Программа элективного курса "Лес и человек"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Актуальность введения данного курса связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую человека среду, является ценностью для каждого человека.

Лес – замечательное творение природы. Это непросто элемент ландшафта и не только совокупность деревьев, в своем развитии влияющая на окружающую среду. Лес – это хорошо отлаженный живой механизм.

Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира.

Ежегодно леса вырубаются на огромных площадях. Ведущим фактором их сокращения является антропогенная деятельность, вырубки, пожары. Поэтому включение в содержание школьного образования курса “Лес и человек” является необходимостью сегодняшнего дня. Экологическое образование школьников является не только результатом, но и процессом, направленным на приобретение знаний и умений охранять окружающую среду, глубокое понимание необходимости заботы об окружающей природе, формирование ценностных ориентаций и оценочных суждений, приобретение опыта, принятия экологически грамотных решений.

Данный курс является интегрированным по биологии, географии, экологии.

Цель программы элективного курса: формирования у учащихся представлений о лесе как универсальной ценности, вовлечение обучающихся в конкретную экологическую деятельность.

Задачи элективного курса:

  • Обучение школьников к специальным навыкам исследования природы;
  • Привлечение к опытно – исследовательской работе;
  • Решение экологических проблем своего края;
  • Профессиональная ориентация учащихся;
  • Пропаганда охраны природы среди учащихся.
  • В процессе освоения курса обучающиеся приобретают следующие умения:
  • Наблюдение и описание влияния леса на микроклимат, установление зависимости между интенсивностью растительного покрова и факторами среды;
  • Составление схем пищевых цепей в лесном сообществе;
  • Выявление влияния антропогенного фактора на лесное сообщество;
  • Представление результатов деятельности в виде отчетов и таблиц.
  • Перечисленные умения формируются на основе знаний о лесоведении, закономерностях распространения различных типов лесов нашей планеты, России, Амурской области.
  • Изучение взаимоотношений человека и лесных экосистем, истории лесопользования является побуждающим мотивом к разумному отношению, оценки состояния и охране лесов своей местности, выбору профессий, связанных с лесом.

Участвуя, в работе элективного курса обучающиеся, углубят свои знания об окружающем мире, познакомятся с такими методами исследования как наблюдение, учет, измерение. В результате идет формирование умений первичного сбора материалов, обработки полученных данных, их анализа, практического участия в делах по охране природы родного края.

Элективный курс “Лес и человек”

  • Рассчитан на детей – 12-13 лет
  • Количество часов – 35 часов
  • Программа элективного курса модифицированная.
  • Срок реализации программы 1 год.
  • Изучение курса рассчитано на 35 часов, по 1 часу в неделю.

При изучении следующих тем необходимо соблюдение техники безопасности:

  • Путешествие в лесную страну;
  • Сезонные явления в лесу;
  • Фенология

Методы работы:

  • Поисково-исследовательский;
  • Самореализация через различные творческие дела;
  • Коллективный подход

Формы и приёмы работы:

  • Практические работы;
  • Экскурсии в природу;
  • Изучение научной и художественной литературы;
  • Фенологические наблюдения;
  • Изучения флоры своей малой родины;
  • Наблюдения за природными объектами

Учебно-тематическое планирование

Тема Количество часов Теория Практические занятия Экскурсии Форма контроля
1 Техника безопасности. Вводное занятие. 2 1 1   Техника безопасности
2 Лес и человек 2 2     Анкета
3 Озеленение школьного двора 4   4    
4 Лес в истории разных народов 1 1     Сообщение
5 Составление родословного герба 2 1 1   Оформление схем; выставка работ
6 Лес как среда обитания 3 1 1 1  
7 Изучение флоры своей малой родины 2   2   Работа с гербарными коллекциями, справочной литературой, натуральными объектами
8 Сезонные явления в лесу 1     1 Оформление отчета; дневников наблюдения
9 Лесное сообщество 1 1     Работа с дидактическим материалом
10 Изучение коллекции древесных пород 1   1   Работа с коллекцией спилов
11 Лесоведение – наука о лесе. 2 1 1   Презентация
12 Ярусы леса 2 1 1   Презентация
13 Путешествие в лесную страну 1   1   Конкурс - игра
14 Устный журнал “Красная книга

леса”.

4   4   Сообщение.

