Разработка модуля дистанционного курса по предмету «Информатика и ИКТ» для обучения школьников 8-го класса в условиях реализации ФГОС»

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 6, 7, 8, 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Введение

Дистанционные образовательные технологии позволяют сделать обучение более качественным и доступным. Дистанционное обучение отвечает принципам адаптивности, согласно которым никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков.

Цель работы: разработать модуль дистанционного курса по предмету “Информатика и ИКТ” для обучения школьников 8 класса в условиях реализации ФГОС.

Задачи исследования

1. Выявить законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие дистанционное обучение;

2. Разработать модуль “Обработка текстовой информации” дистанционного курса по предмету “Информатика и ИКТ” для обучения школьников 8 класса;

3. Определить критерии для оценки дистанционных курсов и провести оценку разработанного модуля.

Глава 1. Дистанционное обучение. Основные положения

1.1. Системы дистанционного обучения

Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компонента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смешивать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической (в плане педагогических технологии, методов, форм обучения) составляющих. Следовательно, задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Мотивация — также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо предусмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дистанционного обучения.

1.2. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие дистанционное обучение

Информатизация изменяет содержание, условия и формы взаимодействия участников и организаторов педагогического процесса. Информатизация образования предполагает не только оснащение образовательных учреждений современной техникой, но и использование “при реализации образовательных программ” “различных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, электронного обучения” (Федеральный Закон № 273-ФЗ “Об образовании в РФ”; ст. 13, п.2; ст.1).

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. (Федеральный Закон № 273-ФЗ “Об образовании в РФ”; ст.16, п.1).

В приказе от 9 января 2014 г. N 2 “Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” устанавливаются правила применения организациями дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ.

Таким образом, имеется законодательная и нормативно-правовая база, на которой можно выстраивать дистанционное обучение.

К тому же, приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 15 апреля 2013 г. N 453 “Об утверждении стандарта качества государственной услуги (работы) по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий в государственных общеобразовательных учреждениях и Порядка оценки соответствия качества фактически оказываемой государственной услуги (работы) по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий в государственных общеобразовательных учреждениях утвержденному стандарту качества государственной услуги” прямо рекомендует дистанционное обучение для детей-инвалидов.

