Сочинение с элементами рассуждения в формате ЕГЭ по немецкому языку

Разделы: Иностранные языки


Коммуникативные умения, т.е. умения использовать немецкий язык как средство общения составляют основу коммуникативной компетенции в немецком языке. Такие основные виды речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение, письмо являются объектом контроля на ЕГЭ по немецкому языку. Как выяснилось из практики преподавания немецкого языка, наибольшую сложность при подготовке к экзамену для учащихся вызывает задание С2 из раздела «Письмо», которое предполагает составление письменного высказывания с элементами рассуждения. Данный вид деятельности проверяет умение учащихся размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственное мнение, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

К сожалению, не существует специального пособия для подготовки учащихся к выполнению данного задания. Учебники разных авторов не готовят детей к сдаче ЕГЭ по немецкому языку, а имеющиеся пособия содержат только образцы заданий, требования и критерии. Нет специально разработанных упражнений по написанию сочинения с элементами рассуждения. Это вызвало необходимость создать серию заданий для учащихся, направленных на формирование умений письменной речи согласно требованиям ЕГЭ.

Напомню, что критерии оценивания выполнения задания С2 включают:

  • Решение коммуникативной задачи (содержание)
  • Организация текста
  • Лексика
  • Грамматика
  • Пунктуация

В данной статье я остановлюсь на двух первых пунктах: решение коммуникативной задачи и организация текста.

Итак, с чего начать работу над сочинением? Прежде всего, необходимо внимательно изучить план сочинения на немецком языке, предложенный в самом задании, и продумать количество абзацев в соответствии с планом. Напомню, что план может отличаться в зависимости от вида письма: «за и против» и «личное мнение». Ниже представлен план письма «личное мнение»:
 
• Einleitung – erklären Sie das Problem in allgemeinen Zügen;
• Ihre persönliche Stellungnahme zum Problem; erläutern Sie Ihre Meinung;
• nennen Sie Gegenargumente und erklären Sie, warum Sie mit diesen nicht einverstanden sind;
• Schlussfolgerungen: Formulieren Sie ein abschließendes Urteil.

Дополнительно к плану на немецком языке учащимся предлагается изучить детальный план на русском языке, в котором более отчетливо выделен пункт 3 основной части, для того, чтобы ученики о нем не забыли, как это часто происходит при написании сочинений. Выполняя данное задание, учащиеся сразу определяют для себя количество абзацев. Рекомендуется 4 или 5.
 
Пример задания для учащихся: Изучите внимательно предложенный план развернутого высказывания на русском языке и соотнесите основные пункты с планом на немецком языке. Сколько абзацев намечается в сочинении?

Вступление

Изложите проблему своими словами, перефразируйте данную в задании формулировку.

Основная часть

  1. Начните основную часть с изложения собственной точки зрения и приведите 2-3 развернутых аргумента.
  2. Изложите точку зрения своих оппонентов и приведите 1-2 их контраргумента.
  3. Объясните, почему нельзя согласиться с их взглядом на данную проблему и приведите еще раз свои аргументы.

Заключение

Еще раз изложите свое мнение, желательно, другими словами.

После изучения плана можно начать работу над вступлением к сочинению. Для этого  учащимся предлагается следующий алгоритм действий:

  • Внимательно прочитайте тему сочинения;
  • Выявите ключевые понятия, определяющие тему сочинения (о чем писать, что есть тема сочинения), дайте им определение;
  • Выявите из темы сочинения вопрос (вопросы) и определите проблему;
  • Перефразируйте высказывание;
  • Правильно определите тип письменного высказывания с элементами рассуждения: «ваше мнение» или «за и против»;
  • Определите и сформулируйте свое мнение.

Если проанализировать темы сочинений, то можно заметить, что существуют  такие, в которых уже содержится проблемный вопрос. Тогда достаточно только перефразировать тему. Однако встречаются также темы, где ученику необходимо самостоятельно выявить проблему и поставить вопрос. Это задание также требует тренировки.

Пример задания для учащихся: Прочитайте следующие темы сочинений и сформулируйте, где необходимо, проблемный вопрос.

  1. Einige meinen, dass der hohe Lohn bei der Wahl des Arbeitsplatzes ausschlaggebend ist, andere dagegen bevorzugen eine weniger bezahlte, aber interessantere Arbeit. Was wäre für Sie wichtiger? Warum?
  2. Was halten Sie für besser: Trampen oder mit den Eltern in den Urlaub machen?
  3. „Die Bedeutung des Buches ist gesunken.“ Haben Bücher gegen andere Medien wie Film und Fernsehen Ihrer Meinung nach eine Chance?
  4. Der Computer und das Internet gehören heute zum Alltag vieler Jugendlichen und Kinder, was nicht unbedingt gut ist.
  5. Heute ist das Leben anstrengend und hektisch. Man hat nie Zeit. Doch wenn man Zeit hat, vertreibt man sie.
  6. Es ist sicherlich eines der größten Vorurteile, selbst zu glauben, keine Vorurteile zu haben.
  7. Einer, der seine Schulfreunde bei sich nicht abschreiben lässt, ist kein echter Freund.
  8. Die Jugendlichen sind heute weniger belesen in der klassischen Literatur, dafür orientieren sie sich frei im weiten Informationsfeld.

