Цель:
- познание окружающего мира и себя в этом мире;
- выявление факторов влияющих на индивидуальное восприятие времени, осознание значимости сформированности чувства времени в жизни человека.
Задачи:
- актуализировать знания о понятиях «время», «чувство времени»;
- выявить у обучающихся индивидуальные особенности восприятия времени;
- формировать ценностное отношение к своему и чужому времени;
- познакомить с приемом развития чувства времени «Хронометраж моего выходного дня».
Необходимые материалы:
- массажные мячики (по количеству участников группы)
- индивидуальные бланки для выполнения заданий
- карточки для работы в паре
- шаблон со стрелками часов
- шаблоны бабочек для эмоциональной рефлексии
- презентация «Весна»
- компьютерная программа «Таймер-секундомер»
- песочные часы на 1 мин.
- цветные карандаши, ручки
- магниты
- небольшой мячик
- мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, колонки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение. Мотивационный настрой
Психолог приветствует детей.
– Добрый день!
На сегодняшнем занятии я предлагаю вам стать участниками психологического эксперимента.
– Ребята, а вам приходилось быть участниками эксперимента?
– Как вы понимаете, что такое эксперимент?
(Ответы: наблюдать что-то или за кем-то, исследовать, изучать предметы, явления и т.д., организация специальной научной деятельности).
Действительно, наш с вами эксперимент будет состоять из выполнения ряда экспериментальных проб (наблюдений), которые необходимо будет проанализировать и сделать соответствующие выводы, заключения.
Но пока, я не буду раскрывать всех секретов предстоящего эксперимента.
Серьезная работа требует определенного психологического настроя. В этом нам помогут массажные мячики, которые активизируют наши мыслительные процессы через мелкую моторику рук и снимут ненужное напряжение.
Внутренний настрой
Прокручивание мячиков со словами: «Я спокоен (йна), Я настроен(а) на работу, У меня все получится».
Упражнение «Ладони»
Потрите свои ладони, пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями, помассируйте пальцами мочки ушей, потрите уши.
2. Основная часть. Психологический эксперимент
На основе просмотра видеоролика предлагаю вам определить предмет нашего эксперимента.
[Приложение 1]
Работа с видеороликом
– В каком ритме показывается окружающая действительность?
Ответы детей: в очень быстром, ускоренном ритме.
– Какие зрительные образы постоянно повторяются в различных кадрах?
Ответы детей: Спешащие люди, смена зданий, улиц, быстро двигающиеся машины, часы, человеческий глаз.
– Как соотносятся два образа: часы и человеческий глаз?
Ответы детей: Часы показывают, отсчитывают время, а глаза – зрение, зрительное восприятие мира.
– Чье восприятие мира для вас важнее всего?
Ответы детей: мое личное, каждого из нас.
– Давайте, определим предмет нашего исследования.
Совместными усилиями мы определили предмет нашего исследования: «Мое восприятие времени».
– А теперь нам необходимо определить цель исследования. Для этого выполним следующее упражнение:
«Сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте определить продолжительность времени в одну минуту. Если почувствуете, что время вышло, откройте глаза, поднимите руку и зафиксируйте время на своем бланке»
– Какие ощущения вы испытывали во время выполнения данного упражнения?
– Мы видим, что результаты у нас получились разные? Как это можно объяснить?
Ответы детей: разное ощущение, восприятие времени, разный уровень сформированности чувства времени
– Что позволяет выявить данное упражнение?
Чувство времени – это умение правильно оценить, рассчитать время, успеть уложиться в отведенный ранее срок.
Цель исследования: выявление факторов влияющих на восприятие времени.
– Где и в каких ситуациях вам может пригодиться чувство времени?
Ответы детей: на уроках, на перемене, на контрольной, дома, на улице и т.д.
– Какие качества и умения формирует чувство времени?
Ответы детей: ответственность, пунктуальность, организованность, умение планировать дела, занятия.
Чувство времени не просто помогает нам успеть сделать то, что мы запланировали, оно дает нам возможность делать это без суеты, спешки и нервозности, то есть более качественно и продуктивно.
– Можно ли развить в себе чувство времени?
Ответы детей: Да.
