Интегрированный урок (литературное чтение + этика) "Помнить, чтобы жить"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с творчеством А.К.Передреева; дать представление о значении слова “память”; учить анализировать тексты; выяснить, какой след война оставила в семье каждого человека.

УУД:

Р. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

К. Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.

Личностный результат:

Формировать осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ.

Ход урока

1. Введение в тему.

- Прочитайте высказывания и подумайте, какое слово пропущено.

1. Мы благодарны ... за то, что она позволяет нам запоминать. Нужно быть признательным ей и за то, что она позволяет забывать. (Неизвестный автор)

2. Прошлое, хранящееся в ... , есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский)

3. Без ... наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

- Попробуйте дать объяснение слова “память”.

- Познакомьтесь со словарной статьей слова ПАМЯТЬ.

Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; запас хранимых впечатлений.

- Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

- Каким цветом вы бы обозначили события, которые хранятся в вашей памяти? (Приятные – белым, неприятные – черным)

- Закрасьте квадраты на колонках таблицы.

- В словаре эпитетов есть более 100 определений, характеризующих память. Запишите по три любых, более близких и понятных для вас, в каждую колонку:

Бессмертная, благодарная, вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая, священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная.

- Прочитайте, что получилось. Какая память вызывает тревогу? Каким цветом обозначают опасность, тревогу? (красным) Обведите рамку этой части таблицы красным цветом.

- Каким цветом обозначается позитив? Обведите рамку второй части таблицы зеленым цветом.

2. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- Прочитайте тему. (Помнить, чтобы ...)

- Почему стоит многоточие? Эту фразу вы попробуете закончить в конце урока. Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем взглянуть на разные события с точки зрения литературного чтения и этики.

3. Выход на проблему. Работа с притчей.

- Прочитайте рассказ.

- Вопросы для групп:

1) Кто главные герои рассказа?

2) Как вы оцениваете их поступки?

3) Какие слова выражают главную мысль рассказа?

Ясным солнечным утром на центральной площади маленького города жизнь, как и всегда, шла своим чередом. За пестрыми разноцветными прилавками стояли торговцы, стремящиеся любыми способами привлечь внимание проходивших мимо покупателей, у фонтана играли маленькие ребятишки, наслаждавшиеся беззаботностью летних дней, на кованных скамеечках сидели влюбленные парочки, уличные артисты своим звонким смехом и забавными песнями заполняли еще прохладный утренний воздух.

Неподалеку от фонтана стоял неприметный на вид человек с фотокамерой в руках. Он часто появлялся на городской площади, фотографировал случайных прохожих и незаметно исчезал. Бывало, фотограф заговаривал с кем-то... Однако никто точно не знал, кто он и откуда приходит.

Этим летним утром, по обыкновению неизвестно откуда, на площади вновь появился городской фотограф со своей фотокамерой. Он с интересом разглядывал до мелочей знакомое ему место, как будто видел его впервые. Казалось, он ждал подходящего момента для удачного снимка.

Вдруг во все это размеренное действо вмешалась частица волнения. Со стороны одной из улиц, прилегающих к площади, обогнув цветастые прилавки, к фонтану вышел молодой парень. Он увидел сидящего на лавочке старика с георгиевской лентой на груди. Парень, не раздумывая, направился к ветерану. Он, явно от безделья, с усмешкой сорвал ленточку и бросил ее на землю. При виде молодого парня фотограф тотчас оживился и, сделав первый снимок, сказал: “Это мы запечатлели”.

Парень, заметив фотографа, также быстро подошел к нему со словами:

“Для чего ты это сделал? Посмотри! Вокруг так много сюжетов для хорошей фотографии. Что наказать меня хочешь?”

На что фотограф ответил: “Я заметил, что люди обычно фиксируют в памяти, как и на фотографиях, только самые счастливые моменты своей жизни. Однако именно на ошибках мы учимся. Нужно всегда помнить об этом. А наказывать я тебя не буду. Тебе теперь с памятью об этом поступке жить всю жизнь. Ты и так уже достаточно наказан. С этими словами фотограф отдал фотографию парню.