Для того, чтобы вникнуть в суть проблемы, учащимся предлагается анализировать свои сочинения или сочинения своих одноклассников. Рассмотрим пример неудачного вступления из сочинения школьника по темеDie Jugendlichen sind heute weniger belesen in der klassischen Literatur, dafür orientieren sie sich frei im weiten Informationsfeld“: Immer mehr Jugendliche interessieren sich nicht für das Lesen und finden Informationsfeld attraktiv. Ich bin der Meinung, dass man auf die klassische Literatur nicht verzichten kann und ich kann meine Meinung beweisen.

В соответствии с приведенным выше алгоритмом в данном вступлении можно выделить следующие недостатки:

  • Не понята проблема;
  • Не поставлен проблемный вопрос;
  • Не определено понятие Informationsfeld;
  • В результате не раскрыта тема сочинения. В дальнейшем будут раскрыты только плюсы и минусы чтения классической литературы;
  • Кроме того, личное мнение согласно плану должно быть выражено в основной части.

Для работы над вступлением можно использовать также следующие задания:

Пример задания для учащихся: Перифразируйте вступление.

Тема: Einige meinen, dass der hohe Lohn bei der Wahl des Arbeitsplatzes ausschlaggebend ist, andere dagegen bevorzugen eine weniger bezahlte, aber interessantere Arbeit. Was wäre für Sie wichtiger? Warum?

Перифраз (отрывок из сочинения учащихся): Das Geld spielt heute eine sehr wichtige Rolle. Es beeinflusst fast alle Lebensgebiete. Aber ist das Geld der wichtigste Faktor, der die Berufswahl bestimmt? Was ist besser: viel Geld zu verdienen oder eine Arbeit zu haben, die Spaß und Genugtuung bringt?

Пример задания для учащихся: Сравните два вступления. Выберите наиболее удачное. Объясните ваш выбор.

Тема: Gefährdet das Fernsehen Kulturangebote wie Kino und Theater?

Вступление 1 (отрывок из сочинения учащихся): Viele Jahre haben das Kino und das Theater eine große Rolle in unserem Leben gespielt. Anfang des 20.Jahrhunderts wurde das Fernsehen erfunden. Gefährdet das Fernsehen Kulturangebote wie Kino und Theater?

Вступление 2 (отрывок из сочинения учащихся): Heutzutage ist das Fernsehen eines der beliebtesten Massenmedien in Russland. Das Fernsehen gibt es heute praktisch in jeder Familie. Es bietet vor allem Unterhaltung: Spielfilme, Serien, Schows. Und es entsteht die Frage, ob das Fernsehen solche Kulturangebote wie Kino und Theater ersetzen kann?
Работа над основной частью начинается со сбора идей и их структурирования в зависимости от вида письма: «за и против» или «личное мнение». Сбор идей и информации может происходить различными путями. Могут использоваться следующие методы:

  • W-Fragen-Methode (Wer? Was? Wie? Wann? Wo? Warum? Wozu? Welche Ursachen? Welche Folgen?);
  • Assoziogramm;
  • die PMI-Methode (+, - ).

При планировании основной части, учащиеся могут воспользоваться следующей схемой.

В качестве аргументов могут использоваться:
  • Собственный опыт, примеры из жизни;
  • Результаты научных исследований;
  • Научные знания;
  • Исторические факты;
  • Цитаты.

Не являются аргументами:

  • Примеры единичных случаев;
  • Недопустимые обобщения;
  • Цитаты без комментариев;
  • Аргументы, не связанные с темой.

При написании заключения необходимо учитывать, чтобы оно соответствовало теме и вступлению.

Пример задания для учащихся: Проверьте соответствие заключительной части теме сочинения.

Тема сочинения: Soll man die Noten abschaffen?

Заключительная часть (отрывок из сочинения учащихся): Wenn wir alles zusammenfassen, kommen wir zum Ergebnis, dass die Schule auf die Noten nicht verzichten kann. Allerdings sollen sie bei der Beurteilung eines Menschen und seiner Fähigkeiten nicht allein ausschlaggebend sein.

При выполнении выше предложенных заданий рекомендуется использовать различные формы работы (парную, групповую, фронтальную).

При работе над сочинением следует также уделять больше внимания средствам логической связи. Учащимся желательно изначально представить список необходимых языковых средств. После написания тренировочных сочинений учащимся можно предложить отметить маркером средства логической связи или их отсутствие в своих сочинениях или сочинениях одноклассников, корректировать отдельные части сочинений. На примере следующих отрывков можно проанализировать довольно грамотное использование средств логической связи. (Рисунок 1, 2) 

После того как сочинение написано, ученикам предлагается алгоритм проверки готового сочинения:

  • Прочитайте сочинение.
  • Проверьте выполнение коммуникативной задачи: Вступление – постановка проблемы. Мнение автора с аргументами. Другая точка зрения. Контраргументы в защиту своей точки зрения. Заключение.
  • Проверьте организацию текста по следующим критериям: Логичность. Деление на абзацы. Использование средств логической связи.
  • Проверьте языковое оформление текста (грамматика, лексика,  орфография, синтаксис).
  • Проверьте соответствие текста требуемому объему.

Как показывает опыт, разработанные виды деятельности и анализ учащимися собственных сочинений и сочинений своих одноклассников позволяют им более успешно подготовиться к выполнению задания С2 из раздела «Письмо».

В статье использовались отрывки из сочинений учеников 11х классов Лицея №1, а также материалы ФИПИ для подготовки учащихся к ЕГЭ по немецкому языку.