Олимпийские игры (игра-зачет по теме "Легенды и мифы Древней Греции")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели:

  • Обобщить изученный материал по теме “Легенды и мифы Древней Греции”,
  • Проверить знания учащихся по теме,
  • Развивать навыки работы с текстовой информацией.

Данному зачету предшествуют следующие уроки:

  • 1 урок – “Боги Древней Греции”.
  • 2 урок – легенды Древней Греции (учащиеся по группам готовят следующие сообщения: “Легенда о Пигмалионе”, “Нарцисс”, “Деметра и Персефона”, “Гелиос и Фаэтон”, “Дедал и Икар”, “Орфей и Эвридика”, “Прометей”).
  • 3 урок – Подвиги Геракла.

Кроме того, перед зачетом вывешиваются дополнительные вопросы, ответы на которые нужно найти самостоятельно. Это те вопросы, которые не обсуждались на уроках.

Во время игры учащиеся делятся на команды, на поле выбирают любой вид состязаний и номер вопроса и отвечают на него. Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.

Часть 1. Знакомство с историей Олимпийских игр

1. Стадия вызова.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на Олимпийские игры! И не только посмотреть, но и попробовать свои силы. Для начала вспомните, что вы знаете об Олимпийских играх.

1) Составление кластера “Олимпийские игры”

2. Стадия осмысления содержания

Рассказ учителя или самостоятельная работа с текстом (стратегия “Инсерт”. При чтении дети делают разметку: “v” - уже знал, “+” - новое, “-” - думал иначе, “?” - не понял, есть вопросы.

Текст

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря. А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как “пережиток язычества” – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Чемпион мог лишиться своего титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Затем появились соревнования по борьбе, прыжки, метание копья и диска, кулачный бой, гонки на колесницах.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

3. Стадия рефлексии.

- Что из того, что написано в тексте, вы уже знали?

- Что нового вы узнали?

- Какие вопросы у вас возникли?

Работа с кластером. Дополнение или исправление информации.

Часть 2. Игра

1. Кулачный бой

  1. На какой подвиг пошел Орфей ради своей любимой Эвридики? Сумел ли он ее спасти?
  2. Какая богиня родилась из головы Зевса? Какими качествами она благодаря этому отличалась?
  3. Устраните ошибки:
    Знаменитый греческий герой Геракл совершил немало подвигов. Один раз ему пришлось проделать огромную работу – очистить конюшни царя Авгия. Отсюда и пошло такое выражение – Гераклов труд, что значит “малоприятная, тяжелая работа”.
  4. Кто охраняет вход в царство Аида? Опишите его внешность.
  5. Почему у богини правосудия Фемиды завязаны глаза, а в руках весы?
  6. Как известно, Крон проглатывал всех своих детей. Как его жене Рее удалось спасти последнего ребенка, Зевса?
  7. Что значит выражение “Ахиллесова пята”. Каково его происхождение?

2. Состязание колесниц

  1. Как называется воинственное племя, состоящее только из женщин?
  2. Что или кто, по мнению древних греков, не позволяет упасть на землю небу?
  3. Какая легенда связана с именем Пигмалион?
  4. Почему, по мнению древних греков, происходит смена времен года? С какой легендой это связано?
  5. Объясните выражение “панический страх”.
  6. Раздайте эти предметы богам. (Учащимся раздаются карточки. См. приложение 1)
  7. Что значит выражение “прокрустово ложе”? Каково его происхождение?

3. Бег

  1. Зевс, Посейдон, Афродита и т.д. – боги греческой мифологии. Какие имена дали этим богам римляне? (Учащимся раздаются карточки. См. приложение 2)
  2. Как выглядит кентавр?
  3. Как появилось в языке слово “каникулы”, означающее время отдыха от занятий?
  4. Почему самовлюбленного человека называют нарциссом?
  5. Как появилась на свет Афродита?
  6. Кто из богов является покровителем плутов и мошенников? Какую кражу он совершил, еще будучи младенцем?
  7. Что значит выражение “рог изобилия”? Каково его происхождение?

