Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольников через интерактивную экскурсию

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика


В Федеральных государственных образовательных стандартах указано, что ребенок может получить знания в результате познавательной и исследовательской деятельности. Городским методическим центром был разработан интересный алгоритм создания сценария образовательного маршрута для детей дошкольного возраста. И проведена серия познавательных мастер-классов для педагогов. Мы решили принять участие в этом проекте с целью создания интересного образовательного маршрута для родителей и их детей и апробировать его.

Москва – большой необычный город, с множеством улиц, парков, достопримечательностей, зон отдыха. Как порой приятно прогуляться с детьми в выходной день по нашему родному городу! И как при этом можно создать условия для того, чтобы такие прогулки проходили более продуктивно, наполнено и познавательно?

Выстраивая образовательный маршрут, мы постарались составить материал таким образом, чтобы были отражены речевая и познавательная, исследовательская деятельность детей. Материал хорошо проиллюстрирован, дополнен историческими сведениями, интересными рекомендациями и заданиями. Данная интерактивная экскурсия позволит педагогам и родителям организовать для детей незабываемые образовательные прогулки, которые помогут расширить кругозор и сформировать правильные представления дошкольников о родном городе.

Мы поинтересовались у ребят, где и как они любят проводить свой семейный досуг? Выяснилось, что большинство детей часто бывают в Лианозовском парке. Но дальше зоны аттракционов и игровых центров редко проходят. Дети были удивлены, когда узнали, что помимо аттракционов и горок в парке есть много всего интересного. И захотели узнать об этом побольше, и побывать там, где еще не бывали и изведать, то, что еще не изведали. Свой образовательный маршрут мы назвали “Там на неведомых дорожках Лианозовского парка...”

Решили составить маршрут и отправить ребят в путешествие по парку. Итак, мы вооружившись фотоаппаратом, планшетами, авторучками и поехали обследовать парк. Выбрали заинтересовавшие нас объекты и проложили маршрут с остановками. Сделали серию фотографий, подобрали информационно-познавательный блок, нашли на плакатах правила поведения в парке.

Сделали наброски заданий и действий, по каждой остановке и составили список рекомендуемого материала для прохождения маршрута. Разрабатывая задания, мы не хотели привязываться к какому-то конкретному времени года. Так, как начали мы работу над маршрутом с наступлением холодов, а закончили в начале весны, решили сделать наш маршрут всепогодным, на любое время года.

Структура маршрута:

  1. Название
  2. Примерный план
  3. Остановки
  4. Действия с ребенком на остановках
  5. Алгоритм построения каждой остановки состоит из трех блоков:

Информационно-познавательный. Где взрослый представляет детям первоначальную краткую, отфильтрованную, доступную им информацию об объекте.

Мероприятия с детьми – познавательные, исследовательские, игровые действия. Данный пункт предусматривает чередование видов деятельности самих детей.

Использование рабочих листов. После того, как дети произвели действия на объекте, можно предложить им творческие работы на заранее подготовленных рабочих листах.

Оборудование: длинный шнурок, лупы, мыльные пузыри, бинокль, фломастеры, планшет для бумаги.

На протяжении всего маршрута мы рекомендовали родителям обращать внимание детей на архитектурные сооружения – мостики, дорожки и скамейки, скульптуры, фонтаны и то, из чего они сделаны (из металла, камня и дерева). Считать мосты, завязывая узелки на шнурке.

Наше учреждение посещают дети с ОВЗ. У детей с нарушением зрения имеется целый ряд “особенностей”: слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность восприятия знаний, малый объем чувственного опыта, общая медлительность ребенка, слабое развитие моторной активности, двигательных навыков, пространственной ориентировки. Зрительно-сенсорная недостаточность сказывается на развитии речевой системы в целом; в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Поэтому задания и игровые действия были направлены на: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, обогащение словаря; развитие дыхания, мелкой и крупной моторики; зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве на местности по плану-схеме. При разработке заданий были учтены специальные требования к представлению наглядности для детей с нарушением зрения и использованы такие оптические приборы как бинокль и лупа.

