Времена года. Месяцы. Понятия «до» и «после», «раньше», «позже», «между»

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


ЦЕЛЬ: Сформировать представления о порядке чередования времён года и месяцев в году.

ЗАДАЧИ:

  • Учить детей ориентироваться в правильной последовательности времён года и месяцев.
  • Уточнять понятия “до” и “после”, “раньше”, “позже”, “между” при чередовании времён года, месяцев.
  • Развивать мышление.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, внимание, память, зрительное восприятие, сукцессивные функции.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация “Времена года, месяцы”; 2 больших круга, разделённых на 12 частей + 12 секторов с подписанными месяцами для раскладывания в определённом порядке, индивидуальные карточки (приложение 1 и приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент и повторение пройденного материала.

Повторение понятий до – после, перед – за, раньше – позже в ряду, спирали.

(слайд 2)

Логопед: - Посмотрите на ряд предметов. Отгадайте загадки.

- Этот предмет расположен до баклажана, но после лука (помидор).

- Найдите предмет, который находится перед капустой, но за перцем (картофель).

- Назовите предмет, который появился раньше, чем огурец, но позже, чем морковь (чеснок). (щелчок )

- Составьте аналогичные загадки с использованием цифрового ряда.

(слайд 3)

- А теперь составьте подобные загадки по числовой спирали.

II. Уточнение, структурирование и закрепление основных понятий темы.

(слайд 4)

Ввод в тему – сказка.

- Вы, наверно, слышали о параллельных мирах? Так вот, в одном из них существует планета похожая на нашу. И называется она также – Земля. И все на ней до определённой поры было обустроено, почти как у нас. Но вот случилась беда, и планета нуждается в помощи. Давайте послушаем, что же там случилось. (щелчок по первой планете – запускается клип)

На фоне клипа логопед читает сказку.

“Времена года”

Встретились однажды Весна, Лето, Осень и Зима и начали спорить кто из них самое лучшее время года и от кого из них больше пользы на земле.

Весна говорит:

- Когда я прихожу, всё сразу оживает после холодной Зимы. На лесной речке дикие утки строят гнёзда, и цветёт душистая черёмуха, природа просыпается!

- Да это что!!! – вступает в спор Лето. – Вот когда я прихожу, то приношу с собой жаркое солнце, тёплые дожди. Только в моё время созревают сочные фрукты и ягоды.

- Да от тебя одна жара только, пыль и комары, – вмешивается Осень. – Вот я “одеваю” природу в яркие краски, листва становится ярко жёлтой и красной!

- Вот ещё!!! – возмутилась Зима. – Ты приносишь только дожди, грязь и лужи! Я же окутываю землю белым пушистым снегом, разрисовываю красивыми блестящими узорами окна домов, покрываю серебристым инеем деревья. Природа в это время отдыхает!

- Зимой только мороз и снег! Что в этом хорошего?! – продолжает спорить Весна.

И пока они спорили и решали кто из них главный, на земле всё перепуталось, все месяцы перемешались: за ярким Июнем наступил холодный Январь, вслед за ним пришёл Март, а за ним Октябрь. Природа увяла: деревья, цветы и кустарники погибли, а животные спрятались в свои жилища и не выходили оттуда.

Увидев всё это, времена года одумались, осознали свою ответственность, важность и неповторимость, и решили больше не ссориться. Но на Земле по-прежнему царил беспорядок.

Логопед:

- Между кем возник спор? (между Зимой, Весной, ...)

- Как по-другому назвать спорщиков? (Времена года, сезоны года)

- Почему их так назвали “времена года”? (все вместе составляют год)

- Сколько времён года (сезонов) существует на нашей Земле? Назовите их по порядку.

- Что случилось на планете, пока времена года спорили и решали, кто из них главный? (Беспорядок, хаос)

- Поможем спасти Землю в параллельном мире?

- Что нужно сделать, чтобы навести порядок? (Построить, расположить времена года, месяцы в определённом порядке).

(слайд 5)

- Сформулируйте тему нашего занятия. (Времена года. Месяцы.) (щелчок )

– Давайте представим год в виде круга.

(слайд 6)

- На сколько частей мы должны его разделить и почему?

(щелчки )

(Делим круг на 4 части, закрашиваем цветными карандашами и подписываем времена года, определяем вектор смены времён года).

Логопед:

- Какое время года наступает после зимы, но до лета?

- Назовите время года, которое бывает перед зимой, но за летом.

- Что бывает раньше, чем осень, но позже, чем весна?

- Назовите времена года по порядку, начиная с лета (осени, зимы, весны).

- Сделайте вывод: (времена года расположены в строго определённом порядке, который изменять нельзя)

(слайд 7)

Закрепление порядка чередования времён года.