Фотоконкурс

15 Ценные хвойные леса нашей местности 2 1 1   Карточки-задания
16 Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему 2 1   1 Решение экологических задач
18 Заключение. Будущее нашего леса 3   3   Школьная научно – практическая конференция
  Итого:   11 21 3  

Содержание занятий

Тема №1 “Техника безопасности. Вводное занятие” - 2 часа

Техника безопасности на занятиях по элективному курсу, при работе с гербарными экземплярами, во время экскурсий в природу, выполнении практических работ.

Практическая работа №1 “Оформление гербария”

Тема №2 “Лес и человек” - 2 часа

Значение леса в природе и жизни человека. Лесные экосистемы – основная часть биосферы. Изменение облика лесов в результате разнообразной деятельности человека. Необходимость сохранения и восстановления лесов. Значение леса в природе и жизни человека. Лес – наше богатство.

Тема №3 “Озеленение школьного двора” - 4 часа

Осенние посадки на школьном дендрарии. Дизайнерские находки. Оформление дорожек. Обрезка кустарников. Уборка сорных трав. Участие в школьной фотовыставке.

Тема №4 “Лес в истории разных народов” - 1 час

Истоки возникновения верований, обожествляющих лес, его обитателей. Языческие и религиозные обряды, связанные с деятельностью человека в лесу. Лес в мифах, легендах и представлениях разных народов Древнего мира: Древней Греции, Рима, народов населяющих в настоящее время Индию, Мадагаскар, Северную и Южную Америку, Европу.

Тотемные животные и растения.

Тема №5 “Составление родословного герба” - 2 часа

Лесные растения и животные на древних родовых гербах и флагах разных стран (Ливан, Канада, Мексика) и городов России.

Киноочерк “Деревянная старина”.

Оформление схемы родового герба.

Практическая работа №2 “Составление родового герба”

Тема №6 “Лес как среда обитания” - 3 часа

Аспекты рассмотрения леса как среды обитания с экологической точки зрения. Подходы его изучения.

Экскурсия № 1. Поход в лес – ознакомление с видами лесной экосистемы.

Практическая работа№3 “ Определение возраста дерева в лесу”

Тема №7 “Изучение флоры своей малой родины” - 2 часа

Практическая работа№4 “Изучение флоры своей малой родины”

Работа с гербарными коллекциями, справочной литературой, натуральными объектами.

Тема №8 “Сезонные явления в лесу”- 1 час

Содержание экскурсии: экологические ценности; отношение к природ; поведение в природе и ответственность за свои действия; ответственность за состояние природы

Экскурсия №2 Сезонные явления в лесу

Тема №9Лесное сообщество” - 1 час

Принципы деятельности в лесном сообществе. Не подчинять, а дружить с Природой. Действовать не вопреки, а согласно законам Природы.

Учиться бережному обращению с Природой.

Тема №10 “Изучение коллекции древесных пород” - 1 час

Практическая работа№5 “Изучение коллекции древесных пород”

Тема №11 “Лесоведение – наука о лесе” - 2 часа

Основоположник о лесе – русский ученый Г.Ф. Морозов. Леса планеты.

Профессии, связанные с лесом.

Практическая работа№6 “Организация экспериментальной площадки на определенном участке леса”

Тема №12 “Ярусы леса” - 2 часа

Взаимосвязь ярусов леса. Составление пищевых связей в лесном сообществе. Производители органического веществ, потребители и разрушители органического вещества. Цепи питания в лесном сообществе. Пищевые цепи. Практическая работа№7“Цепи питания в лесном сообществе”

Тема №13 “Путешествие в лесную страну” - 1 час

Конкурс-игра. Познакомить учащихся в игровой форме с природными экосистемами, в целях воспитания у учащихся бережного отношения к природе , углубления знания школьников в области окружающей среды.

Тема №14 Устный журнал “Красная книга леса”- 4 часа

Презентация своего опыта.

Тема №15 “Ценные хвойные леса нашей местности” - 2 часа

Характеристика деревьев: лиственница, сосна, кедр и другие породы как ель, береза, тополь. Темпы роста лесозаготовки. Положительные и отрицательные стороны. Расчет количества расходуемой древесины за отопительный сезон в каждой семье.

Практическая работа №8 “Расчет количества расходуемой древесины”

Тема №16 “Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему” - 2 часа

Ознакомление с причинами пожара , распространенные виды вредителей. Борьба с ними. Экологическое образование учащихся с использованием имеющихся опыта и достижений науки, знаний о природе.

