Методическая разработка урока информатики (ФГОС) на тему "Формирование изображения на экране монитора". 7-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 7

Ключевые слова: кодирование, компьютерная графика, разрешение изображения, пиксель, цветопередача


Цели урока:

  • Содержательная: формирование системы понятий, связанных с компьютерным представлением цвета: пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, глубина цвета; расширить знания семиклассников о видеосистеме компьютера.
  • Деятельностная: научить учащихся определять объем видеопамяти для хранения изображений.

Планируемые результаты:

предметные:

  • систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора;
  • знание основных понятий, связанных с компьютерным представлением цвета: пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, глубина цвета;
  • систематизированные представления о видеосистеме компьютера.

метапредметные:

  • знание основных принципов формирования изображений на экране монитора (цветовые модели RGB, CMYK);
  • умение определять и настраивать разрешение монитора;
  • умение сравнивать изображения высокого и низкого разрешения, делать выводы;
  • уметь определять объем видеопамяти для хранения графических изображений;
  • умение работать с интерактивными тренажерами.

личностные:

  • знание правил формирования изображений на экране монитора;
  • применять теоретические знания для решения практических задач;
  • интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • работа в парах.

Оборудование:

  • персональный компьютер (рабочее место учителя);
  • персональные компьютеры (рабочие места учеников);
  • проектор;
  • интерактивная доска.

Ход урока

I. Мотивирование (самоопределение к учебной деятельности).

Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас за нашим “круглым столом”. Приглашаю вас погрузиться в мир информатики. Девиз нашего урока “Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!”.

Рассмотрите и сравните изображения. <Рисунок 1> Что между ними общего?

Как вы считаете, можно к данным изображениям добавить изображение, которое мы видим на экране монитора? Ответ обоснуйте.

Попробуйте сформулировать тему и цель занятия?

Тема занятия “Формирование изображений на экране монитора”. Запишите в тетрадь.

Цель: познакомиться с правилами формирования изображения на экране монитора.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся основными понятиями, которые помогут нам понять принцип формирования изображения на экране монитора. А также научимся определять объем видеопамяти, необходимый для хранения изображений.

На рисунке представлены ключевые слова темы нашего занятия.

Рассмотрите внимательно облако слов, выделите знакомые вам понятия и новые термины.

III. Выявление затруднения.

Назовите слова (термины), которые вам известны и поясните, что они означают. Выпишите в тетрадь остальные слова. Обсудим, что конкретно является причиной ваших затруднений и составим план занятия.

IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

Рассмотрев ваши варианты, предлагаю последовательно знакомиться с основными понятиями темы:

  • во-первых, познакомиться с принципами формирования изображения на экране монитора (понятия пиксель, пространственное разрешение монитора);
  • во-вторых, рассмотреть способы компьютерного представления цвета (цветовые модели RGB, CMYK);
  • в-третьих, рассмотреть состав видеосистемы компьютера.

V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. "Открытие" нового знания.

Мы знаем, что изображение на экране монитора формируется из отдельных точек – пикселей, образующих строки. Таким образом, все изображение состоит из определенного количества таких строк. Пространственное разрешение монитора – это количество пикселей, из которых строится изображение на его экране. Оно определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. Например, пространственного разрешение монитора 1280х1024 означает, что изображение на его экране состоит из 1024 строк, каждая из которых содержит 1280 пикселей.

Займите рабочие места за компьютером и выполните практическое задание “Настройка разрешения экрана”.

Алгоритм “Настройка разрешения экрана”.

  1. Вызвать контекстное меню (правая кнопка мыши) рабочего стола.
  2. Выбрать пункт Разрешение экрана.
  3. Определить разрешение экрана вашего монитора, записать в тетрадь и пояснить, что оно означает.
  4. Изменить разрешение экрана в сторону уменьшения. Применить изменения.
  5. Изменить разрешение экрана в сторону увеличения. Применить изменения.
  6. Сделайте вывод: какое разрешение лучше для зрения человека.

Займите места за “круглым столом”. Какой вывод (открытие) вы сделали, выполняя практическое задание? (во-первых, чем больше разрешение, тем качественнее изображение на экране монитора; во-вторых, низкое разрешение хуже воспринимается визуально, плохо влияет на зрение человека).

Физкультминутка.

Постановка проблемы.

Мы знаем, что пиксель – это элемент изображения.

Как происходит окрашивание пикселей на экране монитора?

Сколько цветов находится в компьютерной палитре?

Используя материалы учебника (стр. 107-109), ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (“Цветовая модель RGB”, “Цветовая модель CMYK” - работа за компьютером), познакомьтесь с цветовыми моделями, исследуйте возможности интерактивного тренажера, создавая всевозможные оттенки.

Постановка проблемы.

Качество изображений на экране монитора зависит не только от пространственного разрешения монитора, но и от характеристик видеосистемы компьютера.

Из каких устройств состоит видеосистема компьютера?

Как работает видеосистема компьютера?

Используя материалы учебника (стр. 109-110), познакомьтесь с устройствами, которые образуют видеосистему компьютера. Начертите в тетради схему “Видеосистема компьютера”.

VI. Первичное закрепление нового знания.

Работа в парах.

Заполните рабочий лист “Цветовые модели”. <Рисунок 3>

VII. Подведем итоги.

Чтобы определить объем видеопамяти для хранения изображения, необходимо знать разрешение изображения и глубину цвета. Рассмотрим пример решения задачи.

VIII. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная работа.

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Выполните самооценку согласно критериям:

Кол-во задач, которые решены правильно Отметка
Одна 3
Две 4
Три 5

Ответы:

  • задача 1 – 16 цветов;
  • задача 2 – 2 байта;
  • задача 3 – 5 Мбайт.

Какие ошибки вы допустили? По какой причине?

IX. Включение в систему знаний и умений.

  • Какую цель мы определили в начале занятия?
  • Как вы считаете, цель достигнута?
  • Назовите понятия, с которыми вы познакомились.

Проверьте себя! Рассмотрите облако слов. <Рисунок 4>

Запишите домашнее задание:

  • Учебник: п. 3.1, с.111, задача № 9 (письменно)
  • Рабочая тетрадь: с. 84-85, задачи № 147-148 (письменно)

Дополнительно (по желанию): используя сервис “Фабрика кроссвордов” <Рисунок 5>, составьте кроссворд из ключевых слов темы. Алгоритм создания кроссворда вы найдете, перейдя по ссылке http://puzzlecup.com/crossword-ru/.

X. Рефлексия (учебной деятельности и рефлексия чувств и эмоций).

Напомним друг другу девиз нашего урока “Учись, твори, активным будь! И к знаниям откроешь путь!”.

Вы очень активно работали на протяжении всего занятия. Продолжите предложение или предложения:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Я знаю как...
  • Я умею ...
  • Я могу объяснить...
  • Мне понравилось...
  • Трудности возникли...
  • У меня получилось...
  • Мое настроение...

Вы – молодцы! Желаю вам успехов и удачного пути к открытию новых знаний на других уроках!

Спасибо вам за урок!

До свидания.

Приложение.

Список литературы.

  1. Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
  2. Информатика. 7 класс: рабочая тетрадь / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
  3. Методические рекомендации по проведению уроков в 7 классе

Ресурсы ЕК ЦОР.

  1. анимация “Цветовая модель RGB” (N 179672) [http://sc.edu.ru/catalog/res/2899799f-7e7d-49bc-b9b5-a8a988cdb3c0/]
  2. анимация “Цветовая модель CMYK” (N 179601) [http://sc.edu.ru/catalog/res/98ebde54-2c87-4988-a3b0-0e0a5ec96cf9/]