Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (381 кБ)


План урока


7 класс.


Раздел: Конструирование.


Тема: Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.


Практическая работа: Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.


Цель урока:


  • Обучение. Продолжить формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа.

  • Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление, общие учебные умения, волю.

  • Воспитание. Воспитывать трудолюбие, приучать к точности, аккуратности при выполнении расчетов и построении чертежа.


Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика.


Средства обучения.


Учебные:

  1. М.Н.Конышева «Технология» 7 класс, Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012г.

  2. В.Д.Симоненко «Технология» 7 класс, Москва, Вентана - Граф, АО «Московские учебники» 2014г.

  3. О.А. Кожина «Обслуживающий труд» 7 класс, Москва, ДРОФА, 2010 г.

  4. И.А. Сасова « Технология» 6 класс, Москва, Вентана - Граф, ОАО «Московские учебники» 2008г.


Наглядные:

  1. Готовые изделия (ночные сорочки с цельнокроеным рукавом);

  2. Плакат «Чертеж ночной сорочки с цельнокроеным рукавом» в М 1:1.

  3. Макет ночной сорочки из цветной бумаги в М 1:1.

  4. Презентация «Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом».


Раздаточный материал:


1. Инструкционная карта «Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

2. Чертежные инструменты и принадлежности;

3. Чертеж ночной сорочки с цельнокроеным рукавом в М 1:4.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический.


ФОПДУ: фронтальный опрос, практическая работа.


Ход урока.

  1. Организационный момент 3мин.

  • Проверить готовность учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей, инструментов для построения чертежа);

  • Отметить отсутствующих;

  • Раздать инструкционные карты, учебники, листы с чертежами ночной сорочки в М 1:4;

  • Раздать карточки контроля.



  1. Контроль знаний и умений – 10мин. Устный контроль по вопросам (вопросы на повторение):


  1. Как называлась тема прошлого урока? Слайд 4

Тема: «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

  1. Что нам необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия?

  1. Правила снятия мерок.

  2. Мерки.

  3. Линии и знаки при построении чертежа.

  1. Что такое мерки? Слайд 5

Мерки – это основные размеры фигуры человека.

Снятие мерок – это измерение основных условных линий и точек на фигуре человека.

  1. Расскажите правила снятия мерок. Слайд 5

  1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.

  2. Линию талии опоясывают тесьмой.

  3. При снятии мерок стоять прямо, опустив руки.

  4. Сантиметровую ленту нельзя натягивать или ослаблять.

  5. Мерки обхвата и ширины записываются в половинном размере, а длины и высоты – полностью.

  1. Какие мерки снимают для построения основы чертежа плечевого изделия (ночной сорочки с цельнокроеным рукавом)? Слайд 6

Сш, Сб, Опл, Ди. ( см. Приложение №2).

  1. Как снимаются мерки Опл, Сш, Сб, Ди, ? Показать на манекене. ( см. Приложение №2).

  2. Назвать мерки, которые записываются в половинном размере. Почему?

Сш, Сб. (так как фигура человека симметричная, чертеж строится на половину фигуры)

  1. Какие мерки записываются полностью?

Ди.(длина изделия всегда записывается полностью).

Опл. (потому, что в нашей конструкции цельнокроеные рукава т.е. выкроенные вместе с изделием).

  1. Как оформляем лист в альбоме перед выполнением чертежа? Слайд 7

  2. Какими инструментами пользуемся для построения чертежа?

Линейка-закройщика, лекало, угольник, циркуль, карандаши Т (твёрдый) и М (мягкий), ластик.

  1. Каким карандашом выполняется сплошная основная линия?

М (мягким).

  1. Каким карандашом выполняется сплошная тонкая линия?

Т (твёрдым).


  1. Формирование знаний и умений – 17мин.


  1. Объяснение нового материала:

Учитель:

На прошлом уроке мы с вами научились снимать мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Прежде чем строить основу чертежа познакомимся с основными деталями этого изделия и названием их контурных срезов.

