Методическая разработка аудиторного занятия по дисциплине «Математика» по теме «Повторение. Решение текстовых задач с использованием исторического материала о Великой Отечественной войне»

Разделы: Математика


Если посмотреть на карту России, то можно увидеть, что от Владивостока до Москвы тянется извилистая красная линия – это Великая Транссибирская магистраль. На ней, в 1000 км от Москвы расположено Кировское представительство Горьковской железной дороги, основной кузницей кадров для которого служит вот уже более 80 лет Вятский железнодорожный техникум.
История техникума начинается с мая 1931 года, когда при паровозном депо ст. Вятка-1 была создана железнодорожная школа ФЗУ. Подготовка высококвалифицированных специалистов, которые станут достойной сменой работникам железнодорожного транспорта – основная и конечная задача коллектива техникума. В настоящее время техникум готовит квалифицированных рабочих и служащих по следующим профессиям и специальностям:

  • машинист локомотива
  • слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
  • электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
  • оператор по обработке перевозочных документов
  • сервис на транспорте (по видам)

Железная дорога была всегда полувоенной отраслью, поэтому для организации нестандартного повторения учебного материала используются исторические даты Великой отечественной войны.
Очень трудно привлечь и активизировать внимание всех  студентов к изучаемому предмету. Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, в форме нестандартного урока.

Дидактическая цель:  создать условия  для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • Образовательные:
  • обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Повторение. Решение текстовых задач с использованием исторического материала о Великой отечественной войне»;
  • формировать умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач;
  • создать условия контроля  усвоения знаний и умений.
  • Развивающие:
  • способствовать формированию умений применять приёмы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
  • развитие кругозора, смекалки, мышления и речи, внимания и памяти;
  • развитие личности и любви к Родине.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умение общаться, способствовать формированию воспитания  патриотизма, уважение к историческому прошлому, логического мышления.

Тип урока: урок  обобщения и систематизации  знаний и умений

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование: слайды с плакатами времен ВОВ, фотографии военные, плакаты, карта с отмеченными флажками городами – героями, компьютер  и  мультимедийный проектор, наглядный материал, записи на доске, карточки с заданиями.

Форма проведения: урок

Продолжительность: 90 минут.

Учебник: «Алгебра» под редакцией А.Г.Мордковича, 10 класс, М. «Мнемозина», 2012

Место проведения: КОГО АУ СПО «ВЖТ», кабинет111.

Специальность: для  специальностей 1 курса (Машинист локомотива)

Технологическая карта урока

Структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный
момент (2 мин.)

Приветствие студентов. Проверяет готовность
к уроку. Создает комфортную ситуации на уроке.

Проверяют свое рабочее место, настраиваются на успешную работу в процессе  уроков.

2. Целеполагание и мотивация (3 мин.)

Формулирует цель урока совместно  со
студентами; приводит мотивацию.

Совместно обсуждают и формулируют цель урока: повторить решение текстовых задач с использованием исторического материала о Великой отечественной войне.

3. Актуализация (5 мин.)

Организует устный счет и выполнение задания.

Выполняют задание и заносят в таблицу
буквы. Зачитывают слова.

4. Систематизация знаний и умений (15 мин.)

Предлагает обсудить решение уравнений и сделать записи на доске.
Проверяет  домашнее задание. Что означают эти числа в истории ВОВ? (1418, 900, 200, 50) и решают предложенные задачи

Обсуждают решение в парах.
Разбирают решение задач

5. Применение студентом
материала в знакомой и новой учебных ситуациях (35 мин.)

Делит студентов на группы.
Предлагает обсудить решение задач в группах и сделать записи в тетрадь.

 

Решают предложенные задачи, разбирают решение каждой группы на доске.
Выступление студента о блокаде Ленинграда.

6. Проверка уровня обученности (20 мин)

Предлагает самостоятельную работу. Координирует студентов, даёт консультации.

Решают предложенные задачи.
– осмысление заданий
– выбор собственного пути выполнения заданий.

7. Информация о домашнем  задании (5 мин.)

Отвечает на вопросы.

Записывают домашнее задание.

 

8. Рефлекция (5 мин.)

Беседа по следующим вопросам: задачи  какого направления мы рассмотрели на уроке? Перечислите темы.
Какие факты, цифры вы запомнили.
Подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

Добрый день.
Сегодня у нас необычный урок – мы стоим на пороге самого светлого,  самого святого праздника – 70-летия  Великой Победы над фашисткой Германией. В канун такой знаменательной даты, решая задачи, мы, сегодня на уроке, попробуем с помощью цифр проследить за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории человечества.

2. Целеполагание и мотивация

Я очень много хочу рассказать вам сегодня, но это лишь крупица нашей истории. Задача нашего урока – повторить и понять, что  тема «Повторение. Решение текстовых задач с использованием исторического материала о Великой Отечественной войне » не сможет поставить вас в трудное положение. В  этом нам помогут задачи, содержащие информацию о Великой Отечественной войне.