3. Критерии оценки дистанционных курсов

1. Поддержка учащихся и ресурсы
Базовый уровень Эффективный уровень Образцовый уровень
В курсе содержится ограниченный объем информации о поддержке студентов дистанционного обучения и приведены ссылки на соответствующие ресурсы В курсе содержится оптимальный объем информации о поддержке студентов дистанционного обучения и приведены ссылки на соответствующие ресурсы В курсе содержится исчерпывающий объем информации о поддержке студентов дистанционного обучения и приведены ссылки на соответствующие ресурсы
В курсе предложено ограниченное число специальных ресурсов, ограниченные контактные данные для связи с инструктором/преподавателем, факультетом, организаторами программы В курсе предложено оптимальное число специальных ресурсов, достаточные контактные данные для связи с инструктором/преподавателем, факультетом, организаторами программы В курсе предложено большое разнообразие специальных ресурсов, полные контактные данные для связи с инструктором/преподавателем, факультетом, организаторами программы
В курсе предложено ограниченное число ресурсов в поддержку контента курса и различных возможностей для обучения В курсе предложено оптимальное число ресурсов в поддержку контента курса и различных возможностей для обучения В курсе предложено широкое разнообразие ресурсов в поддержку контента курса и различных возможностей для обучения
2. Организация и дизайн электронного курса
Большая часть курса еще находится в разработке, но указаны ключевые компоненты, например, его план Курс имеет четкую организацию и навигацию Студенты могут уяснить ключевые компоненты курса и его структуру Курс хорошо организован и имеет простую навигацию Студенты могут полностью уяснить все компоненты курса и его структуру
В плане курса нет четких указаний, что ожидается от студентов План курса указывает и подчеркивает роль, которую в курсе будет играть онлайновая среда План курса выделяет и недвусмысленно подчеркивает роль, которую на протяжении всего курса в нем будет играть онлайновая среда
Эстетическое оформление курса не служит ясной презентации курса и донесению информации о нем Эстетическое оформление курса презентует курс и ясно доносит информацию о нем Эстетическое оформление курса на всем его протяжении ясно доносит всю необходимую информацию
Веб-страницы не согласованы ни визуально, ни функционально Большинство веб-страниц визуально и функционально согласованы Все веб-страницы курса визуально и функционально согласованы между собой
Решения для проблем общедоступности курса не предусмотрены (доступ для слабовидящих и слабослышащих, вопросы распознавания; вопросы мобильности, ESL, техническое вопросы и др ) Предусмотрены базовые решения для проблем общедоступности курса не предусмотрены (доступ для слабовидящих и слабослышащих, вопросы распознавания; вопросы мобильности, ESL, техническое вопросы и др ) По всему курсу предусмотрены оптимальные решения курса не предусмотрены (доступ для слабовидящих и слабослышащих, вопросы распознавания; вопросы мобильности, ESL, техническое вопросы и др )
3. Педагогический дизайн и поставка
Курс предоставляет ограниченные возможности для коммуникации и взаимодействия студент-студент, студент-инструктор/преподаватель, студент-контент Курс предоставляет оптимальные возможности для коммуникации и взаимодействия студент-студент, студент-инструктор/преподаватель, студент-контент Курс предоставляет богатые возможности для коммуникации и взаимодействия студент-студент, студент-инструктор/преподаватель, студент-контент
Цели курса определены неясно и не согласованы с учебными целями Цели курса определены, учебная активность им соответствует Цели курса определены и четко интегрированы с учебной активностью
Учебные цели являются смутными или неполными, учебной активности не предусмотрено или она не ясна Учебные цели определены, учебная активность им соответствует Учебные цели определены и четко интегрированы с учебной активностью
В курсе предложено ограниченное число видов учебной активности, направленных на развитие критического мышления и умения решать задачи В курсе предложено оптимальное число видов учебной активности, направленных на развитие критического мышления и умения решать задачи В курсе предложено множество видов учебной активности, направленных на развитие критического мышления и умения решать задачи
4. Оценка эффективности обучения студентов
Курс предлагает ограниченное количество видов активности, чтобы оценить готовность студента к изучению контента курса и пользованию предусмотренным в курсе способом поставки Курс предлагает оптимальное количество видов активности, чтобы оценить готовность студента к изучению контента курса и пользованию предусмотренным в курсе способом поставки Курс предлагает многочисленные и своевременные виды активности, чтобы оценить готовность студента к изучению контента курса и пользованию предусмотренным в курсе способом поставки
Цели обучения, учебная активность и оценочные процедуры не согласованы между собой Цели обучения, учебная активность и оценочные процедуры в должной степени согласованы между собой Цели обучения, учебная активность и оценочные процедуры тесно связаны между собой
Стратегии оценивания, измеряющие усвоение контента, освоение умений и изменения в установках, применяются ограниченно Применяется постоянно действующая стратегия для измерения усвоения контента, освоения умений и изменений установок Применяются многочисленные и постоянно действующие стратегии оценивания, для измерения усвоения контента, освоения умений и изменений установок
Студенты имеют лишь редкие и нерегулярные возможности для получения обратной связи относительно своей производительности Студентам предоставляются возможности для получения обратной связи относительно своей производительности На протяжении всего курса студентам предоставляется регулярная и своевременная обратная связь относительно их производительности
Возможности студентов для самооценки и обмена обратной связью друг с другом ограничены Существуют возможности для самооценки студентов и обмена обратной связью друг с другом На протяжении всего курса существуют возможности для самооценки студентов и обмена обратной связью друг с другом
5. Инновационные технологии в обучении и преподавании
Новые методы преподавания, способствующие активному обучению студентов, использованы в ограниченной степени Новые методы преподавания, инновационно способствующие активному обучению студентов, использованы оптимально Использованы новые метода преподавания, они инновационно содействуют активному обучению студентов и интерактивно вовлекают их в учебный процесс
Элементы мультимедиа и объекты, позволяющие применение различных стилей обучения, использованы в ограниченной степени Элементы мультимедиа и объекты, позволяющие применение различных стилей обучения, использованы и являются адекватными На протяжении всего курса адекватным образом использовано широкое разнообразие элементов мультимедиа и объектов, позволяющих применение различных стилей обучения
6. Использование обратной связи, получаемой от студентов
Инструктор /преподаватель предоставляет студентам ограниченные возможности давать обратную связь относительно содержания курса Инструктор /преподаватель предоставляет студентам оптимальные возможности давать обратную связь относительно содержания курса Инструктор /преподаватель предоставляет студентам множество различный возможностей давать обратную связь относительно содержания курса
Инструктор /преподаватель предоставляет студентам ограниченные возможности давать обратную связь относительно простоты применения технологий курса и его общедоступности Инструктор /преподаватель предоставляет студентам оптимальные возможности давать обратную связь относительно простоты применения технологий курса и его общедоступности Инструктор /преподаватель предоставляет студентам множество различный возможностей давать обратную связь относительно простоты применения технологий курса и его общедоступности
Инструктор /преподаватель использует полученную от студентов обратную связь для планирования преподавания и оценки обучения в следующем семестре, но лишь в ограниченной степени Инструктор /преподаватель просит студентов дать обратную связь несколько раз в семестр, чтобы это помогла ему в планировании преподавания и оценке обучения в течение оставшегося времени семестра Инструктор на постоянной основе пользуется формальной и неформальной обратной связью, получаемой от студентов, чтобы в течение всего семестра планировать преподавание и оценивать обучен

Глава 2. Создание собственного модуля “Обработка текстовой информации” дистанционного курса

2.1. Создание структуры дистанционного курса по предмету “Информатика и ИКТ” для учащихся 8 класса.

Разработанный нами курс состоит из 6 уроков включающих теоретический материал и практические задания.

Структура курса

Тема 1: Текстовые документы и технологии их создания

1. Текстовый документ

2. Технологии подготовки текстовых документов

3. Компьютерные инструменты создания текстовых документов

4. Технические уровни поддержки

Задание 1

Тема 2: Создание текстовых документов на компьютере

1. Этап “Набор (ввод) текста”

2. Этап “Редактирование текста”

Задание 2

Тема 3: Форматирование текста

1. Структура окна текстового процессора

2. Прямое форматирование

3. Требования к оформлению реферата

Задание 3

Тема 4: Визуализация информации в текстовых документах

1. Списки

2. Таблицы

Видеоурок

3. Графические изображения в текстовом документе

Задание 4

Тема 5: Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода

Другие программы для работы с текстовой информацией

Задание 5

Тема 6: Оценка количественных параметров текстовых документов

1. Текст в памяти ПК

2. Информационный объём

Итоговое задание

(см. приложение 2)

2.2. Разработка контента модуля “Обработка текстовой информации” дистанционного курса

При разработке контента нашего модуля мы опирались на следующие требования:

  • Использование каждого учебного объекта должно быть оправдано и обосновано с точки зрения полезности как для обучающегося, так и преподавателя.
  • Учебный материал должен переводить обучающегося от известного ему к новым знаниям через шаги соответствующего размера.
  • Учебный материал должен демонстрировать, как новые знания и навыки можно приложить к решению реальных проблем.
  • Учебные материалы должны быть точными, проверенными, соответствующими текущему состоянию дел и не содержать ошибок.
  • Материалы должны стимулировать и мотивировать обучающегося.
  • Материалы должны предусматривать деятельность, которая бы привлекала и увлекала обучающегося.
  • Материалы по содержанию должны соответствовать запросам и познавательным возможностям целевой группы.
  • Лексика и стилистика материалов должна соответствовать целевой аудитории.
  • Медиа (видеоклипы, звуки, анимации) должны соответствовать целям обучения и не должны использоваться без дидактических оснований.
  • Соответствующие помощь и подсказка должны создавать удобные условия для обучения.

2.3 Выбор информационных ресурсов для формирования знаний по модулю “Обработка текстовой информации”

Содержание курса рассмотрим более подробно на примере темы: “Визуализация информации в текстовых документах”. Теоретический материал состоит из текстовых страниц и видеоурока, что позволяет ученику воспринять материал с помощью различных органов чувств. (см приложение 1)

2.4 Выбор интерактивных элементов для формирования умений по модулю “Обработка текстовой информации”

Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение, причем обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. В качестве интерактивных элементов для формирования умений по модулю были выбраны задания. (см приложение 1)

2.5 Контрольно-диагностические материалы модуля “Обработка текстовой информации” дистанционного курса

Приведем пример задания из темы “Визуализация информации в текстовых документах”:

Задание 4

  • В текстовом редакторе Microsoft Word опишите правила, которые нужно соблюдать при оформлении страницы с иллюстрациями.
  • Оформите правила в виде маркированного списка.
  • Вставьте в Ваш текст рисунок, соблюдая данные правила.
  • Прикрепите и отправьте файл. Для этого:
  • Щелкните по пиктограмме "Добавить"
  • В режиме диалога с файловым менеджером загрузите нужный файл,
  • Щелкните Мышью по кнопке "Сохранить", расположенной в нижней части экрана.

Плюсом данной системы подачи знаний является то, что обучающийся может в любой момент вернуться к теоретическому материалу и восполнить пробелы в знаниях, если что-то забыл.

Заключение

В заключение кратко подведем итоги проделанной работы. Итак, нам удалось разработать модуль дистанционного курса по предмету “Информатика и ИКТ” для обучения школьников 8 класса в условиях реализации ФГОС. Для этого мы выявили законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие дистанционное обучение;

разработали модуль “Обработка текстовой информации” дистанционного курса по предмету “Информатика и ИКТ” для обучения школьников 8 класса и определили критерии для оценки дистанционных курсов и провести оценку разработанного модуля.

Разработанный нами курс можно применять как при обучении учеников 8 классов по предмету “Информатика и ИКТ”, так и педагогов при обучении созданию курсов дистанционного обучения.

Мы рекомендуем наш модуль ученикам, находящимся на домашнем обучении, тем, кто по болезни вынужден пропускать уроки по информатике на тему “Обработка текстовой информации”, а также всем педагогам для самообразовательных целей.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
  2. Приказ от 9 января 2014 г. N 2 “Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” устанавливаются правила применения организациями дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ”
  3. Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 15 апреля 2013 г. N 453 “Об утверждении стандарта качества государственной услуги (работы) по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий в государственных общеобразовательных учреждениях. Порядка оценки соответствия качества фактически оказываемой государственной услуги (работы) по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий в государственных общеобразовательных учреждениях утвержденному стандарту качества государственной услуги”
  4. Как добиться высокого качества образовательного контента дистанционного обучения?
  5. https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=14&showentry=297
  6. Критерии оценки эффективности дистанционного электронного курса
  7. http://www.acme-alr.com/?p=1185#.VldC7pCvTBt

Приложения.