Методические разработки уроков с применением приемов ТРКМ

Разделы: География


Технология развития критического мышления (ТРКМ) несомненно, является средством для реализации требований ФГОС на уроках по различным предметам учебного плана, в том числе и географии. Приёмы и стратегии данной технологии направлены на развитие навыков учебной деятельности с опорой на уже имеющиеся знания и опыт учеников. В статье приводятся методические разработки уроков по темам «Жизнь в океане» и «Особенности океанов Земли», вместе с опубликованными в прошлом году уроками «Мировой океан» и «Движение вод в океане» они представляют всю тему «Мировой океан – синяя бездна» (УМК «Русское слово», авторы  Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский)

Методическая разработка урока по теме «Жизнь в океане»

1. Необходимые ресурсы (особенности образовательной среды, кадровое обеспечение, временные характеристики урока, инструментарий, литература).
Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся, как  в группах, так и индивидуально.
Продолжительность урока сорок пять минут.

2. Ведущая идея урока

Многообразие форм жизни в океане как результат многообразия условий, взаимосвязь компонентов природы.

3. Планируемые образовательные результаты:

личностные(система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированным в образовательном процессе).
Осмысление многообразия и гармонии жизни в океане. Отношение к одноклассникам, работающим в группе, ответственность за результаты работы команды.
– метапредметные (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов).
Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое изображение, устная речь, её составление и восприятие, интерпретация информации.
– предметные(конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета). Понятие о взаимосвязях природных компонентов; понятия – нектон, планктон, бентос.

4. Интегратор урока  – системообразующий фактор  (стержень), служащий основанием  для объединения дисциплин.
Интегратор –объект изучения – жизнь в океане.

5. Описание этапов урока:

– мотивационный этап
На этом этапе урока использован приём «Толстые и тонкие вопросы», форма работы индивидуальная, после которой следует общее обсуждение.
 – содержательно-технологический этап
Используется стратегия «Инсерт», формы работы – индивидуальная и групповая.
– рефлексивный этап (подведение  итогов)

Учитывая полученные в ходе урока новые знания, заполняем таблицу, подводим итог.

ХОД УРОКА

Фаза вызова (определение темы урока)

Использован приём «Толстые и тонкие вопросы» – учащиеся работают индивидуально, Обсуждение результатов заполнения данной таблицы и особенно тех положений, которые вызвали споры, помогут учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Эта часть работы рассчитана примерно на пять минут.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Есть ли жизнь на больших глубинах?
  • Зависит ли жизнь в океане от географической широты?
  • Является ли планктон источником кислорода?
  • Каковы закономерности распределения живых организмов в океане?
  • Что такое нектон?
  • Почему в тропических широтах беднее видовой состав?

 

Осмысление  (работа по теме урока)

В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ «Инсерт». Учащиеся читают текст в учебнике и на полях делают разметку в соответствии с уже имеющимся у них опытом и знаниями.

Значки разметки:

«V» – уже знал
«+»  – узнал новое
« – »  – думал иначе
«?» – нужна дополнительная информация.

Физминутка проводится несколько раз в процессе работы и заключается в переходе учащихся при изменении состава рабочих групп.
На следующем этапе идет обсуждение учебного материала в группах  в соответствии с позициями разметки. Фронтальное обсуждение материала, представители рабочих групп делают сообщение тоже в соответствии с позициями разметки.

Рефлексия

На стадии рефлексии учащиеся  индивидуально заполняют  таблицы:

«V» – уже знал

«+»  – узнал новое

« – »  – думал иначе

«?» – нужна дополнительная информация

 

 

 

 

6. Заключение (не более 6-10 строк). Выводы по содержанию урока

В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: нектон, планктон, бентос; понятие о взаимосвязях природных компонентов.  Происходит  актуализация собственного опыта и уже имеющихся знаний. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, чувство ответственности за результат работы команды. Содержание урока способствует пониманию тесной взаимосвязи компонентов природы.

Методическая разработка урока по теме «Особенности океанов Земли»

1. Необходимые ресурсы

Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся в группах, для каждой группы необходимо подготовить  материал: распечатку  таблиц для индивидуальной работы, ватман, цветные карандаши, фломастеры. Продолжительность занятия – два урока, девяносто минут.

2. Ведущая идея урока

Зависимость особенностей природы океанов Земли от основных планетарных закономерностей.

3. Планируемые образовательные результаты:

личностные (система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе).
Осмысление гармонии в природе океанов. Отношение к одноклассникам, работающим в группе, ответственность за результаты работы команды.

– метапредметные (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов).
Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое изображение, устная речь, её составление и восприятие, интерпретация информации.

– предметные(конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета).
Причинно–следственные связи, определяющие особенности природы океанов Земли.

4. Интегратор урока  – системообразующий фактор  (стержень), служащий основанием  для объединения дисциплин
Интегратор – объект изучения – океаны Земли.

ХОД УРОКА

5. Описание этапов урока:

– мотивационный этап
Отправляемся в виртуальное плавание по океанам Земли, определяем экипажи кораблей (разбиваемся на группы)
– содержательно-технологический этап
Используется стратегия «Бортовой журнал», форма работы – групповая, учащиеся работают в группах постоянного состава
– рефлексивный этап (подведение  итогов)
Обсуждение впечатлений, полученных в плавании.

Фаза вызова (определение темы урока)

Отправляемся в виртуальное плавание по океанам Земли, определяем экипажи кораблей (разбиваемся на группы), придумываем названия кораблей и получаем бортовые журналы в виде таблиц.

Осмысление (работа по теме урока)

В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ  «Бортовой журнал». Каждая команда – экипаж получает бортовой журнал в виде таблицы:

Океаны Земли

Предварительные сведения

Результаты плавания

Атлантический океан

 

 

Тихий океан

 

 

Индийский океан

 

 

Северный – Ледовитый океан

 

 

Группа – экипаж заполняет таблицу, работая с текстом учебника, атласом, настенными картами и материалами дополнительной литературы,  интернета.

Физминутка  проводится несколько раз в процессе работы и заключается в переходе экипажей к настенным картам.

Рефлексия

Обсуждение результатов заполнения таблицы, впечатлений, полученных в «плавании». Эта часть работы рассчитана примерно на десять минут.

6. Заключение (не более 6–10 строк). Выводы по содержанию урока

В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: природный комплекс океана, взаимосвязь компонентов природы океанов Земли. Происходит  актуализация собственного опыта. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, чувство ответственности за результат работы команды. Развиваются навыки работы с разнообразными источниками информации, развивается фантазия.