Проект "Определение степени экологической комфортности кабинета в начальной школе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Слайд 1. 

Цель проекта: провести  исследование соответствия экологической комфортности школьного помещения санитарно-гигиеническим нормам.

Задачи проекта:

  • Изучить  гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
  • Провести необходимые  измерения для составления таблицы  гигиенических условий требования кабинета.
  • Разработать  рекомендации  для улучшения  условий экологической комфортности школьного кабинета.

Оборудование: модульная система экспериментов для лабораторных работ, электронный микроскоп,  нетбуки, персональный компьютер, экран,  проектор, рулетка,  инструкции для учащихся, карточки для рефлексии.

Ход  занятия

I. Организации учебного занятия.

II. Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности

Слайд 2.  Каким годом объявлен 2017 год?

Слайд 3.  Официальная эмблема года экологии. 

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить – что же изучает экология?

Ученик: Экология – это наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами в природе, а также влияние на них факторов окружающей среды. Экология – наука о доме.

Учитель: То есть это наука, изучающая совместное проживание разных организмов.

Скажите, а что же необходимо для живых организмов, чтобы они хорошо себя чувствовали в той среде, где они обитают?

Ученик: Наличие пищи, определенная температура, территория проживания и т.д.

Учитель: Одним словом – наличие определенных условий.
Вы в школе проводите большое количество времени, в среднем пять-шесть часов в день. Как вы думаете, какие условия необходимы, чтобы вы чувствовали себя здесь комфортно и уютно, сохранили свое здоровье?

Ученик: Должны быть созданы определенные условия: температура, освещенность помещения, мебель должны быть соответствующего размера.

Учитель:  К какой группе факторов, мы можем отнести эти условия?

Ученик: Экологические условия.

Учитель: Действительно, находясь в  школе, мы с вами нуждаемся так же, как и любые живые организмы в природе,  в определенных экологических условиях. Эти условия разработаны учеными и называются 

Слайд 4.  Cсанитарно-эпидемиологическими правилами. Эти правила говорят о том, каким должен быть школьный кабинет, школа для того, чтобы ученики чувствовали себя в нём уютно и комфортно и, следовательно, могли сохранить своё здоровье и успешно обучаться.
Как вы  думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

Слайд 5.  Тема проекта: «Определение степени экологической комфортности школьного кабинета».
Сегодня на занятии  перед нами стоит интересная задачасоставить экологическую характеристику кабинета и определить её соответствие или несоответствие санитарным  требованиям.

Слайд 6.  Цель проекта:  проверить соответствие экологической комфортности школьного помещения санитарно – гигиеническим нормам.

Слайд 7. Задачи проекта:

  • Определить температурный режим в школьном кабинете;
  • Определить запыленность воздуха;
  • Определить степень естественной и искусственной освещённости в школьном кабинете;
  • Определить с помощью модульной системы экспериментов влажность, освещённость  в кабинете
  • Обратить внимание учащихся на экологическое состояние окружающей их среды.

Слайд 8.  Гипотеза исследования: Если в классной комнате всё будет соответствовать санитарным нормам, мы будем меньше болеть и сохраним своё здоровье и, конечно, будем лучше учиться.

Слайд 9.     
 
III. Исследование экологической комфортности кабинета в начальной школе.

1-я  группа – химики

Цель: Исследовать  качество воздушной среды и температуры воздуха в помещении.

Приложение №1

2-я группа – экологи

Цель: Исследовать с помощью электронного микроскопа запылённость воздуха в кабинете.

Приложение №2

3-я группа – математики

Цель: выявить соответствие площади и объёма кабинета санитарно - гигиеническим нормам.

Приложение №3

4-я  группа – физики

Цель: Исследовать с помощью модульной системы экспериментов влажность, освещённость  в кабинете.

Приложение №4

Подведения итогов исследовательской работы.

Слайд 10.  1-я группа – химики

После проведения измерений и расчётов получился следующий  результат,  который представлен в таблице.

Для определения коэффициента аэрации класса определили площадь всех фрамуг и площадь пола класса. Затем рассчитали коэффициент аэрации по формуле: Ка = S всех фрамуг / S пола и данные занесли в таблицу.

Помещение

Длина
   (м)  

Ширина
    (м)

Площадь
пола (м² )

Площадь
всех
фрамуг
помещения
      (м²)

 Фрамуги

Ка

площадь
одной
     (м²)

Количество в помещении

кабинет 211

9 м

8 м

72 м²

30 м²

10 м²

3

 1:36

Фрамуги должны функционировать в любое время года.

Получили следующие результаты: открываются 3 фрамуги общей площадью 30 м²,  при норме от 1:30 до 1:35. Коэффициент аэрации соответствует норме.

