Цель. Продолжить формирование представления об органах растения: вегетативных и генеративных; значении их для растения.
Задачи.
- Образовательные: развивать понятие “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формировать представление о двух группах органов, вегетативных (побег и корень), участвующих в процессах жизнедеятельности и генеративных (цветок, плод с семенами), участвующих в размножении растений.
- Развивающие: развивать умения наблюдать, использовать практический материал на практике, анализировать делать вывод о значении вегетативных и генеративных органов для растения, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником и наглядным материалом.
- Воспитательные: экологическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе, самоорганизации и самодисциплины. Охрана голосеменных растений в Ульяновской области.
УУД
- ЛичностныеУУД: проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; умение использовать имеющиеся знания;
- Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока, адекватно оценивать собственные знания.
- Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение активно слушать учителя, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- Познавательные УУД: демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать: вегетативные и генеративные органы, их значение для растения, правила оформления лабораторной работы.
- Уметь: показывать и называть органы растения, находить их на иллюстрациях, таблицах, гербариях и живых объектах, называть их значение для растения, называть процессы жизнедеятельности, которые обеспечивают лист и побег, определять к какой группе органов относится орган, аргументировать ответ, формулировать определение вегетативных и генеративных органов, выполнять лабораторную работу, работать по инструкции.
- Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы.
Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, логически рассуждать, обобщать и делать выводы; формирование и развитие научного мировоззрения, аргументировать свою точку зрения.
Основные понятия. Вегетативные органы: корень, побег; генеративные органы: цветок, плод, семя; низшие растения, высшие растения. Голосеменные и покрытосеменные растения.
Межпредметные связи. Литература. Фотоснимки. Работа с компьютером.
Ресурсы:
- основные
- Дополнительные Учебник, презентация, видеоуроки, интернет
Формы урока. фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)
Технология, метод. Проблемного обучения
Оборудование. Компьютер, проектор, экран, гербарии растений различных отделов, гербарий «Морфология растений», раздаточный материал – ветка березы и сосны с шишкой. Инструктивная карточка. Тест. Индивидуальное тестирование-компьютер. Презентация, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.
Дидактическая структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат |
Планируемые результаты |
1. Организационный (1-2 мин.) | Приветствие, высказывает добрые пожелания детям; | Приветствие. Организация учащимися рабочего места. | Организация учащимися рабочего места. | Метапредметные: умение организовывать рабочее место, самоорганизовываться. Личностные: ответственное отношение к учению, самодисциплина. |
2. Актуализация знаний (10 мин.) | 1. Проверка домашнего задания (устный опрос) 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи 4. Открытие новых знаний – Давайте вспомним что такое царство? – Как называются все растения вместе взятые? (Слайд 3) – А что характерно для царства растений? – Из чего состоит цветковое растение? Проблемный вопрос: Могут ли растения жить без органов? Сформулируйте тему урока. Некоторые растения имеют на побегах специальные образования, в которых развиваются особые мелкие клетки — споры, с помощью которых растения (водоросли, мхи, папоротники) размножаются вегетативным (бесполым) путем и расселяются по земной поверхности. Кроме вегетативных органов растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют половыми, пли генеративными, органами (от лат. Генераре — «рожать», «производить»). К генеративным органам относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена. Чем отличаются рассмотренные вами гербарии? |
Мир растений огромен и удивителен. Органы растений — это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение. У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения. Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста, называют вегетативными (от лат. Вегетабилис – «растительный»). Все вместе они образуют вегетативное тело растения. Высшие растения имеют вегетативное тело, разделенное на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для получения пищи — почвенную и воздушную. Корень и побег — главные вегетативные органы растения. Побег — это орган, в котором различают стебель, листья и почки. Вот почему побег можно рассматривать как особую систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных частей. Хотя стебель, листья и почки — это части побега, их часто тоже называют органами растения. Растения с помощью отдельных частей вегетативных органов могут осуществлять рост и вегетативное размножение. Среди растений есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы (от греч. органон — «орудие», «инструмент»). Поэтому их называют низшими растениями. К низшим растениям относятся, например, водоросли). Растения, тело которых образовано органами (прежде всего стеблями с листьями), называют высшими растениями, или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения. |
Сообщение учащихся – органы растений у растений с.Загарино: лиственница, сосна обыкновенная, ель голубая
Просмотр видеоурока «Растения» |
Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Личностные УУД: Познавательные УУД: |
3. Создание проблемной ситуации (20 мин.) | Лабораторная работа. Инструктаж по ТБ работы с гербарным материалом.
В тетрадях запишите тему, цель и оборудование работы. Перед вами два растения: одно цветковое, другое хвойное (показываю черенки сосны и березы) (Слайд8). Они совершенно разные. Что вам сразу бросилось в глаза? У сосны нет листьев, но есть хвоинки. Сейчас осень, поэтому листьев нет и на цветковом растении, но мы знаем, что они были. А куда они делись? Растение сбросило их, готовясь к зиме, и это явление называется листопад. Но мы можем посчитать сколько листьев было на этом побеге. А сделаем мы это по листовым следам (показываю). Кроме того, хвойное растение отличается от лиственного наличием шишки. Посмотрите где она расположена. Это орган размножения растения, в нем содержатся семена. А у лиственного растения органом размножения является цветок. Именно поэтому лиственные растения еще называют цветковыми. Теперь самостоятельно рассмотрите оба растения, зарисуйте в тетради, сделайте соответствующие обозначения (Слайд 9). Вы хорошо поработали, а теперь время немного отдохнуть! (физкультпауза)(Слайд 10) |
Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы Делают необходимые записи в тетрадях 5. Заполните схему. |
Формулируют тему и цели урока. Тема: «Органы растений». Выполняют лабораторную работу. Только у покрытосеменных присутствуют все органы. У водорослей органов нет. Знания об уровневой организации растений. Знания о вегетативных и генеративных органах, их значении для растений. Умение выполнять лабораторную работу, работать по инструкции, умение определять, находить и обозначать на схематическом рисунке органы растений. Определять к какой группе органов они относятся. Знание правил оформления лабораторной работы. |
Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: |
4. Закрепление нового материала (7 мин.) | Проводит фронтальный опрос.
Корректирует выводы учащихся. |
Подведем итоги по уроку. Отвечают на вопросы Формулируют вывод. Записывают вывод. |
Уметь сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Предметные: подводить итоги работы, формулировать вывод. Метапредметные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию. Личностные: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека. |
5. Контроль (5 мин.) | Вставьте пропущенные слова. Часть растения, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции – это … . У растений различают … и … органы. |
Вставляют пропуски. Проверяют всем классом, обозначая правильные и неправильные ответы знаками «+» и «–». | Выставляют оценки по следующей шкале: 9-10 плюсов – 5 7-8 плюсов – 4 5-6 плюсов – 3 |
Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, адекватно оценивать полученные в ходе урока знания. |
6. Рефлексия (2 мин.) | – Мы достигли цели урока? – Что нового вы сегодня узнали в ходе урока? – Почему? – Вспомните вашу гипотезу. – Совпала ваша гипотеза с полученным выводом? Ответить на вопросы: |
Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД: систематизация информации, формулировка ответов на вопросы учителя Коммуникативные УУД: строить понятные монологические высказывания; умение активно слушать одноклассников. |
||
7. Домашнее задание (3 мин.) | Обязательное: параграф учебника 11, термины, пересказ. Дополнительное: прочитать стихотворение Бальмонта К. Д. «Растение». Найдите слова автора, которыми он описывает значение органов для растения. |
Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД: осуществление поиска и отбора необходимой информации, систематизация информации Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с родителями, формулировка вопросов |