Цели урока:
- познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;
- расширить кругозор учащихся о жизни и творчестве писателя;
- расширить словарный запас;
- развивать устную речь, познавательный интерес, воображение;
- воспитывать уважение к родителям и к семье;
- закрепить знания учащихся по музыке о трёх музыкальных “китах”;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма;
- применять здоровьесберегающие технологии на уроке
Личностные УУД:
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определения цели, функций участников, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю)
- формирование умений работать в парах и группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов)
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД:
- овладение способами целеполагания;
- овладение способами прогнозирования;
- осуществлять рефлексию
Методы и приёмы работы: работа по знакам ФГОС, совместное ведение урока учителем и учениками, приём “ученик-ученики”, дифференцированное обучение, парная и групповая работа.
Оборудование: аудиозапись песни “Моя семья”, толковые словарики, карточки со словами (песня, танец, марш); карточки с буквами, презентация PowerPoint, сигнальные карточки, карточки для слабоуспевающих и высокомотивированных детей, аудиозапись “Марш”, карточки для синквейнов, видеоролик “Если был бы я девчонкой...”, карточки с заданиями для групп, листы формата А-3 для работы в группах, шаблоны лепестков ромашек, плакат “Россия”, видеоролик “Песня о России”, металлофоны, синтезатор.
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
I. Организация начала урока | - Ребята, поприветствуем наших дорогих
гостей. - Сегодня у нас необычный урок. Этот урок мы проводим вместе: я и О.В., и я хочу вам представить помощников нашего урока. |
Звучит песня “Моя Семья” +танец девочек |
II. Мотивация учебной деятельности | - Ребята, что сейчас прозвучало? (песня) - Что такое песня? (музыка + слова) На уроках мы работаем с разными словарями, а сегодня перед вами – не обычный толковый словарик. - Откройте словарики. Выберите нужное нам слово. Прочитает... ПЕСНЯ на доске Помощник (Женя) прочитает стихотворение. - “Земля стоит на трёх китах” - считали раньше люди. Ну, а на чём планета та стоит, где песни петь мы любим! -Что эта за планета? На чём она стоит? - Ребята ответьте.... Ответы детей (на песне, танце, марше) - На марше, танце и на песне, - Когда человек поёт, его настроение улучшается, пение влияет на наше здоровье: люди меньше болеют дыхательными заболеваниями. |
Работа по знаку “МЫ” Работа со словарём Карточка на доске ПЕСНЯ |
III.Физкультминутка. Упражнения на дыхание |
- Сегодня будем петь, читать, рассуждать. - Давайте сделаем несколько упражнений на дыхание, чтобы голос звучал во всей красоте. 1) “Надуваем шарик” (шары всем по группам) 2) Дыхание животом (руки на животе) При вдохе надувать живот. 3) Глубокий вдох (носом); выдох (ртом) расслабились. - Хорошо, достаточно. - О чём была песня? (о семье, о родных людях) |
|
IV. Актуализация опорных знаний | - Дети, прочитайте, что написано на доске
(читают) - Что это за фразы? (пословицы) - Предположите, обсудите в паре, какая из этих пословиц станет темой нашего раздела. Почему? - Ребята на уроке окружающего мира каждый из вас представил свою родословную. - Скажите, чем держится семейное древо? (корнями: предками, бабушками, дедушками....) (указкой показать) - На чём держится дерево наших классов? (На дружбе между ребятами и учителями наших классов) |
На доске – пословицы. Работа в парах |
V. Изучение нового материала | - Как вы думаете, какой раздел мы сегодня
начнём изучать? О чём он будет? (ответы учащихся: о
семье, о дружбе) Открываем учебники, читаем название раздела. - Читаем вместе хором “Мы с мамой и папой” (раздел 9, с.102-103) - Ой, ребята, я что-то не пойму, что это за беспорядок у нас в классе? Все буквы перепутались. - А, я догадался! Вчера был сильный снегопад, дул порывистый ветер и буквы разлетелись, как птички. - Мне удалось поймать только одну букву. - Помогут мне собрать все буквы по порядку Полина и Вика, чтоб узнать фамилию поэта известных детских стихов. Девочки перемещают буквы в нужном порядке и прикрепляют на доску: У с п е н с к и й Спасибо за помощь. |
Работа по знаку “ХОР” |
