Работа с профессиональной лексикой на занятиях по английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Одним из видов работы на занятиях по английскому языку в системе среднего профессионального образования является работа с лексическим материалом. При этом, кроме тематической лексики, которая позволяет понимать тексты для чтения и аудирования и создавать собственные письменные и устные тексты, отобранный лексический материал должен включать слова и выражения, отражающие сферу профессиональной деятельности студентов.

Рассмотрим виды работы с профессиональной лексикой на занятиях по английскому языку в группах студентов, обучающихся по специальности 10.02.01 “Организация и технология защиты информации”. Данная специальность относится к укрупнённой группе специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.

Основная цель изучения лексики – умение узнавать и употреблять в речи новые лексические единицы в ситуациях профессионального общения.

Большая часть профессиональной лексики, предназначенной для изучения, связана с информационными технологиями, компьютерной терминологией, компьютерными сетями, источниками хранения и передачи информации, системами защиты информации, правовыми аспектами защиты информации.

Рассмотрим как традиционные, так и игровые методы работы с профессиональной лексикой.

Некоторые английские слова студенты могут понимать по догадке и схожему звучанию с русским словом, которое было заимствовано из английского языка. Например, compiler – компилятор; monitor – монитор и др.

Способом подачи новой профессиональной лексики служат иллюстрации, приведенные к каждому уроку в учебном пособии В. Эванс Information Technologies, при этом студентам необязательно искать перевод слова в англо-русском словаре. В каждом уроке данного учебного пособия приводится по 5 – 7 фотографий с новыми словами.

Часть слов студенты изучают, читая их определения в глоссарии, и тем самым могут догадаться о переводе незнакомого слова. Например: an attachment is a file that is sent with an e-mail.

Серия упражнений, развивающих лексические навыки студентов, включает в себя заполнение пропусков в предложениях; выбор правильного варианта употребления слова в предложении, подбор слов-синонимов.

Приведем некоторые примеры.

Пример 1. Упражнение на подстановку ответа:

Fill in the blanks with the correct words or phrases from the word bank.

WORD BANK

dedicated system document sharing echo-cancellation monitor videoconference video bridge
  1. My computer isn’t working. No images are showing on the _____________.
  2. Let’s purchase a ______________. It comes with everything we need for videoconferencing.
  3. Only I can edit the report. The videoconferencing system does not allow ___________________.
  4. You can’t hold a multipoint videoconference without a ______________________.
  5. The ____________________ feature eliminates unwanted sound during a videoconference.
  6. I want a face-to-face meeting. Let’s hold a _________________.

Ключ:

1) monitor;

2) dedicated system;

3) document sharing;

4) video bridge;

5) echo-cancellation;

6) videoconference

Пример 2. Упражнение на подбор слова-синонима:

Choose the word that is closest in meaning to the underlined part.

1. The style you use for this document makes it hard to read.

A. macro

B. formatting

C. compatibility

2. To write a business letter, use the appropriate document pattern.

A.word processing

B. compatibility

C. template

3. She did not think that her typing command was saving her any time.

A. formatting

B. macro

C. template

Ключ: 1 B; 2 C; 3 B

Пример 3. Упражнение на выбор правильного варианта ответа:

Check (+) the sentence that uses the underlined part correctly.

1 _______ A. Linkers allow programmers to control computers.

_______ B. CPU was the first programming language.

2. _____ A. A new Java can make your computer run faster.

______ B. Machine code makes programming possible.

3. ____ A. Added memory allows computers to multi-thread.

_____ B. I’m learning compiler, a new programming language.

Ключ: 1 A; 2 B; 3 A

Пример 4. Задание на аудирование. Во время прослушивания записи на диске студенты заполняют пропуски словами и выражениями.

Listen again and complete the conversation.

SR: Clear Water Technologies. How can I help you?

P: I want to purchase a 1______________ system for 2 ________. What are my options?

SR: Well, we have systems with one or two TV 3 _____________ .

P: What’s the difference?

SR: The system with two TV monitors lets you hold 4 ___________.

P: I need 5 ________________ TV monitors then. Does it come with a video bridge?

SR: No, you order that separately.

P: Okay, then I need to order one 6 _______________ as well, please.

Ключ:

1) dedicated

2) videoconferencing

3) monitors

4) multipoint videoconferences

5) two

6) video bridge

Огромный потенциал несут в себе игровые технологии на уроках иностранного языка.

К игровым технологиям работы с профессиональной лексикой относятся игры на расшифровки слов, игра “Шляпа с дефинициями”, анаграммы. Можно также использовать конкурсы на расшифровку аббревиатур.

В качестве лексической игры на расшифровку слов, студенты должны восстановить слова, используя определение и несколько подсказанных букв.

Например:

Write a word that is similar in meaning to the underlined part.

1.A high amount of information that a network sends and receives helps images load quickly on the Internet.

b _ n _ _ i _ _ h

2. To set up a videoconference system, first connect the equipment that codes and reads signals.

c _ d _ _

3. John attached a camera that broadcasts sound and video on the Internet.

w _ _ c _ m

4. Our offices can hold a videoconference among people in different locations.

m _ _ t _ _ o _ n _ v _ _ e _ _ _ n _ _ r _ _ _ _

Ключ:

1) bandwidth;

2) codec;

3) webcam;

4) multipoint videoconference

Игра “Шляпа с дефинициями” проводится следующим образом: студенты достают из одной “шляпы” одну карточку со словами, а из другой “шляпы” - карточку с дефинициями. Они пытаются достать пару: слово – дефиниция. В “шляпе” содержится одна лишняя дефиниция. Задачей студентов будет догадаться, о каком слове в лишней дефиниции идет речь. Игру целесообразно проводить по группам или парам.

Примеры слов и дефиниций для игры:

Вариант 1.

motherboard programs/instructions added to a computer
router program language
3) software c) a networking device
4) password d) a slotted board with circuits and ports
5) to surf e) letters/numbers that let a person access something
  f) to look for information in the Internet

Вариант 2.

keyboard the physical part of a computer
RAM the act of protecting information
hard drive a quick memory source
information security stores your file in this icon
hardware a device that enters information into a computer
folder a part used to store large amounts of data
  a device that reads images and sends them to a computer

Ключ:

  • Вариант 1. 1 - D 2-C 3-A 4-E 5-F
  • Вариант 2. 1- E 2-C 3-F 4-B 5-A 6 - D

Примеры для конкурса по расшифровке аббревиатур:

  1. WLAN
  2. HTTP
  3. DHCP
  4. RAM
  5. GPRS

Примеры для игры “Анаграммы”:

Расшифруйте данные слова:

  1. r o s a p s w d
  2. r i v a t n i s u
  3. s i r w r s e l e
  4. r a o b b a n d d

Ключ:

1) password;

2) antivirus;

3) wireless;

4) broadband

Считаем, что данные виды заданий будут способствовать лучшему усвоению профессиональной лексики на английском языке.

Список литературы

  1. Information technology. В. Эванс и др. Издательство “Экспресс Паблишинг”, 2011.