Тематические кроссворды на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Русский язык – один из сложных учебных предметов в начальной школе. Многим детям приходится приложить немало усилий для освоения этой дисциплины. Важным условием успешного усвоения учебного материала является наличие познавательного интереса к изучаемому предмету.

Кроссворды составлены по темам – на определенный вид орфограмм. Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо не только отгадать это слово, но и предварительно подобрать к нему проверочное (парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные), на что указывает соответствующее задание. В некоторых кроссвордах надо подобрать синонимы, в других – антонимы, но при этом детям надо вспомнить правописание сочетаний шипящих с гласными буквами или правило написания шипящих на конце имен существительных.

Выполняя подобные задания, ученики применяют правила проверки и правописания слов с данной орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки не обычным способом, а в процессе игры.

Хочу поделиться опытом работы по использованию тематических кроссвордов на уроках русского языка в классе с родным языком обучения. Они помогают повысить грамотность учащихся, развить у них интерес к предмету, активизировать их внимание, разнообразить урок. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

“Слова с сочетаниями жи, ши”.

“Правописание звонких и глухих согласных перед согласными”. Вставить Ж или Ш

“Правописание безударных гласных в корне слова”.

А) Дети отгадывают загадки, ответ записывают в клетки по горизонтали, по вертикали в заштрихованной части читают получившееся слово. (Г роза)

1.

Пока дети - каждый в берете,
Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

2.

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

3.

Золотист он и усат,
В ста карманах - сто ребят. (Колос)

4.

Одно бросил -
Горсть взял. (Зерно)

5.

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)

Б) Вписать отгадки следующих загадок.

1.

На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
День прибавился заметно.
Что за месяц это, отгадайте. (Февраль)

2.

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
И какой же к нам вернулся месяц? (Апрель)

Задание следующего кроссворда: подобрать слова, количество букв которых соответствует количеству данных в кроссворде клеток. (Н-р: обед, город, завод, народ, огород).

“Правописание слов с двойными согласными”. Подобрать нужное слово, записать по горизонтали, в конце по вертикали прочитать слово. (Класс)

Литература.

  1. Занимательная грамматика. Сост. Е.Е. Семенова. М., 1995.
  2. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. 7-е изд., испр. и доп. М.: ACT-ПРЕСС, 2001.
  3. Словарь синонимов русского языка / Авт.-сост. М.А. Ситникова. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.