Внеклассное мероприятие проводится с использованием технологии развивающего обучения, а именно технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) и является отражением основных направлений авторской программы экологического образования, воспитания и обучения в начальной школе “ЭКО”. Оно включает в себя результаты деятельности педагога и обучающихся 1-х и 2-х классов за два года.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания обучающихся, полученные на занятиях по экологии во внеурочной деятельности.
Задачи:
- учебно-образовательные: мотивировать младших школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
- учебно-воспитательные: продолжать формирование у обучающихся начальной школы чувства ответственности за состояние окружающей среды и развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
- учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация, музыкальное сопровождение), работы обучающихся (выставка), раздаточный материал для игры, авторские наглядные пособия по экологии (мастер-классы), костюмы и декорации для выступления “Театра экологии”, фото- и видеоаппаратура для записи.
Формула занятия (ход занятия):
А 1 Б 0,5 В 25 (Г18 Д 2 Е 5) Ж 10 З 3
где
- А – организационный момент;
- Б – вступление (опрос 1, литературная разминка, опрос 2);
- В – основная часть:
- Г – по страницам “краснокнижных” конкурсов (выступления обучающихся);
- Д – игра “Лабиринт”;
- Е – мастер-классы обучающихся кружка “Рожденные экологией” работа с наглядными пособиями “Экологическая азбука: кто следующий?” и “Геральдическое путешествие по России: полет от Кингисеппа до Байкальска”;
- Ж – выступление “Театра экологии”
- З – заключение (вручение наглядных пособий “Экологическая азбука: кто следующий?” представителям МБОУ КСОШ №1 и МБОУ КСОШ №2).
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит фрагмент песни “Земля не спит”.
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря,
На нас надеется Земля.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья!
Уже не одно десятилетие человечество пытается решить экологические проблемы нашей планеты. Пытаемся достучаться до черствых сердец и мы, юные экологи города Котельники. Но несмотря на это, страницы Красной книги каждый год пополняются новыми именами.
Вопрос ведущего: Ребята, а что такое Красная книга?
Ответы детей: ...
Ответ ведущего: Правильно.
Ведущий. Один поэт сказал:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Вот так. Грустно, конечно.
Вопрос ведущего: А какие растения и животные, живущие в нашем городе, уже попали в Красную книгу Московской области?
Ответы детей: ...
Ответ ведущего: Правильно, и опять, грустно.
Я хочу пригласить вас в небольшое путешествие по страницам грустной Красной книги, которую вы изучали добросовестно целый год. Вспомним, как это было.
Самый первый конкурс, ставший на защиту природы родного края, был посвящен растениям. Это был конкурс рисунков на асфальте “Наша клумба”. Что же тогда происходило во дворе нашей школы? Спросим об этом у победительницы конкурса ученицы 2 “А” класса Личманюковой Софии.
Рассказ ученика с демонстрацией своей работы на презентации.
Ведущий. Вот так с помощью обычного школьного мела мы учимся беречь цветы.
А как здорово звучат слова о защите природы на конкурсе творческих работ по экологии у Микрюкова Ярослава, ученика 1 “Б” класса. Попросим его еще раз исполнить стихотворение собственного сочинения.
Чтение стихотворения с фотографией на презентации.
Ведущий. Вот вам пример того, как обычным словом можно охранять и беречь растения и животных. Но не только литературная экология может стоять на защите природы! Как вам эта выставка рисунков?
Вопрос ведущего: Ребята, кто узнал свои работы?
Ответы детей: ...
Вопрос ведущего: А что это был за конкурс?
Ответы детей: (Левченко Людмила) ...
Победитель конкурса рассказывает о конкурсе рисунков “Красная книга. Животные” и своей работе.
Ведущий. И эта работа еще не закончена. Сейчас, как вы знаете завершается конкурс рисунков “Красная книга. Растения”. И всех вас мы просим принять участие в нашем традиционном голосовании на “Приз зрительских симпатий начальной школы”, которое проходит в фойе. Просим об этом и наших гостей.
