Рефлексия как важнейший этап современного урока

Разделы: Математика


 «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
 тот и получает преимущества в движении вперед».

Евгений Доманский


Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни и к учёбе, в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то он активно ищет ответына вопросы, которые сам себе задаёт.

Поскольку основным видом математической деятельности школьников является решение задач, то именно задачный подход мы рассматриваем в качестве основного средства формирования соответствующей мотивации.

Преимущество данного метода перед традиционным заучиванием, состоит в том, что он развивает логическое мышление учащегося, побуждает его к активному поиску правильных решений, самостоятельного поиска новых знаний, способствует развитию волевой и мотивационной сфер учебной деятельности. Задачный подход существенно обогащает рефлексивный компонент математической деятельности: осознание учеником, собственной деятельности, критическая самооценка, укрепление уверенности в себе и в своих возможностях («я могу!»), формирование настойчивости в движении к поставленной цели, аккуратность и сосредоточенность.
Человек считается уникальным биологическим видом на планете, единственным, обладающим высоким типом мышления. Но насколько бы развитыми существами ни были люди, важно помнить, что мышление и поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных. Важным свойством, которым обладают все многоклеточные организмы, является наличие рефлексов. По определению – это некие стереотипные проявления, возникающие в виде реакции на внешнее воздействие и проходящие с участием нервной системы.
Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они основаны на базе врожденных реакций, но носят индивидуальный характер. На возникновение выработанного рефлекса у конкретного человека решающее значение оказывают окружающие условия. В основе возникновения такого рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними раздражителями. Так, животное может ассоциировать принятие пищи с загорающимся светом, если подобная схема повторяется многократно. Впоследствии его реакция на загоревшуюся лампочку будет аналогична реакции, возникающей при виде еды. Рефлексия, созвучная со словом «рефлекс», на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком, в переводе оно означает «обращение назад». По упрощенному определению современной психологии рефлексия – это самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния.

Для того чтобы ученик мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».

Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний. Замечено, что информация гораздо глубже отпечатается в сознании ребенка, если дать ему время обдумать учебный материал, а не просто прочитать и принять к сведению. В настоящее время – это незаменимый психологический прием, применяемый вместе с подачей учебного материала.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Деятельность учащихся состоит в том, что они соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

К примеру, эмоциональная рефлексия помогает создать нужное настроение у детей и настроить их на рабочую атмосферу. Поэтому проводить ее лучше перед самым началом учебного процесса. В качестве инструментов здесь используются карточки, музыка, картинки или видеоизображения – все то, что затрагивает сферу чувств. Кроме того, эмоциональная рефлексия – это один из лучших способов установить с классом эмоциональный контакт. Рефлексия в конце урока служит для закрепления полученного материала. Как правило, преподаватель предлагает детям проанализировать проведенное время, свою активность и пользу от знаний, после чего просит дать общую оценку подошедшему к концу занятию. Важно, чтобы дети в положительной форме обозначили ценные для них моменты: чему они научились, что их удивило или воодушевило, какое открытие стало самым интересным, что получилось сделать.

Классифицировать рефлексию можно:

  • По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал), духовная (стал лучше, хуже, созидал или разрушал себя, других)                                                                                                                        
  • По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

  • По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. (Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.)
  • По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

По цели выделяются следующие классификации рефлексии:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

  • Рефлексия содержания учебного материала

Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Возможные приёмы и методы рефлексии:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

  • карточки с изображением лица /грустного, нейтрального, весёлого/;
  • изображение «солнышко», «солнышко и тучка», «тучка»;
  • «светофор»: дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не все, интересно; красной – дело не понравилось, скучно;
  • эффективен прием «Букет настроения», учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой»;
  • еще один цветовой прием «Дерево чувств»: если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого;
  • художественная рефлексия: учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа, одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым; ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению;
  • эмоционально-музыкальная: учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения); звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная; учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению;
  • если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Рефлексия деятельности:

  • лесенка успеха: каждая ступень — один из видов работы;чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек;
  • дерево успеха: каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок; каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • поезд: каждый вагончик соответствует определенному заданию; например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания; у вас — 4 вагончика, предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно;
  • рюкзак: этот прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела; (суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими) рюкзак перемещается от одного ученика к другому, каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример, если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход";
  • приём «шесть шляп»: учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп, обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета: белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка; желтая шляпа – позитивные суждения; черная – отражает проблемы и трудности; красная – эмоциональные суждения без объяснений; зеленая – творческие суждения, предложения; синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
  • приём «райтинг»: (в переводе звучит как «правильно») прием вводится на время согласования оценки с учеником; завершив работу, ученик ставит себе оценку, за ту же работу ставит оценку учитель, записывается дробь, оценка выставляется в дневник, тетрадь; райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера;
  • приём «синквейн»: это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
  • 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
  • 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
  • 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
  • 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием;
  • составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом, можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала;
  • рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе): примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока: - Сначала мы рассуждали так… - Потом мы столкнулись с проблемой - Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. - Мы увидели (поняли)…Значит… - Теперь мы будем…

Рефлексия содержания учебного материала

  • анкетирование: где предлагаются вопросы, такие, например, как: Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? И т. д.
  • резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю (оценивают свою работу на уроке и работу учителя);
  • эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Например, ребята по кругу высказываются одним предложением:
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Также интересен прием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…, У меня не получалось…- Теперь получается…, Я не понимал… - Теперь понимаю… и т.д.);

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно»; это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени: для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф, в графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей, в графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций, в графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

  • приём «до-после»: (прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии) в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу, часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д., далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод;
  • приём “хокку”: ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.
  • приём «мысли во времени»: учитель называет ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока, в течении 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом, по истечении времени ученики читают записи про себя, затем мысленно отвечают на следующие вопросы:
  • Почему я записал именно эти слова?
  • О чем я думал, когда писал эти слова?
  • Чтобы я хотел в записях изменить?
  • Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
  • приём "телеграмма": кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться); написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения; написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
  • приём «з-х-у»: работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока: на «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме, через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания; вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации, на «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний, работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной; полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, после обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Перечислять приёмы рефлексии можно бесконечно, но главное заключается в том что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Систематическое использование рефлексии на занятиях учителем помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.