость
В

2340

270

 

1980

1170

 

 

 

1980

250

 

1650

993

 

 

 

2130

230

 

1680

1080

 

 

 

2250

280

 

1870

1540

 

 

 

Вариант 4: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)

Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль на единицу продукции (руб.)
П

Рентабельность
%
R

Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

Себестоимость
С

в том числе вновь созданная стоимость
В

1640

220

 

1280

960

 

 

 

1280

260

 

1002

770

 

 

 

1370

320

 

1109

650

 

 

 

1550

330

 

1190

740

 

 

 

Вариант 5: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль на единицу продукции (руб.)
П

Рентабельность
%
R

Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

Себестоимость
С

в том числе вновь созданная стоимость
В

2360

280

 

1820

1390

 

 

 

2180

260

 

1710

1280

 

 

 

2270

240

 

1740

1150

 

 

 

2450

220

 

2090

1510

 

 

 

Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль на единицу продукции (руб.)
П

Рентабельность
%
R

Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

Себестоимость
С

в том числе вновь созданная стоимость
В

1460

260

 

1190

740

 

 

 

1370

270

 

1050

821

 

 

 

1550

230

 

1224

935

 

 

 

1820

220

 

1389

984

 

 

 

Для объяснения алгоритма  решения задач по расчёту возможной прибыли (убытка) используются слайды на интерактивной доске.  Алгоритм решения задачи:

1. Определяется выручка от реализации партии товара:

Ц × К = 1367×100 = 136700

2. Определяется прибыль по формуле: П = Ц – (С + 0,18×В)

П = 1367 – (1108 + 0,18×682) = 1367 – (1108 + 122.76) = 136.24

3. Определяется рентабельность продукции по формуле:

R = П/С × 100 = 136.24/1108 × 100 = 12,3%

4. Определяется прибыль от реализации

П ×К = 13624 (руб.)

Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) 
П

Рентабель-ность
%
R

Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

Себестои-мость 
С

В том числе вновь созданная стоимость
В

480

200

96000

386

198

58.36

15,1

11672

543

350

190050

475

215

29.30

6,2

10255

398

200

79600

321

165

47.30

14,7

9460

571

100

57100

506

274

15.68

3,15

1568

Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)
П

Рентабель-ность
%
R

Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

Себестои-мость
С

В том числе вновь созданная стоимость
В

1240

300

372000

1110

645

13.90

1,3

4170

1375

280

385000

984

710

263.2

26,7

385000

1596

350

5493600

1163

540

335.80

28,9

117530

1644

360

591840

1214

850

277

22,8

99720

Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)
П

Рентабель-ность
%
R

Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

Себестои-мость
С 

В том числе вновь созданная стоимость
В

2340

270

631800  

1980

1170

149.40

7,5

40338

1980

250

495000

1650

993

151.26

9,2

37815

2130

230

489900

1680

1080

255.60

15,2

58788

2250

280

630000

1870

1540

102.80

5,5

28784

Вариант 4:  расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)
П

Рентабель-ность
%
R

Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

Себестои-мость
С

В том числе вновь созданная стоимость
В

1640

220

360800

1280

960

187.20

14,6

41184

1280

260

358800

1002

770

139.40

13,9

36244

1370

320

438400

1109

650

144.00

13,0

46080

1550

330

511500

1190

740

226.80

19,05

74844

5 вариант: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)
П

Рентабель-ность
%
R

Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

Себестои-мость
С

В том числе вновь созданная стоимость
В

2360

280

660800

1820

1390

289.80

15,9

81114

2180

260

730600

1710

1280

239.60

14,1

62296

2270

240

544800

1740

1150

323.00

18,6

77520

2450

220

539000

2090

1510

88.20

  4,2

19404

Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц

Выпуск и реализация продукции (шт.)
К

Выручка (руб.)

Себестоимость единицы продукции

Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)
П

Рентабель-ность
%
R

Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

Себестои-мость
С

В том числе вновь созданная стоимость
В

1460

260

379600

1190

740

136.80

11,5

35568.00

1370

270

369900

1050

821

162.22

15,4

43799.40

1550

230

356500

1224

935

157.70

12,9

36271.00

1820

220

400400

1389

984

253.88

18,3

55853.60

Вариант 1

1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «вновь созданная стоимость»:
а) фонд оплаты труда;
б) стоимость основных материалов;
в) стоимость вспомогательных материалов.

2. Понятие «балансовая прибыль предприятия» включает:
а) выручку, полученную от реализации продукции;
б) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов;
в) прибыль от реализации продукции и внереализационные доходы (расходы).

3. В понятие «рентабельность предприятия» входят:
а) получаемая предприятием прибыль;
б) отношение расчётной прибыли к средней стоимости ОФ и ОС;
в) отношение прибыли к цене изделия.

4. Понятие «расчётная прибыль» включает в себя:
а) выручку, полученную от реализации;
б) балансовую прибыль за  вычетом налогов и первоочередных платежей;
в) затраты на производство реализованной продукции.

5. Что входит в понятие «внереализационные операции»
а) полученные (уплаченные) штрафы и неустойки;
б) списание безнадёжных долгов;
в) и то, и другое .

Вариант 2

1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «материальные затраты»:
а) фонд оплаты труда;
б) стоимость основных материалов;
в) единый социальный налог.

2. Понятие «прибыль от реализации продукции» включает в себя:
а) выручку, полученную от реализации продукции;
б) затраты на производство реализованной продукции;
в) разность между объёмом реализованной продукции (без НДС и акциза) и себестоимостью

3. Рентабельность продукции определяется:
а) отношением балансовой прибыли к объёму реализованной продукции;
б) отношением прибыли к себестоимости продукции;
в) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия.

4. Какая прибыль лежит в основе рентабельности предприятия:
а) расчётная прибыль;
б) балансовая прибыль;
в) прибыль от реализации.

5. Факторами повышения рентабельности производства являются:
а) совершенствование организации труда и производства;
б) рост числа работающих;
в) рост объёма потребляемого сырья.

1

2

1

а

1

б

2

в

2

в

3

б

3

б

4

б

4

а

5

в

5

а

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. СПО- 8-е изд., стер.- М.:  Издательский центр «Академия», 2015.- 288с.
  2. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 208 с.
  3. Жиделёва В.В.. Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ИНФРА – М, 2002. – 133с.