По маршруту ходили семьями: дети с старшими и младшими сестрами и братьями, с мамами и папами, даже с бабушками. По легенде проходя через сводчатую арку, считается, что человек рождается заново, а для наших дети это означало, что они успешно прошли маршрут, получили новые знания и положительные эмоции.

Для информационной поддержки взаимодействия с родителями на персональных сайтах педагогов (“Звукоречье”, “Сквозь призму детства”) были размещены рекомендации по прохождению маршрута и анкеты по итогам прогулки по парку.

По заполненным анкетам родителей подсчитали рейтинг действий во время прохождения экскурсии. Больше всего детям понравилось выдувать струю фонтана из мыльных пузырей, рассматривать мелкие объекты через лупу и удаленные через бинокль.

Дети с родителями приносили свои выполненные рабочие листы, завязанные в узелки шнурки, отзывы. Ребята в группах делились впечатлениями о своей необычной прогулке со сверстниками. И те в свою очередь “заразившись”, просили своих родителей пройти по маршруту.

Вот какую обратную связь мы получили: “В Лианозовском парке гулять мы очень любим. Гуляем там с Аней с её четырехлетнего возраста. За это время парк преобразился, изменился, стал интереснее. Поэтому мы с радостью отправились выполнять полученное в детском саду задание.

Вся прогулка по "невиданным дорожкам Лианозовского парка..." заняла у нас примерно 70 минут. Дочке хотелось не только выполнять задание, но и повисеть на турнике, покачаться на качелях, просто побегать. Понятное дело - она же всё-таки ребёнок. Но, в целом выполнение заданий её заинтересовало. Она увлеченно считала мостики, завязывая узелки на шнурке. Аня с удовольствием исследовала материалы, из которых сделаны памятники, статуи, мостики, фонтаны, стучала по ним, трогала, рассматривала. Дочке понравилось также разгадывать загадки и, несмотря на то, что мы все эти статуи сказочных героев уже облазили и обсмотрели раньше вдоль и поперек, сегодняшнее задание привнесло что-то новое в прогулку по этой аллее, и Анечка немного иначе взглянула на эти статуи. Заметила, что ступа есть, а метлы-то у бабы Яги нет.

Благодаря выполнению задания, мы сегодня перешли на другой берег и углубились в левую часть парка. Чаще всего, гуляем с дочкой, что естественно, в той части парка, где аттракционы, детские игровые центры, горка-замок. Теперь же твёрдо решили вернуться к фонтану "Космос" во время его работы, а также очень захотелось увидеть вечерний парк в подсветке. Это путешествие прошло плодотворно. Аня выполняла задания, сидя на скамеечках и рассматривая окружающие её предметы. Она поработала и с лупой, и с моноклем, подключила фантазию, воображение, логику. Насчитали 10 мостиков, возможно, есть и еще, но под конец путешествия Аня немного устала. Ей хотелось просто вернуться в ту часть парка, где расположены детские горки, и покататься, побегать, порадоваться наконец-то наступившей весне, что мы и сделали. Укладывая дочку спать, я её спросила, что больше всего ей понравилось в сегодняшней прогулке по парку, какое задание, и она ответила, что ей понравилось считать и рисовать кольца у деревьев. "А вообще всё понравилось", - добавила дочка, чуть поразмыслив”.

Более подробную информацию и фотоальбом такой формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольников, как интерактивная экскурсия можно посмотреть Презентация 1

Методическое обеспечение:

  1. Медиацентр автора образовательного пространства методист ГМЦ ДО города Москвы Четвертаков Кирилл Викторович
  2. Дошкольный образовательный архив “Умнейка”
  3. Веб-сайт Лианозовского парка
  4. Официальная группа Лианозовского парка в контакте