Применение комментированного чтения на уроках литературы (из опыта работы)

Разделы: Литература


Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

 Фазиль Искандер

При изучении художественной литературы в старших классах школы учителя-словесники зачастую сосредотачивают свое внимание только на анализе произведения, а ведь непосредственное восприятие произведения художественной литературы затрудняется сложностью его, отсутствием у школьников исторических знаний, слабой начитанностью и более или менее развитого вкуса. Самая страшная оценка для произведения, когда ученики говорят: «Скучная книга». Поэтому учитель должен помочь своим ученикам преодолеть трудности при чтении сложных произведений, чтобы воспитанник не был предоставлен самому себе в разгадывании сложного авторского замысла. Одним из способов организации непосредственно читательских впечатлений и может быть комментированное чтение.
Выступая в роли чтеца, учитель одновременно является толкователем произведения. Все свои знания, умения, жизненный опыт он вкладывает в развитие идейно-художественного содержания произведения, он добивается цели средствами выразительности: интонацией, паузами, повышением голоса и т.д. таким образом, учитель подготавливает «почву» для анализа произведения, воздействуя не только на мысли, но и на чувства учащихся.
Комментированное чтение – это чтение с пояснением текста. Поскольку слишком пространное объяснение содержания произведения при чтении может уменьшить интерес к нему школьников, учитель должен так организовать работу с текстом, чтобы все этапы явились комментированием.
Комментируем мы на вступительных занятиях, когда характеризуем эпоху, говорим об истории создания, фактах биографии, объясняем новые слова, рассматривая картины, отражающие особенности быта, нормы и правила; таким образом, сведения, сообщаемые на вступительном занятии, разъясняют произведение.
Текст комментируется и в момент первого чтения, когда учитель пользуется в основном средствами голоса, небольшими попутными замечаниями или прерывает чтение и задает учащимся вопросы. Например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читается по частям. Перед чтением главы учитель говорит, что глава начинается с размышления Онегина на пути к больному дяде (объяснение о чем), послушайте эту часть. После чтения ставятся следующие вопросы:
– Почему Пушкин именно так начинает роман?
– Каким представляется вам Евгений Онегин из прочитанного монолога?
Затем идет краткое уточнение ответов учащихся учителем. Часто учителю приходится проводить комментированное чтение драматических произведений. В этом случае следует решить, что является ведущим: объяснение или выразительное чтение. Если учитель в качестве основы выбирает объяснение, то это лекция, богато украшенная цитатами, которые не должны быть длинными, иначе слушатель, увлекшись текстом, перестает следить за логикой мысли рассказчика. Если же в основу положено выразительное чтение, то объяснение здесь – краткие замечания по ходу действия.
При чтении объемного многопланового произведения полезна работа с карточками – двойной листок, где фиксируется «рабочий материал» (факты, детали, ключевые слова и фразы, сцены, эпизоды, цитаты).

