Урок на тему "Уравнение. Решение уравнений". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Учебник: «Математика 5 класс И.И. Зубарева А.Г. Мордкович. Мнемозина 2013».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Личностные: формировать умение планировать  свои действия в соответствии с учебным заданием, готовность к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию, умение работать в коллективе, находить согласованные решения.
  • Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
  • Предметные: формировать  навыки решения уравнений с использованием  правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание, сформировать начальные  навыки решения текстовых задач с помощью уравнений.

Планируемые результаты: ученики научатся решать уравнения с помощью  правил нахождения неизвестного  компонента действий сложение и вычитание; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, неизвестное слагаемое, неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель – ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • выводят  правила решения уравнений;
  • работают с текстом учебника;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно задачи;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование и материалы: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3); Презентация, выполненная в программе Power Point, технологическая карта (Приложение 1)

Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма     организации
УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Учебник

Рабочая тетрадь № 1

Раздаточный    материалы

1. Организационный этап. Присутствие учащихся. Готовность к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ф

 

 

 

3. Актуализация знаний

Ф

 

 

Кроссворд

4. Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал §10

 

 

Физкультминутка

5. Первичное закрепление знаний

Ф

№267,269

 

 

И

 

№112,113

 

6. Закрепление изученного материала.

Г

 

 

Дополнительное задание

7. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ф

Вопросы: 1-5

8.Информация о домашнем задании

Ф

 §10, вопросы 1-5, №268,270

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята!
Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения
Объясняет, как работать с дополнительным материалом.

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с дополнительным материалом.

2. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Для чего нам надо нужны математические знания?
(Презентация. Слайды 2).
Задачи с неизвестным компонентами. (Презентация. Слайды 3-6).
Мотивация. Для чего нам необходимо находить неизвестные величины? Чем мы будем заниматься на уроке? Какие правила узнаем?

 

 

Отвечают на вопрос учителя. Участвуют в фронтальной работе.

Рассматривают  задачи-иллюстрации, приводящие к нахождению неизвестных величин.

Отвечают на вопросы и, анализируя информацию, озвучивают цель урока

 

3. Актуализация знаний

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, разгадаем кроссворд. (Презентация. Слайды 7,8 ). (Приложение 2)

 

 

 

Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? Какая тема урока? Догадались?
В начальной школе вы уже получили первоначальные знания об уравнениях. Посмотрите внимательно  на выражения. На какие группы их можно разделить? (Презентация. Слайд  9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немного из истории:
Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. В «Арифметике» Диофанта содержится ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней. Задачи на квадратные уравнения встречаются в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.

«Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась
А двенадцать по лианам
 Стали прыгать, повисая
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?» (Презентация. Слайд  10)

 

Разгадывают кроссворд.

  • Результат сложения
  • Числа, используемые при счёте
  • Число, которое мы забираем
  • Результат умножения
  • Число, из которого мы забираем
  • Компоненты сложения
  • Результат деления
  • Компонент умножения
  • Число, на которое мы делим

Озвучивают тему урока
«Уравнение. Решение уравнений»

Выполняют задания учителя.

346 + 554
х + 94 = 144
а + 134 + 23
х + 37 = 851
(57 + 25) + 5 
0 + 45
2х – 215 = 115
519 – (19 + 180)
х – 347=247
(27 + 435) – 115
х + 315 = 887

Объясняют, на какие группы разделили и почему.

4. Изучение нового материала

Направляет работу учащихся

Участвуют в объяснении темы. Анализируют информацию. Делают выводы. Записывают правила.

Физкультминутка

Меняют вид деятельности

5. Первичное закрепление знаний

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении заданий

 

Выполняют задания из учебника № 269  у доски с объяснением. Проговаривают правила. Выполняют индивидуально из РТ №112,113

6. Закрепление изученного материала

Выполнение  работы   в группе

 

Выполняют работу в группе. Объясняют полученный результат

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Какую цель мы ставили на уроке?
– Удалось ли нам решить поставленную задачу?
– Где можно применить новое знание?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Над чем еще нужно поработать?

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.
Рефлексия
– Кто работал на уроке лучше всех?
– Кому еще надо стараться?
– С каким настроением вы уйдете с урока?
(Презентация. Слайд 11)

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Сравнивают их с оценками учителя. Объясняют свою точку зрения.
Участвуют в рефлексии. Оценивают свою работу и работу одноклассников, и свое настроение в конце урока.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Презентация. Слайд 12)
– Спасибо за работу на уроке!

 

Записывают задание.