- О ком каком писателе будем говорить на
уроке? (тема на доске) Эдуард Николаевич
Успенский - Цели нашего урока? (узнать о жизни, творчестве Успенского, познакомиться с его произведениями, научиться выразительно читать...) - Пожалуйста, Даниил Рассказывает презентацию Даниил – А сейчас я приглашаю ребят, которые прочитают стихи Э.Успенского (Вика, Вика, Вася) Дети показывают сценку по стихотворению Успенского “Всё в порядке” - Определите характер стихотворения? (весёлый) |
ТЕМА УРОКА ОТКРЫВАЕТСЯ | |
VI. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний | - Давайте, прочитаем это стихотворение
(с.104) по смысловым частям (комментированное
чтение) - Читают 1 четверостишие... - Какое слово вам не совсем знакомо, понятно? (боты) Найдите это слово в словаре. Прочитай... - Чтение следующих 4-х строк - Что увидела мама? (Беспорядок) - А почему мама решила, что заходил именно бегемот? (наверно всё разбросано, перевёрнуто...) - Чтение 2х строк (Просто приходил Серёжка, Поиграли мы немножко). - Зачем он приходил? - Чтение следующих 4-х строк... - “Значит, это не обвал! - Нет! - Что означает слово “обвал” - Значит слон, у нас не танцевал? - Нет. |
Работа по знаку “МЫ” Работа со словарём БОТЫ
Работа по знаку “МЫ” Работа со словарём Карточка на доске |
- Дети, а что такое танец? (ответы детей) - Прочитает в словарике... ТАНЕЦ на доске - Чтение последних строчек стихотворения. - Мама рассердилась, отругала детей? (нет) - Как она отнеслась к произошедшему? (с юмором) |
ТАНЕЦ | |
Сейчас вы будите читать по ролям, а
нескольким ученикам я раздам индивидуальное
задание. Подготовьтесь читать по ролям. Дети читают по ролям. Приготовьте сигнальные карточки “Светофоры” Мои помощники предложат по 1 вопросу из теста, который придумали сами. - Ответьте на вопросы теста. Высокомотивированные учащиеся задают вопросы классу. |
Дифференцированное обучение (тесты для
высокомотивир. уч-ся, тексты с дополнит.
пометками для слабоуспевающих) Прием “ученик-ученики” |
|
VII. Физкультминутка | А сейчас опять музыкальный фрагмент - А что за музыка зазвучала? (марш) - Пожалуйста, помощник проводит физкультминутку под звуки марша. - Что же такое марш? (Третий кит в музыке: ходьба под музыку, чёткие движения) - Посмотрите в словарике (Читают) МАРШ на доске |
Звучит марш |
Задание: - Создайте
“синквейн” о семье. Дети зачитывают (2 синквейна) Вывод по синквейну: семьи все разные, но главные семейные ценности у каждой семьи похожи. - А сейчас, я попрошу наших мальчиков (джентльменов) прочитать название стихотворение по знаку “ХОР” (на с.105) и попробовать продолжить эту фразу, пофантазировать. (Ответы мальчиков) Мы просмотрим видеоролик стихотворения, который читает сам автор. Дома вы будете учиться выразительно, читать. - Ребята, что нового вы узнали об Э.Успенском? (Весёлый, остроумный, находчивый, талантливый) - Что кроме стихов пишет ещё? (Сказки, пьесы, сценарии; ведёт передачи по радио и на телевидении. Организовал издательство “Самовар”, чтоб печатать хорошие книги). |
Работа в парах Работа со словарём Карточка на доске МАРШ Работа по знаку “МЫ” |
|
- А сейчас мы отправимся в Издательство
“Созвездие 3 “А”. Вы будете сами издавать свою
книгу. (расставить карточки с названиями групп)
Возьмите зеленые карточки и прочитайте задание. Читает задание 1 группа, 2, 3, 4 |
Работа в группах |
|
- Сам.работа (2-3 минуты) - Выберите руководителя группы, который будет отвечать. Группа, которая готова поднимает знак. Отвечают 3, 2, 4, 1 Руководители групп представьте книгу гостям. |
||
VIII. Рефлексия | Спасибо помощникам, которые помогали
нам проводить урок. Особенно хотелось отметить
самых активных ребят... - Какой цветок является символом семьи? (Ромашка) У каждого из вас на парте лепесток, напишите на нём главную ценность вашей семьи. Соберите в группе ромашку из лепестков, а руководители групп зачитают. - Возьмите каждый по ромашке и изобразите ваше настроение на цветке. Поднимите ромашки, покажите нам и нашим гостям. От настроения каждого из вас зависит атмосфера в коллективе. Дружеский климат в каждой маленькой семье и в нашей большой семье (в классе, в школе) – есть основа сильной и крепкой России – нашей страны. Подойдите к карте нашей страны и прикрепите маленькую частичку себя. |
Звучит песня о России |