Социально неуверенные дети

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с вешним миром. Социальные проблемы порождаются - внутриличностными проблемами, поэтому неумение взаимодействовать с социумом - фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой.

Чаще всего социальная неуверенность проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, то есть как гипоактивность.

Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Ребенок оценивает себя “глазами” социума. И какова его самооценка - отраженная оценка социума - таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптационных характеристик и, по сути, таково его психическое здоровье.

Основные признаки, характеризующие социальна неуверенность ребенка:

На вербальном уровне

  • речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, или наоборот, очень громкая, сбивчивая, несвязная;
  • рассказывают очень мало или вообще ничего( слова не вытянешь);
  • очень часто не могут выразить словами свое эмоциональное. состояние;
  • вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

  • пониженная моторная активность, стараются не привлекать внимания;
  • апатичны и плаксивы;
  • мимика лица либо вялая или выражает противоречивые эмоции, часто имеет место смущенная улыбка

На уровне социальных контактов:

  • не присоединяются к группе играющих детей;
  • нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
  • отказываются покидать дом, общаться с друзьями;
  • не умеют самоутверждаться (выдвинуть определенные требования к окружающим), сказать “нет” при необходимости высказать критическое замечание;
  • беспомощны, паникуют в трудных ситуациях.

Игра служит универсальным средством профилактики компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка.

Что происходит с ребенком на игровых занятиях?

В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться.

Он преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его сверстниками; ребенок приобретает позитивный опыт совместных действий.

Играя, ребенок поэтапно осваивает новые способы поведения а проблемных ситуациях, усваивает их.

Один из основных методов, который эффективен в работе с детьми - сюрпризно - игровой метод.

Этот метод красной нитью проходит во всех видах деятельности дошкольников:

  • на занятиях по развитию речи и художественней литературе;
  • на занятиях по изодеятельности;
  • в сюжетно-ролевых играх;
  • в беседах на социально-нравственные темы;
  • в самостоятельной деятельности;
  • в индивидуальной работе.

Сказочные персонажи: Незнайка, Баба-Яга, Кощей бессмертный, Елена Прекрасная создают перед детьми проблемные ситуации, дают различную информацию. Это способствует самовыражению детей, поддерживает интерес к общению, учит новым формам взаимодействия, уменьшает тревогу.

Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: “Дочки-матери”, “Магазин”, “Больница”, “Стройка” и т.д. Во всех них дети используют набор игровых действий и речевых высказываний.

Для преодоления сложившихся игровых стереотипов можно —положить игры с необычными сюжетами, в которые не вводится предметная атрибутика (костюмы, посуда и т.д.). Дети выбирают себя любые роли, все будут равны, каждый будет делать то, что хочет.

Примеры таких необычных сюжетов:

  • “Жизнь в лесу”,
  • “Муравьи”,
  • “Театр теней”,
  • “Оживление игрушек”,
  • “Магазин игрушек”,
  • “Зеркало” и т.д.

Содержание таких игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряжение, замкнутость, страх того, что кто --: кого-то может обидеть, не принять в игру.

Какова же роль воспитателя в такой игре?

Он, конечно же, играет вместе с детьми, показывая образа, игровых действий, время от времени, комментирует происходящее.

Не так легко увлечь проблемного ребенка, он должен быть всегда в паре с воспитателем. Если воспитатель почувствовал, что такой ребенок увлекся игрой, можно переключить его на игру с другими. В игре участвуют только желающие, не надо настаивать, но, тем не менее, надо попытаться ненавязчиво заинтересован общей игрой.

Когда воспитатель чувствует, что дети начинают уставать, нужно закончить игру, предложить попрощаться.

Основная стратегия такого воспитания сводится к снятию фиксации ребенка на собственном “Я” за счет развития внимания сопричастности к партнеру.

Литература.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое обществ-: России, 2011. - 240 с.
  2. Формирование представлений о себе у старило, дошкольников: игры-занятия / авт.-сост. М.Н.Сигимова. - Волгоград: Учитель, 2010.- 166 с.
  3. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 20010. - 224 с