- Как вы думаете, что было дальше? (Читает учитель)

Юноша, наклонив голову, внимательно рассмотрел фотоснимок. Когда он поднял голову, фотографа рядом уже не было. Молодой человек вполголоса четко произнес: “Спасибо!” Он поднял ленту, извинившись, вернул ее старику и пошел по своим делам, крепко держа в руках тот самый снимок, подаренный ему на память городским фотографом.

- О чем заставил задуматься рассказ? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

4. Знакомство с творчеством А.К.Передреева.

- У поэта Р.Рождественского есть такие строки: “Что-то с памятью моей стало, все, что было не со мной, помню...”

- Посмотрите небольшой отрывок из видеоролика. Это выступление молодой украинской художницы Ксении Симоновой. Она рисует обычным речным песком. Подумайте, к какой памяти она призывает своим творчеством? (О ВОВ)

- Сегодня, ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся со стихотворением Анатолия Константиновича Передреева “О чем шумит трава густая”, проследим, как поэт поднимает тему памяти и решает её в строках своего произведения. 

Анатолий Константинович Передреев родился в крестьянской семье в деревне Новый Сокур (Татищевский район Саратовской области). Сейчас эта деревня не существует. Сам поэт годом рождения указывал 1934, и эта дата стоит во всех справочниках, но архивными разысканиями была установлена более ранняя дата, 1932. Анатолий Константинович окончил школу рабочей молодежи, учился в нефтяном институте, который не закончил. Но зато после службы в армии получил филологическое образование. Работал в газете. Умер 19 ноября 1987 года от инсульта. Похоронен на Востряковском кладбище.

ВОВ стала самым важным и самым страшным событием истории 20 века. Военная тема звучит в живописи, в кино, в литературе. И те, кто был во время войны ребенком, и те, кто родился после войны, быстро повзрослели. О войне и ее последствиях они знали не понаслышке. Многие дети войны стали поэтами. Во время ВОВ А.К.Передрееву было 9 лет. И неудивительно, что война оставалась одной из главных тем его творчества.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

- Какая картина вам представилась?

- Какие чувства вызывает эта картина?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые передают грусть.

- Кто этот “я” в стихотворении?

- Какой вопрос несколько раз встречается в стихотворении?

- Как бы вы на него ответили

- Почему мы не стараемся забыть страшные годы войны, а наоборот, боимся, что о них забудут? ? (Самое страшное, если мы забудем о Великой Отечественной войне, о тех, кто выстоял и победил, и о тех, кто погиб за Победу, совершил свой главный выбор, думая не о себе. Как говорил поэт того времени: “Раньше думай о Родине, а потом о себе”. Поэтому надо не стараться забыть об этом ужасе, а, наоборот, стараться, чтобы люди не забывали об этой войне, чтобы помнили о тех, “ушедших навсегда”, чтобы не повторился этот ужас никогда)

- Кто или что помогает вам хранить память о войне?

5. Кульминация.

- Великая история, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю края, переплетается с ней, становится ее неотъемлемой частью. Семейные рассказы - настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды, более полно ощутить само понятие “семья”. Поэтому сохранение в памяти того, что рассказывали о себе прабабушки и прадедушки, что рассказывали вам родители так важно.

- Сегодня я хочу зажечь свечу памяти, вспомните имена своих прадедов, передавая свечу друг другу. (На экране появляются фотографии, дети называют имена своих родственников).

- Давайте помолчим в память о всех погибших на войне. (Песня А.Ковалевского “Имена на гранитных плитах)

- Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Эта память нужна нам живым, чтобы жить. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. Символом памяти является мак. Напишите на листах имя своего родственника.

6. Рефлексия

- У вас получились листовки, на которых не хватает только названия.

- Как бы вы продолжили фразу, с которой начался наш урок: “Помнить, чтобы ...” Запишите.

- Как поступить с этими листовками?

7. Домашнее задание

- Повесьте листовки на подъезд, в котором вы живете, в школьных коридорах ...

- Выучите стихотворение А.К.Передреева наизусть.

Приложение 1

Приложение 2