1.Физкультминутка.

а). Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

На слово “зима” – показываем руками, что нам холодно.

На слово “весна” – показываем руками, как растут растения.

На слово “лето” – показываем руками, что нам жарко и мы плаваем в реке.

На слово “осень” – показываем руками, что идёт дождь и мы держим над головой зонт.

1 – делают все одновременно строго по порядку (по инструкции).

2 – путаница: повторять движения строго в том же порядке не зависимо от того какое время года я буду называть.

3 – по кругу по одному: повторять по очереди по одному движению строго в том же порядке.

б). Развитие мелкой моторики.(“Рожки – ножки” реципрокно)

в). Глазодвигательные упражнения на 3-х уровнях (слежение за предметом на уровне “вытянутой руки”, на уровне “локтя”, на уровне “носа”).

(слайд 8)

2. Восстановление порядка чередования времён года на материале контурных зашумлённых рисунков времён года (развитие зрительного восприятия).

Логопед: - Внимательно рассмотрите, что спряталось под линиями, и восстановите правильный порядок времён года. (Работа по индивидуальным карточкам - приложение 1, проверка – на экране).

Закрепление порядка чередования месяцев.

(слайд 9)

Логопед: – Мы восстановили последовательность времён года, но на параллельной Земле по-прежнему нет порядка. Почему? Что ещё надо сделать? (восстановить последовательность, порядок чередования месяцев)

(слайд 10)

Делим каждый из 4-х секторов круга ещё на 3 части, подписываем названия месяцев, определяем вектор смены месяцев.

(слайд 11)

Логопед: - Знаете ли вы, ребята, как запомнить названия месяцев?

Представьте, что зимой, на морозе лает собачка: “ДЯФ! ДЯФ!”. Почему зимой? Потому что ДЯФ - это первые буквы зимних месяцев. Д - декабрь, Я - январь, Ф - февраль. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).

- Перечислите зимние месяцы в прямом и обратном порядке.

- Скажите, после какого месяца идёт январь (февраль)? До какого месяца бывает декабрь (январь)?

- В первый месяц весны мы празднуем 8 Марта – это праздник всех МАМ. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).

- Перечислите весенние месяцы в прямом и обратном порядке.

- Скажите, за каким месяцем идёт апрель (май)? Перед каким месяцем бывает март (апрель)?

Теперь представим ослика Иа, который летом, в жару, весело скачет по зеленой травке и голосит: “ИИА! ИИА!”. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).

- Перечислите летние месяцы в прямом и обратном порядке.

- Позже какого месяца бывает июль (август)? Раньше какого месяца идёт июнь (июль)?

Закончилось лето, наступила осень. Природа как бы засыпает. Кругом СОН, СОН, СОН. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).

- Перечислите осенние месяцы в прямом и обратном порядке.

- Скажите, между какими месяцами находится октябрь? Перед каким месяцем бывает сентябрь (октябрь)?

Итак, запоминаем 4 коротких слова: “ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН”

(щелчок – убираются слова – подсказки, остаются только картинки).

2. Восстановление порядка чередования месяцев.

(слайд 12)

Наложить треугольники с названиями месяцев на годовой круг по порядку, начиная с определённого месяца (работа в 2-х минигруппах).

(слайд 13)

Самостоятельная работа. (Работа по индивидуальным карточкам - приложение 2).

Подчеркни правильный ответ:

  1. После зимы наступит (лето, весна).
  2. Перед осенью – (зима, лето).
  3. В году — 3, 12, 7, 4 времени года.
  4. Время года (длиннее, короче), чем месяц.

Вставь правильный ответ:

  • В году ________ месяцев.
  • Каждое время года состоит из ________ месяцев.
  • Последний месяц перед весной – это ________________.
  • Первый месяц после окончания лета – это ____________.
  • Третий месяц года называется _____________, это время года – ______________.
  • Пятый месяц года называется _______________ , это время года – _____________.
  • Десятый месяц года называется _______________, это время года – _____________.

Перечисли все месяцы времени года между зимой и летом:

__________________________________________________.

Итог занятия (слайд 14)

Вы справились с трудной задачей, восстановили порядок месяцев и времён года на Земле параллельного мира, планета начала преобразовываться, расцветать и её жители вас благодарят.

Рефлексия (слайд 15):

  • Если вы считаете, что усвоили тему занятия очень хорошо, покажите картинку с улыбающимся лицом.
  • Если вы считаете, что усвоили тему занятия не очень хорошо и вам нужно её повторить ещё раз, покажите картинку с обычным лицом.
  • Если вы считаете, что усвоили тему занятия плохо и вам нужно над ней поработать подольше, покажите картинку с грустным лицом.

(слайд 16)

Приложение 3