Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова "Снегурочка"

Разделы: Начальная школа


Педагогические
цели

Способствовать развитию мышления, кругозора, воображения, словарного запаса, умения понимать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова; создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины

Личностные
результаты

Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу, выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: высказывают свое мнение; участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое
высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами

Основное содержание темы, понятия
и термины

Репродукция картины, колорит, настроение, композиция картины, план сочинения, передний и задний план, образ Снегурочки, образ природы

Образовательные ресурсы

Репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, вопросы, репродукция картины на доске и у каждого ученика на столе

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

 

 

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

 

 

II. Сообщение темы урока

Фронтальная. Словесный. Слово учителя. Беседа

– Отгадайте загадки
(см. Приложение 1).
– О каком времени года все
загадки?
– А какой волшебный праздник мы все очень ждем зимой?
(Новый год.)
– Сегодня у нас есть замечательная возможность отправиться
в сказку, потому что мы будем работать с репродукцией картины
В. М. Васнецова «Снегурочка»

Слушают учителя, отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных
видов, строят несложные рассуждения.
Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу.
К – участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают свое мнение.
Л – имеют мотивацию
к творческому труду

Фронтальный. Отгадывание
загадок

 

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

– Работа нас ожидает непростая.
Нам предстоит понять замысел

Слушают учителя

Р – в сотрудничестве
с учителем ставят новую

Беседа по вопросам

 

 

Беседа

художника, выраженный особенным языком живописи – языком цвета и теней

 

учебную задачу

 

 

IV. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Рассматривание картины

Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, работа
со словарем, письмо

Данный этап урока можно начать с рассказа учителя или подготовленного ученика о
художнике (см. Приложение 2).
– Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка».
– Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами
В. Васнецов? (Очарование на-
стоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы
и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля
и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, изображенной художником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья
на пушистых ёлочках. Снег укрыл землю толстым мягким
ковром, и земле уютно, сладко

Высказывают впечатления, вызванные
картиной. Участвуют в обсуждении: почему картина так названа? Составляют предложения описательного характера, выполняют лексическую работу (подбирают сравнения, эпитеты)

Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение, составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.
П – понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят ее в словесную; осознанно строят речевое высказывание.
Р – выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание
с учетом поставленной
коммуникативной задачи.
Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций
картин

Беседа
по вопросам, правильное
построение предложений

 

 

 

спится под этим чудесным
снежным покровом.)

 

тельные возможности языка, анализ репродукций
картин

 

 

2. Рассматривание деталей картины

Фронтальная. Словесный

– Кого мы видим в центре картины? Как одета Снегурочка? (Пушистая парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки; на шубке красивый узор не из снежинок, а из земляничек.)
– Где и в какое время суток мы
видим Снегурочку? (Зима. Ночь. Лес. Лунный свет озаряет
поляну. Сияют редкие звезды.)

– Какими вы увидели снег, ёлочки, березку, огни в глубине леса?
(Маленькие ёлочки словно живые, тонкая березка трепещет от холода, на снегу темные тени, в глубине леса мерцают, словно светлячки, огни деревеньки.)
– Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки.
(Снегурочка – юная, красивая,
волшебная, очаровательная.)

– Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи.

Рассматривают
репродукцию картины, обращая внимание на детали.
Строят речевое высказывание, подбирают лексические средства для передачи увиденного, средства выразительности и образности для передачи своего настроения и чувств, вызванных картиной

Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.
Р – овладевают способами решения учебной задачи.
К – строят монологическое высказывание с учетом
поставленной коммуникативной задачи.
Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций
картин

Беседа
по вопросам, правильное
построение предложений

 

 

 

(Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега.)
– Понравилась ли вам картина? Чем?

 

 

 

 

3. Обсуждение структуры
описательного текста

Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Как вы должны построить текст-описание по данной
репродукции?
– Давайте составим примерный план вашего сочинения:
1. Вступление.
2. Описание картины:
а) образ русской природы;
б) образ Снегурочки;
в) связь природы и главного
героя;
г) средства художественной
выразительности.
3. Что хотел передать художник
в своей работе?
4. Ваше отношение к картине

Слушают учителя, предлагают свои варианты плана работы над сочинением
по репродукции картины, в совместных действиях с учителем приходят к общему плану сочинения

П – осознают познавательную задачу и решают ее.
Р – планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи.
К – выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи
и ситуацию общения.
Л – осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции
собеседников

Беседа
по вопросам. Правильное
составление предложений

 

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Зима, где ты была?
В мешке стужу несла,
На землю холод трясла,
У реки гостила,

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений

 

 

 

Во всю реку мост мостила,
У избы побывала.
Окна все разрисовала,
По полям-лесам ходила,
Белой шубой всё накрыла,
Дороги снегом замела
И сугробы нагребла

 

 

 

4. Воспроизведение содержания картины (устно). Запись самостоятельно составленного текста
с использованием в нем опорных слов

Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Думаю, вы уже готовы создать свой текст-описание по репродукции картины. Поэтому пришло время попробовать свои силы
в творческой работе. Попробуйте устно воспроизвести содержание картины.
– А теперь запишите текст самостоятельно в своих тетрадях.
Детям, слабым в речевом  развитии, можно предложить готовый текст, где нужно вставить пропущенные в словах буквы
(см. Приложение 3)

Слушают задание
учителя. Составляют устный текст описательного характера
по картине. Слушают комментарии
и дополнения учащихся и учителя.
Самостоятельно
записывают текст
в тетрадях

Пр. – создают в воображении яркие словесные образы, составляют под руководством учителя описательные тексты по репродукции картины.
Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
К – оценивают эстетическую сторону высказывания

Фронтальный (беседа по вопросам, нахождение
синонимов,
запись
предложения). Индивидуальная
(творческая работа)

V. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.
Словесный.
Беседа

– Какое открытие сделали
на уроке?
– Какой вид работы понравился больше?
– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (подготовка к словарному диктанту)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития