Итоговый тест "Знаешь ли ты Паскаль?"

Разделы: Информатика


Современный педагогический процесс невозможно представить без широкого внедрения новых информационных технологий на всех этапах обучения. Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся.

Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология. Тестирование стало еще более актуальным с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В связи с этим учащиеся должны уметь свободно работать на компьютере в различных тестовых программах и Интернете. Тестирование для них должно стать привычным делом.

Первое применение тестов в системе образования относится к 1904 году. Сначала это были психологические тесты для отбора детей с пониженным уровнем интеллекта. Педагогические же тесты направлены на выявление тех личностных новообразований и приращений, которые получены в результате систематического обучения. Это предполагает, что в тесте должны быть собраны задания, принадлежащие к одной учебной дисциплине.

Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения. Формы тестов: индивидуализированные, групповые, устные, письменные, бланковые, компьютерные.
Из всех видов тестов для проверки уровня обученности используются в основном тесты достижений, с помощью которых оценивается развитие знаний, умений, деятельности после обучения. Необходимо отметить, что тест отвечает целям любого вида контроля - предварительного, текущего, тематического, итогового.

К достоинству тестов можно отнести:

  • оперативность. Используя их, можно быстро проверить и оценить уровень усвоения материала;
  • объективность проверки и оценки ЗУН;
  • перспективные измерители уровня обученности учащихся в условиях введения в практику ЕГЭ.

Контроль в виде теста обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с такой скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, впечатления от его ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя (имеется в виду только проведение самого теста). Эти преимущества тестов приводят к их широкому использованию, но при этом нужно иметь в виду, что проведение тестов предполагает большую предварительную работу по подготовке и компоновке тестовых заданий.
Существуют разные подходы к оценке результатов тестирования. Один из них говорит о том, что каждое задание должно быть оценено одним баллом в случае правильного выполнения и нулем баллов в случае его неправильного выполнения. Этот подход крайне рациональный, поскольку обработка полученных результатов становится достаточно простой.

Тема занятия: Итоговый контроль знаний по теме «Основы программирования».

Цель занятия: проверить усвоенный материал по теме «Основы программирования» и обобщить представление о языке программирования Паскаль.

Задачи занятия:

обучающие:

  • проверка знаний, умений и навыков работы в языке Паскаль;
  • систематизация теоретических знаний;
  • формирование умений работать с тестовыми материалами.

развивающие:

  • развитие алгоритмического и логического мышления;
  • развитие творческой активности, смекалки, познавательного интереса, скорости реакции;

воспитательные:

  • воспитывать умение принимать обдуманные решения;
  • профессиональное самоопределение.

Тип занятия: проверка знаний и умений.

Возраст обучающихся: учащиеся соответствующего профиля учреждений дополнительного образования или обучающиеся профильных групп 10-11 классов.

Оборудование занятия:

  • маркерная доска, маркер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры, объединенные в локальную сеть;
  • раздаточные материалы.

Методическое обеспечение занятия:

Методы и приемы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, практические, поощрение, создание ситуации успеха.

Планируемая деятельность учащихся: проверка теоретических знаний – выполнение тестовых заданий, обобщение знаний;

Структура учебной деятельности (в условиях реализации ФГОС):

  • учебная задача – цель, которую перед собой ставит учащийся;
  • учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм;
  • самоконтроль – определение правильности выполненного действия;
  • самооценка – определение степени соответствия образцу или качества выполненного действия.

Рекомендации по проведению занятия:

  • Время выполнения теста 2 часа.
  • презентация может демонстрироваться на экране для групповой работы, или передана по локальной сети на каждое рабочее место (ПК) для работы в индивидуальном режиме;
  • во время занятия необходимо соблюдать режим работы в компьютерном классе;
  • каждый учащийся получает для практической работы свой экземпляр теста (Приложение 1) и матрицу ответов (Приложение 3). Выполненная работа остается у учащегося;
  • в зависимости от уровня подготовки учащихся, педагог может использовать проверочные задания не только в виде самоконтроля, но и используя формы педагогической проверки знаний:
  • самоконтроль. Учащиеся работают в индивидуальном режиме за компьютером, заполняют матрицу ответов и сверяют свой ответ с предложенным ответом в презентации. Подсчитывают количество правильных ответов.
  • взаимоконтроль. В режиме проверки педагогом учащиеся работают с бумажным вариантом теста и заполняют матрицу ответов. Потом обмениваются своими ответами и сверяют ответы с ответами на слайдах презентации. Подсчитывают количество правильных ответов.

Формы контроля и оценки результата:

  • тестовое задание;
  • самопроверка, взаимопроверка.

Содержание и ход занятия

Задачи

Действия педагога

Рекомендации к выполнению заданий

Планируемая деятельность учащихся

Практический результат

 

1. Организационный этап

 

Организация внимания, настрой на предстоящую практическую работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, знакомит с темой занятия

 

Приветствуют педагога, занимают рабочие места, готовят ручки, тетради

Активизация внимания, настрой на предстоящую работу

Знакомство с содержанием и целью занятия, правилами заполнения теста, оценкой выполненной работы

Напоминает условные обозначения, раздает работы с заданиями

Данные условные обозначения используются во всех презентациях автора

Записывают тему занятия, подписывают свой экземпляр тестовой работы

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

 

2. Подготовительный этап

 

Повторение тем, изученных на предыдущих занятиях

Обращает внимание учащихся на связь данной темы с предыдущими занятиями, психологически готовит обучающихся к проведению самоконтроля

 

Слушают объяснение педагога, вспоминают ранее изученный материал

Готовность выполнять задания по темам изученным ранее

 

3. Основной этап

 

Самостоятельное выполнение теста

Рассказывает о работе на этом этапе

 

Слушают педагога, работают с тестом

Готовность к выполнению заданий теста

 

4. Итоговый этап

 

Оценка практической работы учащихся

Оценивает работу учащихся

Оценить работу учащихся и сделать выводы:

  • освоили ли они тему,
  • что вызвало особое затруднение;
  • что можно использовать на следующем занятии для исправления ошибок

В конце занятия учащиеся представляют педагогу данные о выполненной работе

Осознание и адекватная оценка учащимися собственных возможностей, умение анализировать и применять знания на практике

Снять эмоциональное напряжение после выполненной работы, мотивировать учащихся к повышению уровня своих знаний через самообразование

Рекомендует материалы для самоподготовки, совершенствования и пополнения знаний

«Учитель только открывает дверь, но войти в неё ты должен сам»
(китайская пословица)

Слушают педагога, обсуждают, выражают свое понимание смысла пословицы

Учащиеся принимают к сведению информацию.
Мотивация учащихся к дальнейшему пополнению и совершенствованию своих знаний

Ожидаемые образовательные результаты:

предметные:

  • сформированность умений учащихся работать с тестовыми материалами;

личностные:

  • готовность и способность к принятию самостоятельных решений;
  • пробуждение интереса к практической и теоретической деятельности в целях дальнейшего профессионального самоопределения;
  • активная познавательная и творческая деятельность;

метапредметные:

  • умение анализировать, формулировать цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;
  • умение сотрудничать с педагогом и другими учащимися, определять способы взаимодействия;
  • умение осуществлять самоконтроль и определять свой уровень усвоения учебного материала;

интегрированные:

  • умение учащихся управлять собственной деятельностью от цели до планируемого результата;
  • умение выбрать способы действий в соответствии с индивидуальным стилем деятельности;
  • умение ориентироваться в различных ситуациях, владеть стратегией и приемами деятельности.