Урок на тему "Признаки весны" в 1-м классе специальной (коррекционной) школы

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Обучение по программе: специальных (коррекционных) образовательных учреждений Бгажноковой И. М.

Цель: Познакомить с причиной сезонных изменений весной, приметами весны, пробуждением животных.

Задачи:

  • Помочь в познании окружающего мира.
  • Развивать устную речь, наблюдательность.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому, к природе.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, целей урока.
  3. Изучение нового.
  4. Физкультминутка.
  5. Закрепление изученного и ранее пройденного.
  6. Итог урока.

Оборудование: карточки к схемам «Зима» и «Весна», картинки с изображением животных, детёнышей,  природы (зима,  весна), первоцветов, диск с музыкой (щебетание птиц), схемы сезонных изменений «Зима» и «Весна».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Проверка готовности к уроку)

2. Сообщение темы, целей урока

– Отгадайте загадку:
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут её… (весна)

[Прикрепить на доску картинку весны]

– Познакомимся с причиной сезонных изменений весной, приметами весны, пробуждением животных.

3. Изучение нового

Работа по картинкам.

– Какое время года изображено на картинках? (Зима и весна)
– Сравните и найдите различия. (Зимой – много снега, река замёрзла, холодно; весной – снег тает, на реке проталины, солнце светит ярче, стало теплее)

Работа по схемам «Зима» и «Весна».

– Рассмотрите схемы. Какое время года изображено на каждой из них?
– Как вы догадались?
– Почему весной теплее? (Солнце поднимается выше, светит ярче, даёт больше света и тепла)
– Перечислите по схеме признаки весны. (Снег тает, появляются сосульки, бегут ручьи, появляются первая травка и цветы, на деревьях распускаются почки)
– Какие изменения происходят весной у животных?

[Ответы детей]

Работа по учебнику

– Более подробно об изменениях в живом мире мы узнаем по учебникам. Откройте с.26. Рассмотрите рисунки. Назовите, кто на них изображён?
– Почему птицы возвращаются весной? (Просыпаются насекомые – пища для птиц)
– Какие птицы прилетают первыми? (Грачи, скворцы, трясогузки, жаворонки)
– Слышали ли вы когда – нибудь весеннее щебетание птиц? Давайте послушаем.

[Диск с щебетанием птиц]

– Рассмотрите опорные знаки на с.27. Составьте рассказ по опорным знакам.

(Солнце даёт больше тепла, набухают почки и появляются листочки, их едят насекомые, они просыпаются, прилетают птицы, они питаются насекомыми)

– В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.

[Рассматривание картинок первоцветов]

Работа по картинкам на доске

– Рассмотрите картинки. Какие изменения происходят у зверей? (Заканчивается зимняя спячка)
– Кто выходит из берлоги? (Медведица с подросшими медвежатами)
– Медведица с медвежатами не просто бродит по лесу, она ищет пищу: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки.
– Посмотрите на доску. Кто изображён на картинках? (Волчица, лисица, зайчиха, ежиха, бельчиха)
– Кто появляется у них с наступлением весны? (У них появляются детёныши)
– Что происходит с шерстью животных? (Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю)
– Кто меняет цвет шубки? (Заяц меняет белую зимнюю шубку на летнюю серую, белочка пушистый серый мех меняет на рыжий летний)

4. Физкультминутка
 
(Выполнение движений с проговариванием вслух по показу учителя)

5. Закрепление изученного и ранее пройденного

Игра «Найди и назови»

– Кто появляется весной у зверей? (Детёныши)
– На доске взрослые звери и детёныши, кого с кем нужно соединить?

[Дети выходят к доске и придвигают к взрослому животному их детёныша]

– Назовите по картинкам, как зовут  взрослых животных и их детёнышей.
(волчица – волчонок, лисица – лисёнок, зайчиха – зайчонок, ежиха – ежонок, бельчиха – бельчонок)

Лото «Собери схему весны»

[На доске вразброс карточки: солнце, снежинки, трава, цветок, сосулька, льдина,       
ручей, сугроб, дерево]
– Выберите «весенние» картинки, соберите схему «Весна».
– Какие карточки не выбрали?
– Какое время года на них изображено?

6. Итог урока

– О каком времени года беседовали на уроке?
– Почему весной теплее? (Солнце поднимается выше, светит ярче, даёт больше света и тепла)
– Какие признаки весенних изменений запомнили?

Литература:

1. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 1 класс (учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений) – М., Просвещение, 2014.
2. Шорыгина Т.А.  Какие месяцы в году? – М., Гном и Д, 2002.