Выкройка данного изделия состоит из двух деталей: переда и спинки. Слайд 8

Перед и спинка абсолютно одинаковые по размеру. (см. Макет ночной сорочки из цветной бумаги в М 1:1).

Отличие состоит в том, что вырез горловины у переда глубже, чем у спинки. Основными контурными срезами являются: линия горловины переда и спинки, боковой срез, линия низа, линия плеча, срез рукава, середина детали.


2. Мотивация

Проблемная ситуация:

Учитель:

Теперь, зная, какие детали мы должны построить и размерные признаки фигуры, казалось бы, уже можно приступить к конструированию изделия.

Двум ученицам предлагается примерить ночные сорочки, сшитые по фигуре (плотно прилегающую к телу и свободную). Учащиеся замечают, что спать в тесной сорочке будет не комфортно.

Вывод: Для того, чтобы изделие не стесняло движение, было удобно и в нем легко дышалось, оно должно быть больше по размеру, чем тело, на которое оно надето.

Под запись.


Разница между размерами частей одежды и соответствующими размерами тела человека называется припуском на свободное облегание.


Прибавки обозначают прописной буквой П, рядом обозначают участок, к которому дается прибавка.


1.

Пг

Прибавка к полуобхвату груди

6 – 8 см.

2.

Поп

Прибавка к обхвату плеча

5 – 7см.


Учитель:

Сегодня каждая из вас будет осваивать профессию модельера – конструктора, т.е. построит чертеж ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

  1. Постановка задачи перед учащимися:

- научиться выполнять построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом, с помощью инструкционной карты. Продолжение формирования знаний и умений – 55мин.

Тема урока представлена визуально на презентационном экране. Слайд 9 – 29 .

Практическая работа

Ученицы под руководством учителя изучают формулы для расчета конструкции плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и этапы построения основы чертежа.

Построение чертежа начинается с построения базисной сетки, которая определяет общий размер изделия по ширине и длине. Перед и спинка в плечевом изделии имеет одинаковые размеры и отличаются только глубиной выреза горловины, чертеж этих деталей будет строиться одновременно на одной базисной сетке.

Чертежи швейных изделий в рабочей тетради выполняют в М 1:4

Далее изучая инструкционную карту, переходим к построению чертежа. Презентация Слайд 9 – 29 .

Ученицы строят чертеж ночной сорочки в М 1:4 в рабочих тетрадях.

Учитель комментирует последовательность построения на экране.


Контроль знаний и умений – 5 мин.

Для проведения самоконтроля Слайд 30

выписываются размеры отдельных деталей ночной сорочки:


ВН=80 см. ВВ1=26 см.


ВВ2=7 см. ВВ3=2 см. ВВ4=8 см.


В1Г=20 см. ГГ1=6 см. ГГ2=6 см.


После самопроверки учащиеся исправляют ошибки и сдают чертежи на проверку учителю.


Контроль по карточкам.


Оценивается практическая работа.

Тема: Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом М 1:4

Фамилия ____________ Имя_______________


Класс_______________


Подготовка к уроку

Активность на уроке (устные ответы)

Правильность выполнения работы

Аккуратность выполнения работы

0,5

1

3

0,5





­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Подсчитываются баллы и выставляются оценки.

а) показать лучшие работы (правильно выполненные, наиболее аккуратные).

б) проанализировать часто встречающиеся ошибки и приемы их исправления.


Подведение итогов, рефлексия Слайд 31

Закрепление изученного материала.

  1. Чему научились на уроке?

  2. Из каких деталей состоит чертёж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?

  3. Чем отличается чертёж спинки от чертежа переда?

  4. Для чего необходимы прибавки на свободное облегание?

  5. От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

  6. Какая мерка определяет ширину базисной сетки чертежа?