3. Актуализация

Устный счет.  Устно решите примеры, выпишите ответы в строчку, под каждым из них напишите соответствующую букву шифра. Прочитайте слова.
Салют Победа. Решив примеры на карточках, мы сейчас с вами запустим свой праздничный салют.


Т                               О   0,5: () = 1
А                          Д   
Ю       = 1                               П   – 3,5 + 6 = 2,5
Л        4,8 * (1,8                    Б   – 8 – 2,1 = – 10,1
С        (0,8 + 0,2) : () = 1,2        Е   6 : () – () = 11,5

Ответ:

1,2

0,1

1,8

0,9

 

2,5

1

–10,1

11,5

0,5

0,1

с

а

л

ю

т

 

п

о

б

е

д

а

Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.

4. Систематизация знаний и умений

1) Повторим  некоторые даты времен Великой отечественной войны.
 
1 вариант. Решив уравнения,  составьте дату начала Вов.
2 вариант.  Решив уравнения, составьте дату окончания Вов.


а) число                                          б) месяц                                   в) год


а) 14x–10=78+10x – число.                    а) x(x – 5) = 0 – месяц
б) – месяц.                                 б) 5х2 – 45х = 0 – месяц
в) 0,1х – 638 = 1303 – 0,9х – год            в) 0,1х – 638=1307–0,9х   – год

Ответ: 22.06.1941                                    Ответ: 05.09.1945

4. Проверка домашнего задания

1. Что означают  эти числа в истории Великой отечественной войны?

1418 дней? (Ответ: дней и ночей длилась война для народов СССР)
900 дней? ( Ответ: продолжалась блокада Ленинграда)
200 дней? (Ответ: продолжалась битва за Сталинград)
50 дней? (Ответ: длилась Курская дуга)

2. На момент вторжения  немецко-фашистских агрессоров враг превосходил наши войска по личному составу в 1.8 раза, по орудиям и минометам в 1.25 раза. Каково было вооружение захватчиков, если в войсках, прикрывавших западные границы СССР, было 2.9 млн. человек, 1540 самолетов нового типа, 34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков?
3. Имеется два куска сплава меди и цинка с процентным содержанием меди 30% и 80% соответственно. В каком отношении надо взять эти сплавы, чтобы, переплавив взятые куски вместе, получить сплав, содержащий 60%  меди? (См.Приложение 1, задача 1)

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуациях

Самым трудным было начало войны. Данная задача показывает лишь малую часть потерь в первые дни войны.

Задача 1. Вычислите и запишите ответ в место пропуска.
Уже в первый день войны немецкая авиация разбомбила______ аэродромов и уничтожила на земле и воздухе___ советских самолетов.
Ответ:
Аэродромов:  125 * 8 : 25 + 26 = 66
Самолетов: (600 * 0,15 + 60) * 88 = 13200

Задача 2. За время ВОВ погибли 22 миллиона солдат, почти 12% населения страны , вычислить население страны на начало войны.
Х млн. чел – 100%
22 млн. чел –12%
Х = 22 : 12 * 100 = 183,3 млн. чел.
Ответ: 183,3 млн. человек.

Задача 3. Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг. «Ижмаш» передал фронту   более 330000 снайперских винтовок образца 1891/30гг. Сколько винтовок в среднем в год   выпускал завод? Сколько в месяц?
Ответ: в год 110000, в месяц 9, 166

Задача 4.

За годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза было удостоено 11,5 тыс. человек. Значительную часть составляли коммунисты. Сколько человек, удостоенных звания Героя Советского Союза, являлись коммунистами, если известно, что их было на 30% больше, чем беспартийных? 

Решение:

1 способ. 1) 30% = 0,3

  1. 4,5 * 0,3 = 3,45 (тыс. чел)
  2. (11,5 – 3,45) : 2 = 4.025 (тыс. чел)
  3. 4,025 + 3,45 = 7,475 (тыс. чел ) – коммунисты

2 способ.

  1. (100 – 30) : 2 = 35% – беспартийных
  2. 35% = 30% = 65% – коммунисты
  3. 65% = 0,65
  4. 11,% * 0,65 = 7,475 (тыс. чел) – коммунисты

 
Города – герои известны всему миру: Москва, Ленинград, Севастополь, Киев, Новороссийск. Каждый город – это своя битва, своя трагедия, своя и общая победа. 900 дней жил Ленинград в осаде. Не сумев захватить город, фашисты разрушали его артиллеристским обстрелам, бомбёжками. Жителей они хотели уморить голодом, однако ленинградцы мужественно переносили лишения, работали, воевали.

Задача 5.