Слайд 11.

Температура воздуха в кабинете

Разница температур

  класс

 норма

У окна

+20ºС

+18 ºС- +24ºС

+

У противоположной стены

+22ºС

На уровне парты

+23ºС

+18 ºС- +24ºС

+

У пола

+21ºС

У доски на уровне головы

+24ºС

+18 ºС- +24ºС

+

Выводы: Кабинет начальных классов  отапливается хорошо (средняя температура 22 - 24º  С). Температура  соответствует  норме. В классе имеются все условия для проветривания, но проветривается не в полной мере.

Слайд 12.

2-я группа – экологи

Результаты исследования запылённости  воздуха в кабинете внесли  в таблицу.

№ п/п

Место определения запылённости

Количество крупных частичек

класс

норма

1

У входа

19

15-20

2

У доски

49

15-20

3

На рабочем месте

3

15-20

4

У окна

17

15-20

Вывод: наиболее загрязнённым было место  у доски. Число пылевых частичек в три раза превышало норму. Среди них преобладали кусочки мела. На рабочем месте была наименьшая загрязнённость, число крупных частичек не превышало нормы. Среди частиц, которые взяты  у входа кабинет, было много крупных частичек пыли, и даже кусочки грязи.

В результате сделанных выводов были предложены следующие рекомендации:
1. Каждую перемену тщательно вымывать доску.
2. На больших переменах делать влажную уборку помещения и проветривать.
3. Следить за чистотой сменной обуви.

Слайд 13. 3-я группа – математики

Результаты измерения площади и объёма помещения записали в таблицу.
По таблице  мы видим,  в классе воздух качественный, достаточный  объем и правильная вентиляция. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 кубических метров воздуха.

 

Площадь м²  

 Объём м3  

 

Общая

Санитарная норма
на 1 ученика

Результат
в классе

Общая

Санитарная норма
на 1 ученика

Результат
в классе

Кабинет 211

72  м²  

2,5 м²  

2,5 м²  

168 м3 

4-5 м3 

5,6 м3 

Вывод: Площадь и объём нашего кабинета соответствует санитарным нормам, но количество учеников должно быть не больше 28 чел.

Слайд 14. 4-я группа – физики

Слайд 14. ВЛАЖНОСТЬ

В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу, что   влажность является важным фактором. В классных комнатах уровень влажности должен быть в пределах от 60 до 70 %.

Влажность в кабинет не соответствует норме, потому что в зимний период помещение отапливается. Следовательно, необходимо в зимний период дополнительно  увлажнять воздух.

Слайд 15.  ОСВЕЩЁННОСТЬ

Инструкция для лаборатории № 4.

  • Включите нетбуки.
  • Подключите общий датчик, а к нему датчик для измерения освещённости.
  • Включите программу «Цифровая лаборатория»
  • Далее нажмите Файл – создать новый объект (появился график).
  • Сделай вывод, используя полученные данные и прочитав информацию о влиянии света на зрение.

Для классной комнаты  норма освещённости  - 300 лк.,

У классной доски норма - 500 лк.

Измерили:

освещённость

норма

 Кабинет 211

В норме
(да, нат)

У окна

300

 450

+

На парте

300

400

+

У доски

500

670

+

План ответа: Наша группа исследовала освещенность кабинета и определяла коэффициент освещенности.

Cветовой коэффициент кабинета естественного освещения составляет от 400 до 670 лк.

Это соответствует  санитарным нормам.

Слайд 16. Общий вывод: При работе над проектом мы изучили  гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Провели необходимые  измерения. Данные о температуре, освещённости, площади помещения, объёма  воздуха  внесли в таблицу  и сравнили с гигиеническими  требования кабинета.

Для улучшения условий  экологической комфортности школьного кабинета мы разработали рекомендации.

V. Рефлексия.

Оцените свою работу карточками:

  • !- понятно, интересно;
  • V - испытывали затруднение;
  • ? - было трудно

Список литературы.

1. Голод М. П./ «Проблематика и методика микроклиматических наблюдений»/ 1978 г. –Л.: «Гидрометеоиздат» - 42с.

2. Гигиеническая оценка микроклимата классной комнаты [Электронный ресурс]:  http://www.bestreferat.ru

3. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений [Электронный ресурс]: СанПиН 2.4.2.2821.10. -  http//www.consultantplus.ru.

4. Дублянский В. М., Соцкова Л. М./ «Методики микроклиматических исследований»/ 1981 г. – Л.: «Гидрометеоиздат» - 81с.

5. МУК 4.3.2756-10.4.3 Методические указания по измерению и оценке микроклимата производственных  помещений.