Обобщение знаний о падежах. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся; закрепление навыков определения падежа имен существительных по вопросу, предлогу, роли в предложении
  • Метапредметные: формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
  • Личностные: воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Оборудование: мультимедийное оборудование: телевизор, компьютер, раздаточный материал (карточки), рабочая тетрадь на печатной основе

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация

1) Звучит песенка “УЛЫБКА”

Учитесь без скуки. Вперед! В добрый час!

- Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку.

“Учитесь с улыбкой, шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
Весёлой науки и радостных глаз.

2) - Отгадайте грамматическую загадку: (1 ученица)

В английском языке их 2, в немецком -  4
В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15.
А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет!
А в русском их 6. Каждый имеет свои вопросы.

2. Определение темы урока

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (о падежах)

- У нас есть полминутки для шутки (инсценировка - стихотворение Г.Граубина “Ленительный падеж” (2 ученика):

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить 
Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!

- За что Лежебокин не любит падежи?

- А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения, правильно согласовывать слова в словосочетаниях...)

3. Постановка цели

- По ходу урока мы будем собирать “рюкзак знаний”.

- Что мы должны положить в наш рюкзак? (Падежи и вопросы к ним; предлоги, вспомогательные слова, умение находить имена существительные и определять падеж.)

- Мы изучили каждый падеж в отдельности

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? Цели нашего урока? (повторение, закрепление, обобщение всё, что мы знаем о падежах)

4. Языковая разминка

Маленькая девочка в панамке вышла из дома, перешла улицу и побежала по дорожке между домами. (синтаксический разбор предложения, схема; определение падежей имен существительных)

- Что заметили про падежи? (сущ. Употреблены во всех падежах)

5. Актуализация знаний

Грамматическая сказка о падежах.

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. Родился - стал Родительным. Пока он был малышом,ему давали, и он стал Дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.

- Каждая группа называет падеж, а остальные группы вопросы этого падежа

6. Обобщение и систематизация изученного

1) Работа в парах

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 31 №8. Проверка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “ПАДЕЖИ”:

Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.

2) Работа в группах (карточки с пословицами на партах)

-Объясните смысл пословицы, запишите её, один диктует всей группе,затем определить падеж слова “дело” и выделить окончания:

- Дело шуток не любит (И.п.)

- По твоим делам о тебе судят (Д.п.)

- Жизнь дана на добрые дела (В.п.)

- За делом и день пролетел незаметно (Т.п.)

3) Фронтальная работа

– Я читаю стихотворение, а вам определить падеж слова “бант” и поднять карточку. Задача: работать быстро и правильно:

Бант Алла потеряла В.п.
И о банте плачет Алла П.п.
“Нету банта”. Не беда! Р.п.
Бабочка летит сюда.
Бантик этот прилетел, И.п.
На косичку Алле сел.
Бантиком довольна Алла Т.п.
О таком она мечтала.
Алла новому банту рада Д.п.
Ей другого и не надо.

4) Работа в парах

- На листочках записаны словосочетания без предлогов. Вставьте подходящий по смыслу предлог, укажите падеж существительного:

  • Вбежала...двор (во – В.п.)
  • Вышли...полянку (на – В.п.)
  • Рассказать...лесе (о –П.п.)
  • Букет...листьев ( из –Р.п.)
  • Побежали ...радостью (с – Т.п.)
  • Ползёт...норке ( к- Д.п.)

Взаимопроверка. У кого не было ошибок?

5) Самостоятельная работа

- А сейчас внимание, опять задание.

В падежах показать знания.

- Откройте стр. 136 №6. Прочитайте задание. Списать 1-е четверостишие: 1 вариант- первые две строки, 2 вариант – вторые две строки. Проверю позже, после урока соберу тетради.

6) Работа в группах

- Составьте синквейн на тему “Падежи”

Проверка

7. Итог урока. Рефлексия

- Чем занимались на уроке? Что повторяли?

- Что особенно понравилось на уроке?

- За что можете похвалить себя?

- Кто научился определять падежи имен существительных?

- Какую роль падежи играют в нашей речи? (они помогают правильно строить предложения, устанавливать связь между словами, делают нашу речь правильной и понятной)

- Оцените свою работу на уроке

- Ваше настроение

- Я всех благодарю за работу на уроке; за полные, точные, правильные ответы.

Отметки за урок.

- Урок окончен.