Экскурсия №3 Состояние экосистемы

Тема №17 “Заключение. Будущее нашего леса”- 3 часа

Школьная научно-практическая конференция.

Календарно-тематическое планирование

Тема Дата проведения Характеристика основных видов деятельности обучающихся Формы контроля
План Факт
1 Техника безопасности. Вводное занятие.     Техника безопасности Инструктаж
2 Практическая работа №1 “Оформление гербария”     Практическое занятие Оформленный гербарии
3 Лес и человек     Презентация Работа с дневниками

наблюдения

4 Лес и человек     Анкета Входное тестирование
5 Озеленение школьного двора     Практическое занятие Отчет
6 Озеленение школьного двора     Практическое занятие Отчет
7 Озеленение школьного двора     Практическое занятие Отчет
8 Озеленение школьного двора     Практическое занятие Отчет
9 Лес в истории разных народов     Сообщение Эстафета “Экодетство”
10 Составление родословного герба     Оформление схем Выставка работ
11 Практическая работа№2 “Составление родового герба”     Практическое занятие Отчет
12 Лес как среда обитания     Работа с дидактическим материалом Отчет
13 Экскурсия № 1. Поход в лес – ознакомление с видами лесной экосистемы.     Экскурсия Отчет
14 Практическая работа№3 “ Определение возраста дерева в лесу”     Практическая работа Отчет
15 Практическая работа№4 “Изучение флоры своей малой родины”     Работа с гербарными коллекциями Отчет
16 Практическая работа№4 “Изучение флоры своей малой родины”     Работа со справочной литературой, натуральными объектами Отчет
17 Экскурсия №2 Сезонные явления в лесу     Оформление отчета; дневников наблюдения Отчет
18 Лесное сообщество     Работа с дидактическим материалом Эстафета “Экодетство”
19 Практическая работа№5

“Изучение коллекции древесных пород”

    Работа с коллекцией спилов Отчет
20 Лесоведение – наука о лесе.     Презентация Проектный продукт
21 Практическая работа№6Организация экспериментальной площадки на определенном участке леса”     Практическая работа Отчет
22 Ярусы леса     Презентация Проектный продукт
23 Практическая работа№7Цепи питания в лесном сообществе”     Практическая работа Отчет
24 Путешествие в лесную страну     Конкурс-игра Статья в школьную газету
25 Устный журнал “Красная книга леса”.     Подготовка

Фотоконкурс

Выпуск школьной газеты
26 Устный журнал “Красная книга леса”.     Сообщение.

Фотоконкурс

Выпуск школьной газеты
27 Устный журнал “Красная книга леса”.     Биологические стихотворения Выпуск школьной газеты
28 Устный журнал “Красная книга леса”.     Оформление

Презентация

Выпуск школьной газеты
29 Ценные хвойные леса нашей местности     Карточки-задания Эстафета “Экодетство”
30 Практическая работа№8 “Расчет количества расходуемой древесины”     Практическая работа Отчет
31 Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему     Решение экологических задач Отчет
32 Экскурсия №3 Состояние экосистемы     Работа в природе Отчет
33 Заключение. Будущее нашего леса     Школьная научно-практическая конференция Презентация проектного продукта
34 Заключение. Будущее нашего леса     Школьная научно-практическая конференция Презентация проектного продукта
35 Заключение. Будущее нашего леса     Школьная научно-практическая конференция Презентация проектного продукта

Литература для учителя

  1. А.В. Абатурова. Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды. – М.: Наука, 1992
  2. С.В.Алексеев, Н.В. Груздева и др. Практикум по экологии: Учебное пособие– М.: АО МДС, 1997 год
  3. М.Г. Вахромеева. Растения Красной книги СССР.- М.: Педагогига, 1990 год
  4. Н.Б. Гроздова. Занимательная дендрология. – М.: Лесная промышленность.1991 год
  5. М.А. Гуленкова М.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.: Просвещение. 1986 год
  6. А.Н. Захлебный. Изучение и охрана окружающей среды. – М.: Наука, 1992 год

Литература для учащихся

  1. В.В. Бианки. Лесная газета. – М.:Правда, 1986 год
  2. Р.К.Баладин. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988 год
  3. Т.Г.Зорин. Школьникам о лесе. – М.: Лесная промышленность, 1967 год
  4. Лесная травянистая растительность.
  5. Биология и охрана.: Справочник
  6. Лесная энциклопедия: в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1986 год