Урок комбинированный по дисциплинам «Информатика» и «Математика». Вычисление площадей и объемов геометрических фигур в редакторе Excel

Разделы: Математика, Информатика


Цель урока: Усвоение новых знаний. Формирование знаний об использовании редактора электронных таблиц для решения задач математики. Вычисление площадей и объемов геометрических фигур. Освоение компетенций использования информационно-коммуникативных технологий.

ОКЗ. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование знаний об использовании редактора электронных таблиц для решения задач математики;
  • вычисление площадей и объемов геометрических фигур.

Развивающие:

  • развивать логику мышления
  • развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучаемой профессии.
  • воспитывать такие качеств личности как дисциплины, самостоятельности, трудолюбия, и т.д.;
  • воспитывать навыки организации рабочего места.

Оборудование: ПК, проектор, MS Excel 2010.

Тип урока: Комбинированный урок.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Постановка темы и цели урока (3 мин).
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
  4. Опрос учащихся (18 мин).
  5. Изложение нового материала. Введение понятия математических функций в редакторе электронных таблиц. Вычисление площадей и объемов геометрических фигур. (25 мин.).
  6. Закрепление полученных знаний (15 мин.).
  7. Выполнение компьютерного теста (16 мин.)
  8. Постановка домашнего задания (5 мин.).
  9. Подведение итогов урока. Выставление оценок (5 мин.).

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: Организовать группу, создать обстановку для естественного самовыражения студента.

Вместе с дежурным преподаватель проверяет готовность кабинета к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Постановка темы и цели урока.

Цель: Ознакомление с темой урока, постановка проблемы, цели урока.

При постановке проблемы используется ПК для наглядности.

3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Цель: Обобщение и систематизация знаний. Развитие логических умений: сравнивать, выделять главное.

Для подготовки студентов к усвоению нового материала повторяются и систематизируются их знания и умения в процессе устного опроса:

Сформулируйте, какие программные приложения MS Office вы знаете.

  • Сформулируйте, как используется редактор электронных таблиц?
  • Как построить таблицу?
  • Как образуется адрес ячейки?

4. Изложение нового материала.

Цель: Усвоение новых знаний, создание положительного эмоционального настроя на работу всех студентов.

Преподаватель математики объясняет тему: Вычисление объемов и площадей геометрических фигур на примере цилиндра.

Расчет площади поверхности цилиндра

r- радиус основания

h- высота цилиндра

 3.14

Формула площади боковой поверхности цилиндра, (Sбок):

Формула площади всей поверхности цилиндра:

Как вычислить объем цилиндра?

Объем цилиндра, (V):

Преподаватель информатики объясняет, как написать формулы вычисления объема и площади боковой поверхности цилиндра в редакторе электронных таблиц Excel на примере таблицы 1 и 2.

  1. Создаем новый документ в редакторе электронных таблиц Excel.
  2. Создаем таблицу вычисления площади и объема цилиндра. Помним, что формула начинается со знака =
    Не забываем, что программа использует адреса ячеек в формулах.
  3. Формулы по столбцу распространяем автозаполнением.
  4. В столбцах D и E таблицы 2 раскрыты формулы редактора электронных таблиц Excel.

Задача. Заданы 3 цилиндра с высотой Н и радиусом основания R. Вычисляем объем фигуры V, площадь боковой поверхности Sб.п.

Таблица 1

Таблица 2

Задание 1: Самостоятельно заполнить столбец F, написать формулу для вычисления Sп.п.

Проверяется правильность выполнения задания с применением таблиц. Приложения 2.

Задание 2: Продолжить таблицу – добавить 3 строки: высота 10, а радиус равен номеру учащегося в журнале.

Задание для опережающих учащихся: по образцу на листе 3 в редакторе Excel создать таблицу вычисления объема и площади боковой поверхности шара (радиус 5 и 10условных единиц).

Закрепление полученных знаний.

Цель: Закрепление нового материала. Обобщение полученных знаний. Формирование умений. Освоение компетенций использования информационно-коммуникативных технологий. Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости и трудолюбия.

Для закрепления полученных знаний студенты выполняют тест в электронном виде на компьютере по теме “Редактор электронных таблиц Excel”. Приложение 1.

Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:

- сформулируйте, как вычислить объем цилиндра с помощью редактора электронных таблиц;

- сформулируйте, как вычислить площадь боковой поверхности цилиндра с помощью редактора электронных таблиц.

Постановка домашнего задания.

Цель: Закрепление знаний, применение знаний. Развитие умений и навыков. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия. Воспитание самоконтроля.

На дом задается прочитать объяснительный текст параграф 11.4 на странице 248. Учебник “Информатика” Е.В. Михеева. Составить таблицу для подсчета площадей геометрических фигур: треугольника и круга с выбранными произвольно размерами на плоскости в редакторе электронных таблиц, раскрыть формулы.

Подведение итогов урока.

Цель: Выставление оценок студентам, анализ ответов студентов, выяснить, что понравилось (не понравилось) и почему.

Обсудить с детьми, что узнали (чем овладели), что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз. Выставление оценок (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа студента, но и анализ того, как студент рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся. Отметка аргументируется по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.