Цель: Построить с помощью персонального компьютера и программы Microsoft Excel графики активности обучающихся на занятиях.
Усвоение новых знаний. Формирование знаний об использовании редактора электронных таблиц для решения задач математики. Вычисление площадей и объемов геометрических фигур. Освоение компетенций использования информационно-коммуникативных технологий.
ОКЗ. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний об использовании редактора электронных таблиц для решения задач математики;
- вычисление площадей и объемов геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать логику мышления
- развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемой профессии.
- воспитывать такие качеств личности как дисциплины, самостоятельности, трудолюбия, и т.д.;
- воспитывать навыки организации рабочего места.
Оборудование: персональные компьютеры, экран, мультимедийный проектор.
Предварительная подготовка: анкетирование учащихся по методике Айзенка.
План урока:
- Организационный момент (3 мин).
- Постановка темы и цели урока (3 мин).
- Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
- Опрос учащихся (18 мин).
- Изложение нового материала. (25 мин.).
- Закрепление полученных знаний (5 мин.).
- Выполнение практического задания (26 мин.)
- Постановка домашнего задания (5 мин.).
- Подведение итогов урока. Выставление оценок (5 мин.).
1. Организационный момент Вводное слово преподавателя:
На прошлом занятии мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый сознательно делает выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение. Очень важно не ошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии человека?
2. Постановка темы и цели урока
Тема: Построение графиков активности на уроке в программе Exel
Цель: Построить с помощью персонального компьютера и программы Microsoft Excel графики активности обучающихся на занятиях.
При обобщении ответов делаются выводы о том, что профессиональный выбор зависит:
- от возможностей каждого (его способностей, темперамента);
- от предпочтений (интересов и склонностей);
- от требований профессии к личности соискателя;
- от возможностей родителей;
- от востребованности профессии на рынке труда.
Почему в одинаковых жизненных ситуациях разные люди ведут себя по-разному?
3–4. Опрос учащихся Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
Презентация.Рассмотри картинку на экране. Какие варианты поведения человека в данной ситуации ты можешь назвать? Сегодня мы более подробно рассмотрим такую человеческую характеристику, как темперамент.
5. Изложение нового материала Ведущий рассказывает о темпераменте.
Ведущий приводит примеры: Известные люди и темперамент. Нет плохих или хороших темпераментов. Умным и глупым, честным или нечестным, добрым и злым, талантливым или бесталанным может быть человек с любым темпераментом.
- Холерики: Петр I, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Д.И. Менделеев.
- Сангвиники: Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен.
- Флегматики: И.А. Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.
- Меланхолики: А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.
Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева.
Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье и в детстве приводил в ужас родителей, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чём не уступал своим солдатам, разделяя с ними все тяготы походной жизни и удивляя своей энергией и целеустремлённостью.
Приложение 2
6. Выполнение практического задания
Цель: Научить активно сотрудничать друг с другом и работать в команде.
Демонстрируется рисунок художника Х. Бидструпа.
Ведущий: Вы, наверное, замечали, что люди одних и тех же ситуациях по-разному выражают свои чувства и это хорошо видно в рисунках датского художника Х. Бидструпа. Посмотрите, как реагируют люди с разными видами темперамента, когда на их шляпу сел человек:
- один герой с гневом обрушился на виновного;
- второй надел смятую шляпу и спокойно закурил;
- третий огорчился и заплакал;
- четвертый рассмеялся.
Задание 1: Определите темпераменты героев карикатур художника.
2. Круг Айзенка.
Посмотрите на круг Айзенка. Здесь приведены качества, присущие людям четырех темпераментов.
Задание 2: Сравните результаты. Правильно ли определен ваш темперамент по тесту Айзенка.
Задание 3: С помощью персонального компьютера и программы Microsoft Excel постройте график по образцу для вашего темперамента активности в течение урока (методические указания приложение 3).
Давайте проверим, достаточно ли вы знаете друг друга.
Сейчас вы попробуйте определить тип темперамента ваших товарищей.
Работа в группах: Группа разбивается на две подгруппы и получает карточки с описанием учащихся, представителей 4 типов темперамента. Задача участников – определить типы темпераментов, подписав карточки.
ВАРИАНТ 1.
Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний
Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок
Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам
Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. (холерик)
ВАРИАНТ 2.
Легко “забывает” о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным
Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное
Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей. (сангвиник)
ВАРИАНТ 3.
Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради “Классная работа”
Хитрый ленивец – он может нарочно ещё медленнее двигаться
Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое – можно нарваться на скандал (флегматик)
ВАРИАНТ 4.
Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: “У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь”
В детском летнем лагере первые он тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда наконец, найдутся друзья и интересные мероприятия, смена закончится
Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: “Всё равно ничего у меня не выйдет”
От него регулярно можно получать порцию жалоб окружающих (скучных учителей, строгих родителей, тупых одноклассников).
7. Беседа о профессиях первого и второго типа
Почему люди с разными типами темперамента могут успешно взаимодействовать?
От чего зависит феномен – один и тот же человек, в схожих ситуациях ведет себя по-разному?
Природные особенности необходимо учитывать при выборе профессии, их игнорирование может привести к потере интереса в работе, к перегрузкам. Учитывая это, психолог К.М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.
Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-й группе — группе профессий с абсолютной профпригодностью. Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-й группе профессий, требующей относительной профпригодности. Эти группы называют профессиями 1 и 2 типов. Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии. Все варианты темперамента — норма, следует просто знать себя, уметь “подкрашивать” свой темперамент, и тогда особенности вашей личности будут приносить вам и окружающим не огорчения, а радость.
Вывод: Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов.
- Сангвиники – это душа коллектива,
- Холерики – движущая сила
- Флегматики – наша совесть,
- Меланхолики – мозговой центр
Пример: “Три мушкетёра” Александра Дюма. Атос, Партос, Арамис и Д’Артаньян как раз представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.
- Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков.
- Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.
- Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.
- Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск.
8. Постановка домашнего задания
9. Подведение итогов
- Как построить график в программе Microsoft Excel?
- Для чего вами предварительно заполнена таблица?
- Какие разновидности темперамента вы знаете?
- Какие внешние признаки помогают нам определить тип темперамента?
- Темперамент врожденная или приобретенная характеристика?
Литература
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Уч. пособие для студ. ВУЗов/ Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков и др. под ред. Митиной. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010.
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник.- М.: Академия, 2013г.
- Самылкина Н.Н., Островская Е.М. Информатика. ЕГЭ. Тренировочные задания. Москва. Эксмо. 2013г.
Приложение 2
Текст опросника
- Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
- Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
- Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
- Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
- Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Ты веселый человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Многое ли раздражает тебя?
- Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было, не произошли, хотя все окончилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
- Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
- Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
- Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
- Часто ли ты чувствуешь себя уставшим без всякой причины?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
- Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
- Ты любишь иногда похвастаться?
- Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
- Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
- Ты быстро решаешься на что-нибудь?
- Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
- Тебя легко огорчить чем-нибудь?
- Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
- Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
- Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
- Ты любишь шумные и веселые игры?
- Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
- Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
- Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
- Тебя считают веселым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
- Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
- Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?
Приложение 3
Методические указания для построения графика работоспособности в период урока (45 минут)
1. Открыть программу редактор электронных таблиц Excel
2. Создать Таблицу в верхнем левом углу.
3. Первый столбец-время одного урока от 0 до 45 минут, Второй столбец-активность(работоспособность) в условных единицах от 0 до 30.
4. В меню ВСТАВКА/ГРАФИК Выбрать график.
Примеры различных вариантов таблиц приведены ниже в табл.1:
Таблица 1. Данные активности на уроке учащихся
x | y | x | y | x | y | x | y |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 10 | 5 | 10 | 5 | 10 | 5 | 2 |
10 | 20 | 10 | 20 | 10 | 10 | 10 | 4 |
15 | 30 | 15 | 20 | 15 | 10 | 15 | 20 |
20 | 30 | 20 | 20 | 20 | 10 | 20 | 40 |
25 | 30 | 25 | 20 | 25 | 10 | 25 | 40 |
30 | 30 | 30 | 20 | 30 | 10 | 30 | 20 |
35 | 20 | 35 | 20 | 35 | 10 | 35 | 4 |
40 | 10 | 40 | 10 | 40 | 10 | 40 | 2 |
45 | 0 | 45 | 0 | 45 | 0 | 45 | 0 |
Рис. 1. Пример построенного графика для холерика