А наше путешествие продолжается. И сейчас мы приглашаем вас на страницы Красной книги, созданной вашими старшими друзьями, командой “Рожденные экологией”. Знакомьтесь, один из авторов, ученица 9 “А” класса Салменкова Елизавета.
Рассказ о наглядном пособии “Экологическая азбука: кто следующий?” и его презентация.
Ведущий. Здорово, не правда ли? А самое важное, это результат работы детей для детей! Теперь наглядно пособие “Экологическая азбука: кто следующий?” честно служит в работе не только учителей нашей школы, но и во всех садах нашего города.
А впереди – конкурс “Птица года” и расскажет нам о нем победитель конкурса “Орлан-белохвост” ученик 3 “А” класса Ларьков Алексей.
Рассказ ученика с фотографиями конкурса на презентации.
Ведущий. А давайте и мы попробуем, хотя бы чуть-чуть окунуться в атмосферу минувших соревнований. Я попрошу моих помощников раздать лабиринты. Помогите птице уже этого года 2014, черному стрижу быстро попасть к гнезду. Победит – быстрейший! Начинаем по моей команде. Начали!
Идет игра под минусовку песни “Погоня”.
Ведущий. А вот и победитель! Поздравляем! И вручаем от имени птицы года 2014 черного стрижа маленький подарок!
И я хотела бы всем вам тоже преподнести подарок от пернатых друзей наших – это новое наглядное пособие, созданное все те ми же ребятами. Знакомьтесь, автор Акопян Ани, ученица 7 “А” класса.
Рассказ о наглядном пособии “Геральдическое путешествие по России: полет от Кингисеппа до Байкальска” и его презентация.
Ведущий. Вот как вы умеете защищать птиц, животных и растения наши юные экологи! Молодцы! Изучаем, защищаем и при этом развиваемся! Как? Об этом вам напомнит конкурс “Экологические загадки”.
Вопрос ведущего: Кто может рассказать о нем, ребята?
Ответ учеников: (Арискин Роман) ... (демонстрация работы на презентации).
Ведущий. Хорошо, молодец. Но пора бы нам от слов, к делам перейти, не правда ли? Узнаете? Перед вами сборник экологических знаков, созданный вашими руками. Теперь его используют на уроках и занятиях учителя нашей школы. И сейчас мы даем слово одному из победителей этого конкурса ученице 2 “В” класса Хавской Дарье. Она создала целую серию экологических знаков.
Рассказ ученика о своей работе и ее демонстрация на презентации.
Ведущий. Вот это уже серьезные предупреждения для всех! То ли еще будет!
Вы это видели?
Показ фрагментов конкурса “День добрых дел”
Вопрос ведущего: Кто узнал себя?
Ответ ученика: ...
Вопрос ведущего: А для чего мы проводили конкурс фоторепортажей “День добрых дел”?
Ответ ученика: (Лаврентьева Ирина) ... демонстрация своей работы на презентации.
Ведущий. Да, как много доброго уже сами своими стихами, рисунками и делами вы совершили. Вы приложили немало сил, вместе со своими родными и близкими, без которых наше путешествие не состоялось бы. Но оно - не окончено, это лишь первая остановка на нашем длинном жизненном пути, а ваши старшие друзья, наш “Театр экологии”, хотят показать, как это можно пройти этот путь.
Выступление “Театра экологии”.
Ведущий. Вот так и шагает наша большая команда “Рожденные экологией” по жизни. Творит добро, причем для всех. Мы хотим поделится с нашими гостями и передать учителям и детям ваших школ наши наглядные пособия “Экологическая азбука: кто следующий?”.
Мы приглашаем представителей МБОУ КСОШ №1.
Вручение пособия.
Ведущий. Приглашаются представители МБОУ КСОШ №2.
Вручение пособия
Ведущий. Мы приглашаем вас присоединиться к нашей команде.
Чтобы эти минуты запомнились вам надолго, приглашаем всех для памятной фотографии.
И на этом мы прощаемся с вами. Всего вам доброго и до новых встреч!
Звучит песня “Земля не спит”
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря,
На нас надеется Земля.