Прибегая к комментированному чтению, учитель раскрывает некоторые особенности формы произведения. Обращаясь в этих случаях к мысли учащихся, учитель одновременно направляет и эмоциональное восприятие произведения. При подготовке к комментированному чтению учителю необходимо решить, какие исторические факты необходимо сообщить школьникам, чтобы они поняли произведение. Круг этих сведений должен быть ограничен, чтобы не уводить в сторону и не делать комментирование самоцелью. В известной степени объем пояснения зависит от общей подготовленности класса, уровня развития учеников.
В качестве иллюстрации приведу пример комментирования отдельных частей «Слова о полку Игореве». Прочитав вступление на древнерусском языке, мы знакомимся с ним в переводе на современный русский язык, используя переводы и В. Жуковского, и Д. Лихачева, например.
Затем учитель рассказывает об особенностях жизни князей Древней Руси, о том, что охота была одним из любимых развлечений людей этого круга. Говорит об особенностях исполнения Бояна в те давние времена, указывает на отрицательное сопоставление «вещих перстов» с десятью соколами.
После чтения следующей части текста учитель кратко упоминает о солнечном затмении, которое в ту далекую пору являлось дурным предзнаменованием. Попутно учитель подчеркивает, что солнечное затмение случилось в ту пору, когда дружины Игоря подходили к Дону. Автор же перенес его в начало повествования, чтобы подчеркнуть «жажду…испить Дону великого», которая овладела Игорем и «ему затмение заслонила».
Требует пояснения и описание победы над половцами. Автор очень кратко описывает битву, но подробно перечисляет захваченные русскими дружинами богатства. Здесь стоит сказать об обычае воинской добычи, условиях ее дележа. Ученикам становится понятно, почему Игорю достается «красное знамя, белая хоругвь, красный султан и серебряное копье» – эти почетные знаки ханского достоинства. Исторический комментарий здесь объединяется с объяснением художественного приема, которым пользуется автор, заменяя подробное описание короткой, но выразительной сценой.
Часто встречающееся в тексте памятника слово «отец» воспринимается учениками как непонятная степень родства между Святославом и Игорем: в одном месте сказано, что распрю с половцами усыпил было «отец их (Игоря и Всеволода) Святослав…», в другом месте Святослав обращается к князьям: «О мои племянники, Игорь и Всеволод!» Необходимо здесь объяснить, что Игорь новгород-северский и Святослав киевский – двоюродные братья; их отцы – Всеволод Олегович и Святослав Олегович – сыновья Олега Святославовича черниговского. Поэтому в «Слове» автор называет Игоря и его родственников «храбрым Олеговым гнездом». Называя же Святослава Всеволодовича отцом, автор имел в виду то, что великий князь обязывался быть по отношению к подвластным ему князьям «вместо отца». Что же касается обращения Святослава к Игорю и Всеволоду как к племянникам, то здесь достаточно ограничиться смысловым значением объясняемого слова: племянники, т.е. родственники, к одному племени, семье.
Для понимания идейного смысла памятника надо было рассказать о Святославе Всеволодовиче Киевском, который тоже вел бесконечные войны со своими родственниками-князьями, силой захватил Киев, стремился объединить князей в борьбе против кочевников. Это нужно сделать и для того, чтобы ученики поняли, почему автор создает образ идеального князя. Тогда и личность автора предстанет в патриотическом стремлении.
Объясняя непонятные слова, учитель должен учитывать при этом степень их важности для понимания содержания текста и употребления их в речи вообще: одни могут войти в активный словарь учащихся, другие необходимы лишь для понимания смысла читаемого произведения. В зависимости от этого дается их разъяснение. К первым класс обращается на уроках, работает над их осмыслением, уместным употреблением в речи, правильным написанием; другие учитель объясняет только во время чтения. К числу первых относятся слова: дружина, знамение, стольный город, княжество, борзые, хоругвь, султан, поганый, булатный, тур, междоусобица, крамола и др. ко вторым – молвити, полоненные, вещий, Див, резана и т.п.
Кроме того, во время словарной работы нужно дать следующие характеристики слов: историческую, нормативную (диалектное, жаргонное, просторечное и др.), экспрессивно-стилистическую.
Чтение большого по объему произведения или частей его требуют значительного времени.  Дополнительное время необходимо и для комментариев. Я заметила, что в классах, где на уроках проводилось комментированное чтение, анализ проходил быстрее и продуктивнее. В сочинениях таких ребят почти не встречается фактических ошибок, в устных ответах ученики осознанно ссылаются на текст произведения, в их ответах нет трафаретных, заученных фраз из учебника. А если они используют слова критиков, то называют авторов и статьи, к которым мы обращались при комментированном чтении изучаемого произведения. Поэтому время, затраченное на комментирование текста, не потеряно зря. Для лучшего результата можно сочетать классное комментирование с домашним, когда ученики заполняют определенные графы заданной учителем таблицы по содержанию отрывка из произведения или всего произведения (если оно небольшое по объему), что также способствует осмыслению содержания, авторской позиции, портретов внешних и психологических персонажей, роли деталей, музыки, цвета и т.д. когда изучение произведения закончено, ученики имеют в своем распоряжении уже отобранный материал для дальнейшего анализа, ответов на вопросы или написания сочинения.
Применяя комментированное чтение текстов различных стилей на уроках, постепенно усложняя виды самостоятельной работы над текстом, я ставлю целью приучить школьников осознанно, вдумчиво читать произведения, обеспечить понимание произведения, помочь им эстетически воспринять творения авторов, что сегодня особенно важно, поскольку в школу возвращается самостоятельное творческое сочинение в 11 классе, да и да и ранее названные умения формируют личность думающую, анализирующую, рефлексирующую, что необходимо для самореализации, для понимания своего место в жизни, для того, чтобы называться достойным всесторонне развитым  человеком.

Литература:

  1. Митяева З.А. Лекции по методике преподавания литературы в школе. ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
  2. Барлас Л.Г. Объяснение слов на уроках литературного чтения. «Литература в школе», № 3, 1960 г.
  3. Неверов В.В. Комментированное чтение га уроках литературы в 8 классе. «Литература в школе», № 2, 1957 г.