П процессе обучения письму букв и цифр детей с ОВЗ возникли проблемы формирования каллиграфического навыка:
- Неумение видеть рабочие строки
- Отсутствие наклонного письма
- Искажённое овладение формой буквы, цифры
- Отсутствие упражнений для правильного написания
Традиционный способ овладения письмом утомляет, не вызывает интереса, закрепляет неправильное написание.
Поэтому возникла необходимость использования технологии проблемного обучения через создание проблемных ситуаций и организацию активной деятельности учащихся по из разрешению. Проблемные вопросы постепенно усложняются (по мере сил, т. е. умственных возможностей учащихся), происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей (слайд № 2)
Довольно точно пишет Е. Н. Потапова: “работа над каллиграфией помогает усвоению грамотного письма: аккуратно, чётко написанные буквы лучше осознаются школьниками, лучше воспринимаются и запоминаются, нечёткое написание букв приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания” (слайд № 3)
Выготский Л.С. говорил: “понятие образуется, когда формируются ощущения”.
Потапова Е. Н. тоже понятие о букве начинает формировать через ощущения. По её методике обводя, ощупывая букву или цифру, ребёнок уже “пишет её” (слайд № 4)
В чём цель проблемного обучения письму?
- Снизить психологическую нагрузку в процессе обучения письму
- Укрепление мышц руки
- Развитие речи
- Дети учатся конструировать
- Развитие творчества, любознательности
- Экономия времени (увеличение скорописи письма) (слайд № 5)
Обучение письму цифр и букв по методике Потаповой Е. Н. можно разделить на 3 этапа обучения:
- Развитие мускульной (двигательной) памяти – штриховка
- Развитие тактильной памяти – ощупывание букв из наждачной бумаги
- Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв (слайд № 6)
Для работы понадобятся следующие принадлежности для учащихся:
- Тетради в клетку
- Альбом для раскрашивания
- Простые карандаши
- Цветные карандаши
- Ручки с цветными пастами (слайд № 7)
Что включают в себя упражнения для 1 этапа?
- Работу с линейками – трафаретами с геометрическими фигурами, фигурами животных, по шаблонам
- Работу с лекалами
- Рисование, соединённое со штриховкой
- Гимнастику для рук
- Письмо мокрой кисточкой по доске, в воздухе, под счёт с комментированием (слайд № 8)
- Рассмотрим некоторые упражнения.
Упражнение “Ёжик” (рисование, соединённое со штриховкой) использую на уроках математики.
– Послушайте и отгадайте, кто это?
Ночью ходит, днём он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это... (ёж)
– Правильно! Ёжик гуляет по лесу. Поставим карандаш от середины клетки на две точки выше, ведём в угол клетки, затем плавно переходим на рисование шляпки гриба на две клетки. Рисуем глаз, иголки.
– Теперь нарисуйте ёжиков через клетку до полей. Чей ёжик быстрее добежал до финиша?
– Посчитайте, сколько ёжиков получилось (слайд №9)
Упражнение “Светофор” (работа с линейками – трафаретами) использую на уроках письма.
– Отгадайте загадку:
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу... (светофор)
– Какие три цвета есть у светофора?
– Что они обозначают?
– Кто ещё регулирует движение, если нет светофора?
– Из каких фигур можно построить светофор, постового, пешехода?
– Закрасьте цветными карандашами светофор.
– Какие виды штриховки используем при работе с фигурами постового и пешехода? (слайд № 10)
Работа с линейками – трафаретами с геометрическими фигурами помогает детям быстрее выучить названия геометрических фигур, учиться видеть их сходство и различие (слайд № 11)
Трафареты с изображением фигур животных имеют более сложную конфигурацию, дети учатся проводить более интересные и поначалу непривычные для них линии (слайд № 12)
Работа по шаблонам, по контурным рамкам разнообразит работу, делает более интересной (слайд № 13)
Использование в работе лекал – более сложный этап в письме (слайд № 14)
При работе необходимо соблюдать следующие правила штриховки:
- Сверху вниз
- Снизу вверх
- Слева направо (но не справа налево!)
- Расстояние между отрезками = ширина строчной буквы (слайд № 15)
Виды штриховки постепенно усложняются по мере овладения простыми первоначальными линиями:
- Параллельные отрезки
- Волнистые и круговые линии
- Полуовалы
- Петли (слайд № 16)
Построение смысловых композиций из геометрических фигур лучше сочетать с уроками трудового обучения. Вначале дети учатся строить ту или иную фигуру из цветной бумаги, затем строят при помощи линейки и штрихуют ручкой (слайд № 17)
Построение смысловых композиций (линейка с геометрическими фигурами, контурные вкладыши) (слайд № 18)
Групповые технологии используются при построении смысловых композиций (линейки с геометрическими фигурами, лекала, фигуры с изображением животных) (слайд № 19)
Использование групповых технологий при сочинении сказок, собирании пазлов помогает развитию речи, фантазии, воспитанию чувства коллективизма (слайд № 20)
Применение групповых технологий оживляет процесс обучения, дети объединяются в “тройки” и “четвёрки” для коллективной работы. Возникает общая тема для обсуждения, которая позволяет перейти к сотрудничеству, вырабатывается индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Дети учатся слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе (слайд № 21)
Обведение по образцу, ощупывание букв из наждачной бумаги помогают развить чувствительность пальцев, создать в памяти модель буквы (цифры) (слайд № 22)
По мнению современных учёных, работа пальцами развивает речь. Ощупывание букв (катание с горки, письмо под счёт в воздухе, письмо мокрой кисточкой по доске). Применение игровых технологий (слайд № 23)
Цель использования игровых технологий (ведущая форма организации детей):
- Вызвать интерес к письму, увлечь
- Позволяют сохранять познавательную активность
- Помогают переключению с одного вида деятельности на другой
- Позволяют облегчить процесс общения
- Обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.
На занятиях использую сюжетно – ролевые игры, творческие и деловые игры, инсценировку, игры с буквами и словами, игры с куклами и т.д. (слайд № 24)
Игры с цветом уместно проводить перед раскрашиванием. Ребята вспоминают названия цветов, учатся строить цветовые соответствия. Данная работа помогает развить чувство цвета (слайд № 25)
Физкультминутки (входим в образ) разучиваем вместе, дети проводят их сами, это помогает личностному самоутверждению учащихся (слайд № 26)
Письмо букв с помощью вкладыша, письмо по опорным точкам – вырабатывается правильный наклон, закрепляется направление письма, написание буквы, её элементов (слайд № 27)
Зрительный ряд помогает более прочному усвоению материала (слайд № 28)
Создание ситуации успеха – необходимость в процессе обучения (слайд № 29)
Применение современных образовательных технологий при обучении письму по методике Потаповой Е. Н. позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве (цифре) и её графическом начертании, но и развить мышление, речь, память, а также творческие способности учащихся, решить в комплексе задачи обучения и воспитания (слайд № 30)
Литература.
1. Радость познания. Е. Н. Потапова, М., Просвещение, 1999 г.
2. От рисунка к букве. М. Т. Стрижакова, ж. “Начальная школа” №9, 2000г., М., Просвещение.
3. Методом опережающего обучения. С. Н. Лысенкова, М., Просвещение.
4. Играем пальчиками и развиваем речь. В. Цвынтарный, С.-П., 2002 г.
5. Чувствуем – познаём – размышляем. Ильина М. В., М., Аркти, 2004 г.