Урок биологии "Рост стебля в толщину. Образование годичных колец". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Задачи:

  • выяснить за счет чего растет стебель в толщину, научить определять возраст дерева по годичным кольцам;
  • развивать понятия о значении образовательной ткани, о влиянии внешней среды на рост и развитие стебля; совершенствовать умение работать с учебником, дать образец научной речи;
  • осуществлять экологическое воспитание, прививать бережное отношение к растениям.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: натуральные объекты (распилы древесных стеблей разных возрастов, побеги клена, тополя; таблица “Поперечный срез ветки липы”.

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник  для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

Ход урока

1. Организационный этап

Прозвенел звонок -
Начался урок.
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо - под рукой.

2. Актуализация знаний.

- Сколько слоев можно различить на поперечном срезе древесного стебля? Как они называются?

Выполните тест

1. Стебель состоит из...

А. коры, камбия, древесины, сердцевины;

Б. кожицы, срединной ткани листа и жилки;

В. кожицы, пробки, луба.

2. Кора стебля состоит из...

А. кожицы, пробки, луба;

Б. камбия, луба.

3. Камбий,,,

А. осуществляет проводящую функцию;

Б. наращивает стебель в толщину;

В. откладывает в своих клетках запасные органические вещества.

4. Сердцевина,,,

А. осуществляет проводящую функцию;

Б. наращивает стебель в толщину;

В. откладывает в своих клетках запасные органические вещества.

5. В каком направлении перемещаются растворы органических веществ по лубу?

А. от листьев к корням;

Б. от корней к листьям.

6. В какую сторону направлен ток растворов минеральных веществ по древесине?

А. от листьев к корням;

Б. от корней к листьям.

- За счет чего происходит рост стебля в длину?

(За счет образовательной ткани, находящейся на верхушке побега, стебель растет в длину)

В целях активизации внимания и интереса к заданиям лабораторной работы учитель зачитывает вымышленное письмо с просьбой о помощи, выдавая его за достоверное, но в нем содержаться слова-знаки, указывающие на вымышленный характер письма (Приложение 1)

Уважаемые коллеги!

Лаборатория дендрохронологии научно-исследовательского института разрабатывает проблемы связанные с изучением годичных колец с целью датирования событий прошлого и оценки климатических изменений.

В связи с этим сотрудники лаборатории обращаются к вам с просьбой выполнить часть работы по определению возраста дерева.

Пояснительная записка:

  1. Для того чтобы узнать возраст дерева, нужно исследовать и зарисовать спилы деревьев и определить, почему стебель растет в толщину.
  2. Узнать, где расположен камбий и какое значение для роста стебля в толщину он имеет.
  3. Выяснить, что такое годичные кольца и как можно по годичным кольцам определить возраст дерева или ветки.
  4. Сделать вывод о том, как толщина годичных колец зависит от климатических условий.

Коллектив лаборатории надеется, что задание будет выполнено добросовестно и в короткий срок.

3. Изучение нового материала.

- Сколько же времени может расти дерево, сколько лет может жить или какова его долговечность?

Учитель: Дубы, мы уже знаем, живут долго: пятьсот, восемьсот и даже до двух тысяч лет. Такого возраста достигают и каштан и кедр. Но есть и большие долгожители среди деревьев. Баобабы в Африке растут медленно, но живут до пяти тысяч лет. Один баобаб в две тысячи лет был всего в двенадцать метров высотой, но шириной в девять метров. В его дупле нередко ночевало до 30 человек. Самым же древним в мире деревом ботаниками считается Драконово дерево. Его впервые увидел ботаник путешественник Гумбольд на острове Тенерифе. Дерево было в двадцать три метра высотой и пятнадцать метров в обхвате. Дереву было шесть тысяч лет. Буря сломала его.

Наши деревья живут меньше: ель до 2000 лет, липа 1000, сосна –, тополь – шестьсот, ясень – триста.

Деревья растут не только в высоту, но и в толщину.

- Теперь приступим к выполнению задания, порученного лабораторией дендрохронологии. Чтобы ответить на вопросы, откройте учебник §26 с.118-119 . Прочитаем параграф и постараемся ответить на вопросы.

(После чтения учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы в пояснительной записке)

4. Применение полученных знаний.

- Выполним практическую часть задания.

Лабораторная работа “Определение возраста ветки (ствола) по спилу.

  1. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите по ним возраст дерева.
  2. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковые ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего периода.
  3. Установите, какие слои древесины старше по возрасту, лежащие ближе к сердцевине или к коре. Объясните, почему вы так считаете?

В заключение учитель напоминает, что данные лабораторной работы будут переданы адресату. Оценки за работу “отлично” заменяются “благодарственными письмами”

Благодарственное письмо

Лаборатория дендрохронологии выносит благодарность за действенную помощь, оказанную при разработке проблемы, связанных с внутренним строением и функциями древесного стебля.

5. Рефлексия деятельности.

  • Какие действия мы совершали на уроке, чтобы определить возраст ветки?
  • Сколько годичных колец в стволе десятилетнего дуба?
  • Как определить самый благоприятный год роста растения?
  • Как определить где северная и южная  стороны у дерева?
  • Почему у многих тропических растений годичных колец не видно?

Рефлексия эмоционального состояния.

Прием “Пять пальцев”

Обведите свою ладошку.

  • На мизинце продолжите: “Я узнал о...”
  • На безымянном запишите: “Я сделал...”
  • На среднем: “Настроение у меня...”
  • На указательном: “Я помог...”
  • На большом пальце: “Мое самочувствие...”
  • М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
  • Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
  • С (средний) – состояние духа, настроение: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
  • У (указательный) – услуга, помощь: как я сегодня помог другим?
  • Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

6. Домашнее задание.

Параграф 26.