  7. По какой мерке делается расчет ширины горловин

  8. Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Записывается домашнее задание: Принести цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, рабочую тетрадь.

Приложение 1.

Раздаточный материал

Инструкционная карта.

n /n

Обозначения

на чертеже

Последовательность

построения

Расчетные

формулы

Расчет (см)

на типовую

фигуру

на себя

Построение сетки чертежа

1.

В

Построить прямой угол с вершиной в точке В

Построение

Построение


2.

ВВ1

Ширина изделия (сорочки)

СгII : 2 + 0,5 Пг

43,6:2 +0,5х8= 25,8


3.

ВН

Длина сорочки

Ди

80


4.

ВВ1Н1Н

Построить прямоугольник

Построение

Построение


Построение горловины

5.

ВВ2

Ширина горловины (сорочки)

Сш :3+1

17,2:3+1= 6,7


6.

ВВ3

Глубина горловины спинки

ВВ2:3

6,7:3= 2,3


7.

В2В3

Линия выреза горловины спинки

Построение

Построение


8.

ВВ4

Глубина горловины переда

ВВ2+1

6,7+1= 7,7


9.

В2В4

Линия выреза горловины переда

Построение

Построение


Построение рукава

10.

В1Г

Глубина проймы

Оп :2+Поп

26,1:2+7= 20


11.

В1В5=ГГ1

Длина рукава

п/в=5…6

6


12.

В5Г1

Ширина рукава

Построение

Построение


Построение линий бока, низа

13.

Г2

Вспомогательная точка

ГГ2= ГГ1

6


14.

Г3

Вспомогательная точка

Г1Г2: 2

Построение


15.

Г3Г4Г1Г2

Глубина прогиба

Г3Г4= п/в=1,5

1,5


16.

Г1Г4Г2

Соединить точки Г1Г4Г2

Построение

Построение


17.

Н1Н2

Расширение низа

п/в=10…12

10


18.

Г2Н2

Линия бока

Соединить точку Г2 с Н2

Построение


19.

Н2Н3

Повышение линии бока

п/в=1,5…2

1,5


20.

Н4

Вспомогательная точка

НН1: 2

Построение


21.

НН4Н3

Линия низа

Соединить точки Н, Н4, Н3

Построение


22.

Обвести контур чертежа сплошной основной линией.

Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.


Мерки: Сш =____ СгII =____ Оп = ____ Ди =____

Приложение 2.

Раздаточный материал

Снятие мерок

для построения чертежа ночной сорочки.

Условное

обозначение

мерок

Название

мерок

Способ измерения

Назначение

мерок

Запись в тетради


Сш


Полуобхват

шеи

Снимается по основанию шеи, под 7 шейным позвонком и ярёмной впадиной.

Для определения размера горловины.

В половинном размере


СгII


Полуобхват

груди 2

Сзади по нижним углам лопаток, через подмышечные впадины, спереди на уровне высоких точек груди.

Для определения размера изделия и ширины ночной сорочки.

В половинном размере


Оп


Обхват плеча

Перпендикулярно оси плеча (часть руки от плечевой точки до локтевой) так, чтобы верхний край ленты касался верхнего угла подмышечной впадины.

Определение ширины рукава.

Полностью


Ди


Длина изделия

Вертикально от 7-шейного позвонка до линии талии, затем от линии талии до желаемой длины.

Определение длины сорочки

Полностью


Мерки для построения чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

п/п

Условные обозначения мерок

Название мерок

Мерки на типовую фигуру (см).

Мои мерки (см).

1.

Сш

Полуобхват шеи

17,2


2.

СгII

Полуобхват груди 2

43,6


3.

Оп

Обхват плеча

26,1


4.

Ди

Длина изделия

80




Прибавки на свободное облегание

1.

Пг

Прибавка к полуобхвату груди

6 – 8

6 – 8

2.

Поп

Прибавка к обхвату плеча

5 – 7

5 – 7