Урок математики на тему "Плоские и объемные геометрические тела"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


(Слайд 1)

Цель:

  • углубление и расширение представления детей о плоских и объёмных предметах; их сравнение и выявление различий между ними;
  • выявление и обобщение знаний учащихся о геометрических фигурах и их свойствах;
  • конструирование различных плоских фигур;
  • выработка умений работать в группе, выполняя правила, ставить цель, добиваться её, анализировать свою работу и работу группы.

Форма: урок-путешествие или групповая работа во внеурочной деятельности.

Оборудование: презентация для класса; для каждой группы: конструктор, конверты с заданием и фигурами, геометрические тела, карточки-правила.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Вместе, весело и дружно выполняем всё, что нужно.

Наша работа сегодня проходит в группах. Повторим правила нашей работы: (на партах у каждой группы карточка-памятка, напомнить каждое правило – старшие групп по очереди). Правила – в Приложении.

Знаете ли вы, что в огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием - Геометрия. Эту страну населяют не числа, а различные линии, фигуры и тела. (Слайд 2)

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрии и посетим города, в которых живут плоские и объёмные фигуры. Наша задача - разобраться, какие геометрические фигуры относятся к плоским, а какие к объёмным, и чем они различаются.

Путешествовать мы будем на воздушном шаре. (Слайд 3)

Как думаете, почему? - Собран из геометрических фигур.

В процессе путешествия мы выясним, к какой группе относятся детали нашего воздушного шара.

II. Основная часть.

- Итак, в путь!

Солнце встало высоко и летим мы далеко.
Город видим впереди. Что за город? Погляди!

1 остановка - распределительная.

- Да не один город, а целых два. (Слайд 4)

- Перед вами два города. Прочитайте их названия.

На партах вы так же видите различные фигуры- это жители городов. Рассмотрите фигуры в конверте, назовите их, расскажите об одной.

Работа группами.

- Теперь расскажите, какие фигуры вы заселили в Город плоских фигур.

Ответы детей. (Слайд 4-слева)

- Что общего у всех плоских фигур?

(Они целиком укладываются на листе, столе, не возвышаются над плоскостью, их можно вырезать из бумаги.)

- Математики говорят, что плоскость – это двухмерное пространство, т.е. у неё есть два измерения: длина и ширина.

Какие ещё плоские фигуры вы знаете?

- Отрезки, прямые, треугольники, круги...

- А теперь назовите фигуры, которые поселили в Город объёмных фигур.

Ответы детей. (Слайд 4-справа)

- Что общего у этих фигур?

- Их как ни клади, они будут возвышаться над столом, доской.

- Какие ещё объёмные фигуры знаете? Каждая группа называет свои объёмные фигуры. Ответы детей.

- В геометрии есть специальное название для объёмных фигур – геометрическое тело.

(Слайд 5)

Все тела вокруг нас имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Правда, далеко не у всех геометрических тел можно указать длину, ширину, высоту. А вот у прямоугольного параллелепипеда можно.

Демонстрация учителем, дети рассматривают свои параллелепипеды на столах. Все его грани являются прямоугольными. Многие предметы имеют такую форму. Назовите их. (Слайд 6) Ответы детей.

Вернемся к нашему воздушному шару. Из каких фигур, плоских или объёмных он состоит? - Цилиндр и шар – объёмные фигуры, а тесёмки-линии – плоские. (Слайд 7)

Летим дальше...

Солнце встало высоко и летим мы далеко.
Остановка впереди. Что же это? Погляди!

2 остановка – научная. Группа № 1.

- А сейчас догадайтесь, о какой фигуре идёт речь.

Ученик 1: Три угла, три стороны

Могут разной быть длины. (треугольник). (Слайд 8)

Ученица 2: это фигура плоская. У неё 3 вершины, 3 угла, 3 стороны. Могут быть одинаковые или разные длины сторон.

Ученик 3: Треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии.

- Какая это фигура, плоская или объёмная? Ответы детей.

(Слайд 9) КОНВЕРТ с геометрическими фигурами. Следующая фигура...

Группа № 2.

Ученик 1: Обведи кирпич мелком на асфальте целиком,

И получится фигура – ты, конечно, с ней знаком.

- Это прямоугольник. (“кликнуть” на слайде)

Ученица 2: у прямоугольника 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Попарно равны.

Ученик 3: Модель - замкнутая ломаная из 4-х звеньев. Звенья попарно равны.

Группа № 3.

Ученик 1: все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться он рад, а зовут его ...(квадрат).

Ученица 2: у квадрата 4 вершины, 4 угла, 4 равных стороны.

Ученик 3: модель –замкнутая линия из 4-х звеньев одинаковой длины.

Группа № 4.

Ученица 1: Треугольник сунул нос в реактивный пылесос.

А без носа он, - о боже! – стал на юбочку похожим.

Интереснее всего, как теперь зовут его. (трапеция)

Ученик 2: 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Стороны бывают все разные или –боковые равные, а основания – разные.

Ученик 3: модель – 4 замкнутые линии, углы – 2 тупых и 2 острых.

Группа № 5.

Ученик 1: если встали все квадраты на вершины под углом БЫ,

То увидели, ребята, не квадраты мы, а ... (ромбы.)

Ученик 2: 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Стороны – равны, противоположные углы –тоже равны.

Ученица 3: модель – 4 замкнутые линии, определенные углы.

Летим дальше...

Солнце встало высоко и летим мы далеко.
Остановка впереди. Что же это? Погляди!

3 остановка - привал. Физкультминутка: “Точка, точка, запятая...” Танцевальные движения под музыку. (Видеозапись для класса)

4 остановка – конструкторская. (Слайд 10) Перед вами – контейнеры с деталями конструктора. Каждой группе необходимо собрать фигуры по заданию. (См. в Приложении).

Найдите задание, разберитесь с деталями, обсудите план действий и приступайте к работе: соберите геометрические фигуры. Назовите их.

Работа парами. Старшие групп – помогают, организуют. Анализ работ.

III. Итог занятия. Рефлексия. Вот и закончилось наше первое путешествие по стране Геометрии. Но вам предстоит ещё не раз побывать в этой удивительной и замечательной стране и узнать много нового. Сегодня вы все работали замечательно и поэтому вы...молодцы.

Анализ работы групп: выполнено ли задание, качество работы, соблюдение правил (карточки для оценки работы по группам).

Наше занятие окончено. Спасибо за внимание. (слайд 11)


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Задания для выполнения в группе № 1:

1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите ТРЕУГОЛЬНИКИ.

2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.

3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.

4. Выполните модели фигур.

Задания для выполнения в группе № 2:

1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите ПРЯМОУГОЛЬНИКИ.

2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.

3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.

4. Выполните модели фигур.

Задания для выполнения в группе № 3:

1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите КВАДРАТЫ.

2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.

3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.

4. Выполните модели фигур.

Задания для выполнения в группе № 4:

1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите ТРАПЕЦИИ.

2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.

3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.

4. Выполните модели фигур.

Задания для выполнения в группе № 5:

1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите РОМБЫ.

2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.

3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.

4. Выполните модели фигур.

Правила работы в группе.

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Отвечай за свою работу и за общее дело.
  • Проявляй терпимость к критике.
  • Не согласен – предлагай!