Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Волшебный мир песка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным государственным стандартом дошкольного образования основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи в этом возрасте, которые имеют различную структуру и степень выраженности. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние)движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой и на успеваемости в целом.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с помощью множества миниатюрных фигурок, светового стола для игр с песком.

Песок – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Среди позитивных феноменов, зафиксированных специалистами, можно выделить наиболее значимые. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, имеющая ряд преимуществ перед стандартными формами обучения: во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта", в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Наконец, у детей совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования по обучению рисованию песком «Волшебный мир песка» призвана увеличить степень эффективности коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями речи. Рисование песком направленона развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, происходит работа над дыханием, развивается внимание и память, фонематический слух. Рисование ребенком фигур на песке так же оказывает огромное влияние при дальнейшем обучении письму. Соприкосновения с песком влияет и на развитие мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, воздействует на речь ребенка. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений, движений. Так, рисование песком фигур – эффективное упражнение для получения основных навыков письма.

При рисовании песком дети используют обе руки: правая отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей, интеллекта, концентрации, стимулирует развитие логических, сознательных, аналитических операций, а так же развивает абстрактность, рациональность, последовательность, объективность, а левая — развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, размышление, образное мышление. Это является очень важным, поскольку существует два основных способа восприятия: интеллектуально-логический и эмоционально-целостный, которые приводят в действие процессы получения телом сенсорных ощущений и активируют интеллектуальную сторону. Оба эти аспекта должны гармонично развиваться в ребенке, а песок стимулирует это развитие.

Рисование песком оказывают большое влияние на развитие социальных навыков, т.к. рисование может осуществляться не только индивидуально, но в группах, где дети учатся взаимодействовать между собой. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции.

Рисование песком способствует развитию у дошкольников нестандартного восприятия окружающего мира; позволяет креативно подходить к традиционным основам изобразительного искусства; развивает способности ребенка творчески мыслить в творчестве, практической жизни, что очень важно в современной жизни; развивает координацию движения рук и мелкой моторики; способствует развитию связной речи; развитию индивидуальных творческих способностей ребенка, его фантазии, образного и абстрактного мышления.

Таким образом, работа с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей.

Концепция данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Программа основана на следующих педагогических принципах:

– принцип учета возрастных особенностей;
– принцип личностного подхода;
– принцип социальности;
– принцип системности;
– принцип гуманности;
– принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.

Целью реализации программы является совершенствование коммуникативных навыков, сенсорного восприятия, развитие творческого потенциала и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
– формирование позитивной коммуникации;
– развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
– развитие сенсорной сферы и творческого потенциала;
– тренировка мелкой моторики рук;
– развитие зрительно-пространственной ориентировки;
– стабилизация психоэмоционального состояния;
– релаксация, снятие мышечной напряжённости.

Программа рассчитана для реализации в подготовительной группе (6 – 7 лет), может реализовываться как воспитателем ДОУ, так и специалистами ДОУ (учителем-логопедом, педагогом-психологом).

Основной формой работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм, соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.

Виды детской деятельности:коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Предполагаемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования:

– ребенок овладевает простейшими техническими умениями рисования на песке (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени);
– ребенок способен самостоятельно создать новое, используя полученные практические навыки;
– учится мыслить самостоятельно, сам ищет пути решения проблемы;
– продолжает развиваться индивидуальные творческие способности, воображение, фантазия;
– у ребенка продолжает развиваться развивается пространственная ориентация;

Используемые методы и приемы обучения:

– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
– практический (показ приемов рисования, импровизация);
– частично–поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

Формы работы:

– подгруппами;
– индивидуальная.

Используемые технологии:

  • Индивидуализация обучения– индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными;
  • Групповые технологии – организация совместных действий, коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
  • Технология личностно – ориентированногообучения –максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка;
  • Репродуктивная деятельность – прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения;
  • Здоровьесберегающие технологии – обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

Содержание образовательной деятельности:

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) 1 раза в неделю по 30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла:
1-й – начальный – знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
2-й – сюжетное рисование по теме и по замыслу.

При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:

1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
– поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы;
– ценить его инициативу и мнение;
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
– категорически нельзя бросаться песком;
– не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть – непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.

Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин) в зависимости от физического состояния воспитанников.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.

Для успешной реализации программы необходимы:

– световые планшеты(столы), кварцевый песок, антистатик;
– материал: игрушки, палочки, кисточки, пуговицы, камушки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, колпачки, силуэтные фигурки, плоскостные формы и другой бросовый материал.
– отдельное светлое помещение, оборудованное как для занятий изобразительной деятельностью, так и для игр и неформального общения детей;
– мультимедийное оборудование для создания музыкального фона занятий;
– мини-библиотека, составленная как из литературы по изобразительному искусству, так и детской художественной литературы с богатым иллюстративным материалом.