4. Борьба

  1. Как удалось Гераклу победить стимфалийских птиц?
  2. Чем питаются боги?
  3. Соедините слова, чтобы получились названия подвигов Геракла. (Учащимся раздаются карточки).
  4. Устраните ошибки:
    Греческие боги были могущественны и величественны. Они с превосходством и спокойствием взирали со своего Олимпа на человеческий мир. Отсюда и появилось выражение греческое спокойствие, что значит “спокойствие такое же, как у греческих богов”.
  5. В какой легенде рассказывается о том, как человек сделал крылья и полетел? Чем закончилась эта история?
  6. За что Зевс приказал приковать к скале Прометея?
  7. Что значит выражение “Сизифов труд”? Каково его происхождение?

5. Метание диска

  1. Как, по представлению древних греков, на небе появилась светлая полоска, называемая ныне Млечный путь?
  2. Какие музыкальные инструменты услаждают слух богов Древней Греции?
  3. У статуи олимпийского Зевса в правой руке богиня победы. Как ее имя?
  4. Геракл – персонаж греческой мифологии. Какое имя дали ему римляне?
  5. Кто из богов является богом-тружеником? Чем он занимается?
  6. Как выглядит лернейская гидра? Как Гераклу удалось с ней справиться?
  7. Какие древнегреческие боги являются символами мужской и женской красоты?

6. Метание копья

  1. В именах греческих богов перепутались все буквы. Составьте эти имена.
    1. СОЙДЕНОП 2. ФАДАРИТА 3. НОЛАПЛО 4. НИДОСИ 5. ЕТДАМРЕ. 6. ГМСЕЕР 7. ФААНИ 8. ГФЕСЕТ 9. АЕРИТАМД
  2. Соедините имена богов и “род их деятельности” (Учащимся раздаются карточки. См. приложение 3)
  3. Объясните выражения “титанические усилия”, “титанический труд”.
  4. Что значит выражение “кануть в Лету”?
  5. Кто такая богиня Ата? С каких пор она стала жить среди людей?
  6. Что значит выражение “нить Ариадны”? Каково его происхождение?
  7. Как зовут древнегреческого бога солнца?

Приложение 1

Раздайте предметы богам

Кифара Деметра
Трезубец Аполлон
Крылатые сандалии Посейдон
Молот Дионис
Колос пшеницы Гермес
Гроздь винограда Гефест

Приложение 2

Соедини греческие и римские имена богов

Греческое имя Римское имя
Посейдон Венера
Зевс Марс
Дионис Нептун
Афродита Диана
Гермес Меркурий
Артемида Бахус
Аполлон Церера
Афина Плутон
Арес Юпитер
Гефест Минерва
Гера Юнона
Деметра Феб
Аид Вулкан

Приложение 3

Соедините имена богов и “род их деятельности”

Посейдон Богиня мудрости и справедливой войны
Зевс Богиня любви и красоты
Дионис Бог войны
Афродита Богиня-охотница, защитница животных
Гермес Владыка царства мертвых
Артемида Покровитель искусства
Аполлон Покровительница семейного брака и очага
Афина Вестник богов, покровитель путников
Арес Владыка морской стихии
Гефест Верховный бог, громовержец
Гера Бог огня и кузнечного дела
Деметра Богиня земли и плодородия
Аид Бог виноделия и виноградарства

Литература

  1. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010
  2. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Авт.-сост. В.Серов. М.: Локид-Пресс, 2005
  3. http://www.krugosvet.ru/node/36819
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EE%F2%E2%E5%F2%F1%F2%E2%E8%
    E5_%F0%E8%EC%F1%EA%E8%F5_%E8_%E3%F0%E5%F7%E5%F1%EA%
    E8%F5_%E1%EE%E3%EE%E2