В блокадном Ленинграде детям до 12 лет выдавали в день в два раза меньше хлеба, чем  рабочему. Семья из одного работающего и двух детей в день получала 500 грамм. Сколько грамм хлеба получал каждый член семьи?
Х грамм – кол-во хлеба на ребёнка
2Х грамм – кол-во хлеба рабочему
х + х + 2х = 500
х = 125
Ответ: 125 гр, 125гр, 250гр.

Блокада Ленинграда была прервана 18 января 1943 года. Фашистам не удалось покорить славный город. Ленинград выстоял. Страна продолжала борьбу, продолжала жить, продолжала воевать. Большие надежды в войне возлагались на танки. Настоящим героем  стал средний танк Т-34.
Шла война, и у детей не было возможности учиться в школе, техникуме. Но для них это было одним из самых заветных  желаний.

Вывод о методах решения задач

6. Проверка уровня обученности  (самостоятельная работа)

1. Бригаде нужно отремонтировать разбомбленный участок дороги длиной 700м. Сколько метров дороги бригада отремонтирует, если выполнит 40% задания? Ответ: 280м.
2. Вычислите :  1 сутки = … минут. (Ответ 1440 мин.)
1 год = … суток. (Ответ: 365 суток)
Сколько понадобиться лет, если  объявить  минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне. (27 миллионов человеческих жизней). Ответ округлить до целых .
3. Для переправы 80 танков через реку шириной 720 м имеется одно  переправное  средство. Продолжительность одного рейса 15 минут. Обратно возвращается пустым 5 минут. Одновременно переправляется 2 танка. Для сокращения времени часть танков переправить под водой по одной трассе со скоростью 72м/мин. Определите время переправы танков через реку?
4. Советские войска выдвинулись 3 августа из г. Курска в г. Богодухов. В первый день они прошли треть всего пути, во второй день – 90% всего пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 99 км. Сколько км. Прошли советские войска для обороны г. Богодухов  во второй день? (См.Приложение 1, задача 2)

7. Информация о домашнем задании:

Задача 1.

Всего за годы войны советская промышленность выпустила около 13 млн. винтовок, 6 млн. пистолетов-пулеметов, 1.5 млн. пулеметов всех типов. Для сравнения – в Германии за тот же период было выпущено 8.5 млн. винтовок, 1 млн. пистолетов – пулеметов, 1 млн. пулеметов. На сколько больше выпустила советская промышленность разного вида оружия, чем Германия?

Задача 2.

С мая 1942 года в войсках НКВД подготовлено 27 604 снайпера, из которых 14 989 прошли боевую стажировку в частях действующей армии на передовых позициях. За время боевой стажировки выведено из строя убитыми и раненными  193 228 фашистских солдат и офицеров. Какой процент снайперов прошли стажировку на передовых позициях? Сколько фашистских солдат и офицеров в среднем приходится на 1 снайпера?
 
8. Рефлексия

Вспомним ещё раз жестокую «арифметику» той грозной и беспощадной поры. Война длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника. 27 миллионов человеческих жизней – такими были потери в страшной, разрушительной за всю историю человеческой войне.

 

Разрушено 1710 городов СССР
Более 700000 городов и деревень
Угнано на каторгу около 5 млн. советских людей.
Превращены в руины 31850 предприятий.
Общий ущерб, нанесённый народному хозяйству СССР во второй мировой войне составляет 2 триллиона 600миллиардов рублей.

Вопросы учителя:

1. На прошедших уроках мы с вами решали задачи, чем же задачи сегодня отличались от них?
2. Какие факты, события, цифры вы запомнили?

Подвиг нашего народа в годы Великой отечественной войны должен помочь и нынешнему молодому поколению возвеличить славу родного Отечества. Память о прошлом, верность традициям, заветам отцов и дедов, героическому прошлому России также сильны, как и боевое оружие. Мы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошел до этого светлого дня. В этот день нельзя не назвать имена тех, кто сражался за наше счастье. Я вспоминаю  своего папу Выговского Г.А., участника Великой отечественной войны. Помните своих ветеранов.
Предлагаю завершить урок минутой молчания.

Спасибо всем большое!

Выставление оценок.

Информационные источники, использованные при составлении методической разработки

  1. А.А. Данилов, А.Г. Косулина «История России ХХ век» учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М. Просвещение, 2000 г.
  2. А.Г. Колосов «История России ХХ век» Дидактические материалы 11 класса, 2-е издание, стереотипное, М. Дрофа, 2001 г.
  3. А.В. Давыдова Классные часы 11 класс, Москва «Вако» 2009 г.
  4. «Математика в школе» М: ООО «Школьная пресса», 2007 г. №6,3. 2003 г. №3.
  5. Б.В. Гнеденко «Математика и оборона страны», Москва: 1978г.
  6. Учебник «Алгебра» под редакцией А.Г. Мордкович, 10 класс, М. «Мнемозина», 2012.