Первая экспериментальная проба
Перед выполнением первой экспериментальной пробы я предлагаю каждому из вас определить свое настроение, самочувствие с помощью цветовых бабочек:
Пестрая бабочка – радостное настроение, хорошее
самочувствие
Зеленая бабочка – спокойное настроение, нормальное самочувствие
Синяя бабочка – грустное настроение, плохое самочувствие.
– У нас получились часы «Настроение нашей группы».
Задание: просмотрите презентацию «Весна». Продолжительность 1 мин. [Приложение 2]
– Какие эмоции, ощущения вы испытали при просмотре презентации?
Ответы детей: радость, восторг, положительные эмоции, заряд бодрости.
– В чем разница в восприятии времени в 1-м и во 2-м задании?
Ответы детей: зрительный образ, музыка, актуальность темы, интерес, смысловая значимость, эмоциональная окрашенность.
Вывод по экспериментальной пробе: На восприятие времени влияет привлекательность, значимость информации, материала, настроение, самочувствие.
Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И, наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.
Вторая экспериментальная проба
Вариант А: В течение 1 мин. вам необходимо в строчку, через запятую записать начальную букву вашего имени: печатную или прописную. Затем необходимо посчитать и записать количество записанных букв.
Вариант Б: В течение 1 мин. вам необходимо выполнить тоже задание, но необходимо улучшить свой результат, причем качество выполнения не должно пострадать.
Вывод по экспериментальной пробе: Установка, стимул влияют на результативность и скорость протекания времени.
Третья экспериментальная проба. Работа в паре
Задание: Вам необходимо совместно за 1 мин раскрасить предложенную картинку. Но сначала в течение 30 сек. необходимо договориться о ходе совместной работы в паре. Пожмите друг другу руки и приступаем.
Выполненную работу один из участников пары прикрепляет с помощью магнитов на доску.
Анализ работы в паре.
– Что помогло вам успешно справиться с заданием?
– Что помешало вам справиться с заданием?
Вывод по экспериментальной пробе: насыщенность, интенсивность деятельности, хорошие социальные взаимоотношения, правильная организация работы, правильное распределение обязанностей, меняют восприятие времени.
3. Заключительная часть
Психолог предлагает детям образовать круг и с помощью мячика подвести итоги выполненных экспериментальных проб. Те, кому бросают мячик, начинают свое высказывание со слова ОКАЗЫВАЕТСЯ....
Ответы детей:
– Оказывается, участвовать в экспериментальной деятельности интересно.
– Оказывается, мы не обращаем внимания на очень интересные явления в повседневной жизни.
– Оказывается, чтобы научиться организовывать время, необходимо сначала научиться чувствовать время и знать его особенности.
– Оказывается, индивидуальные особенности человека влияют на восприятие времени.
– Оказывается, чувство времени можно развивать путем специальных упражнений.
Домашнее задание «Хронометраж моего выходного дня» [Приложение 3]
Психолог предлагает детям выполнить дома по предложенной инструкции хронометраж воскресного дня и зафиксировать необходимые данные в таблицу.
Проведение повторной эмоциональной рефлексии
– Почему для оценки эмоционального состояния взят образ бабочки?
– Вспомните притчу «Мудрец и бабочка».
Ответы детей: Бабочка– символ человеческой души, внутреннего мира человека; притча содержит поучительный смысл, высказывание мудреца: «Все в твоих руках». Поэтому, каждый из нас, если только пожелает, сможет научиться чувствовать и ценить время.
Психолог благодарит детей за совместную работу.
Комментарии к занятию.
Данное занятие проводилось как открытое в рамках межмуниципального семинара «Формирование универсальных учебных действий в рамках целостного образовательного процесса через урочную и внеурочную деятельность».
На занятии присутствовали гости (25 человек) которые были вовлечены в ту же самую деятельность, что и обучающиеся. Поэтому данное занятие может эффективно использоваться для организации совместной деятельности родителей и детей.
Таким образом, мы сможем усилить исследовательский компонент содержания за счет учета восприятия времени младшего школьника и взрослого человека, совместно с родителями разработать рекомендации по формированию навыков тайм-менеджмента у детей и взрослых.
Список литературы:
1. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга для продвинутых родителей. – М.: Альпина Паблишер, 2012 г. – 297 с.
2. Меркулова Т.В., Беглова Т.В. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время. Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2011 г.
3. Черненко Г.Т. Часы и время. – СПб: «БКК», 2013.–96 с.-илл. – (Серия «Узнай мир»)