Личностные УУД: освоение общекультурного наследия России, ориентация в системе моральных норм и ценностей, потребность в самовыражении.
Метапредметные УУД: самостоятельно ставить учебные цели и задачи, управлять учебным временем на уроке, формулировать собственное мнение, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, вступать в диалог, строить монологическое контекстное высказывание, поводить наблюдения и на их основе делать выводы, поиск информации по тексту, устанавливать причинно-следственные связи, усваивающее и поисковое чтение.
Предметные УУД: написать этюд о времени года.
Задачи:
- чтение и анализ прозаических и лирических текстов о временах года;
- составление словаря опорных слов на основе прослушанных текстов;
- подготовка учащихся к написанию творческой работы;
- создание творческой работы “Времена года”
Оборудование: презентация к уроку; музыкальное произведение Вивальди “Времена года. Осень”; карточка “опорных слов”, маршрутные листы; презентации учащихся по домашнему заданию. (Приложение) Учащиеся приносят воздушные шары, символизирующие времена года (красный, желтый, зеленый, белый)
Домашнее задание: группам представить время года: лето (в форме коллажа), осень (подготовить вернисаж по иллюстрациям учеников класса), зима (презентация “Полотна художников о зиме), весна (чтение наизусть стихотворений русских поэтов о весне “Поэтическая весна”)
Ход занятия
Учитель:
- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас, уважаемые взрослые и дорогие ребята, в нашей мастерской. Мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие. А вот куда? Сейчас вы сами определите тему нашей встречи.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Первый этап занятия.
- Как обычно, начинаем с погружения в тему, выполняем “Письмо по кругу”. Запишите словосочетания, объясните орфограммы и пунктограммы.
А) Коллективная форма работы: выполняют обучающиеся
Снег пушистый, серебристый / мягким стелется ковром; в багрец и в золото одетые леса,; чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят; лето красное; и снежинки, как пушинки, вьются весело кругом.
Учитель:
- Исходя из записанных выражений, определите объект речи, тему занятия
Обучающиеся:
- Тема занятия “МНЕ НРАВИТСЯ ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА...” (слайд)
Учитель:
- Цель занятия: создание этюда о времени года.
- На слайде несколько значений слова “этюд”, взятых из разных толковых словарей, выберите значение слова, которое соответствует нашему занятию. (слайд №4)
- Чтобы достичь цели занятия, определите задачи
Обучающиеся:
ЗАДАЧИ:
- cистематизация материала по теме творческой работы;
- учиться у мастеров слова (чтение прозаических и лирических текстов);
- составить словарь “опорных слов” (карточка перед вами);
- опираясь на словарь “опорных слов”, написать этюд о времени года. (слайды № 5,6 )
Учитель:
- Перед вами маршрутные листы (слайд №7), где определены задания, оценка деятельности учащихся будет осуществляться через самопроверку, взаимопроверку, оценка работа в группе, оценка учителем. По завершении урока посчитайте полученные баллы.
Учитель:
2 этап занятия: проверка теоретических знаний (индивидуальная форма работы).
- Откройте тетради для теоретических опросов. Назовите термины
Учитель задает вопросы обучающимся устно, учащиеся записывают в тетради только ответы. По завершении работы проводится самопроверка (слайд №8). Результат заносится в соответствующую графу маршрутного листа.
- Предмет речи, отвечающий на вопрос, о чем говорится в тексте (тема)
- Отношение автора к теме текста, ответ на вопрос, что говорится в тексте (основная мысль)
- Сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи (текст )
- Назовите типы речи (описание, повествование, рассуждение)
- Определите стиль речи (художественный )
Уж побледнел закат румяный
Над усыплённою землей;
Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой.
(А.С.Пушкин)
- Внимание на слайд № 8. Самопроверка теории. 1 балл за каждый правильный ответ, не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.
- Зачем мы вспомнили теоретический материал?
Обучающиеся:
- Наша цель: создать этюд о времени года;
- Мы будем использовать тип речи описание, стиль речи: художественный, так как должны выразить свое отношение к теме текста.
3 этап занятия. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Каждая группа получила задание представить время года. Пожалуйста, во время ваших выступлений записывайте наиболее яркие, понравившиеся вам слова и выражения о времени года в словарь “опорных слов”. Оценку получает группа по следующим критериям:
- Умение работать в группе, соответствие выбранной формы (коллаж презентация, вернисаж, поэтический сборник), умение представить групповой проект; четкость, красота, эмоциональность, выразительность речи.
Вы получили возможность в совместной деятельности проявить инициативу для достижения цели. Оценивает вашу деятельность учитель.
Обучающиеся представляют проекты:
А. Лето (коллаж )
Б. Осень (вернисаж)
Учитель:
- Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из музыкального произведения Вивальди “Времена года. Осень” (приложение). Закройте глаза и представьте, что вы сейчас в осеннем лесу. Какие картины, образы возникают у вас?
В. За окном зимушка-зима. Снежная, морозная. Мороз и солнце. День чудесный!
Слово зиме (презентация “Полотна художников о зиме”) (Приложение)
Г. Весна. Как радуемся мы с вами первым теплым дням (поэтическая весна) (Приложение)
Физкультминутка. Игра-этюд.
- Встаньте, пожалуйста, и присядьте, вы сейчас семена.
Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове), ухаживает за ними.
С теплым весенним солнцем семечко начинает медленно расти (дети поднимаются)
У цветка раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело, появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются
(резко разжимаются кулачки) и росток превращается в красивый сильный цветок.
Спасибо!
4 этап занятия - сотворчество.
Учитель:
- Вы принесли с собой воздушные шары. Что символизирует цвет вашего шарика? (желтый, красный, зеленый, белый)
Ответы обучающихся.
Учитель:
- Каждому времени года свойственны звуки (Слайд № 9)
- Задание: распределите звуки по временам года, записывайте их в словарь “опорных слов”
Обучающиеся:
Выполняют работу в тетради, идет взаимопроверка (слайд №10)
Учитель: перед вами ответы, каждый правильный ответ - один балл, количество баллов запишите в маршрутный лист.
Учитель:
- Нам сегодня помогают мастера слова: поэты, писатели русской литературы.
У каждой группы на столе лежит файл, в котором несколько отрывков из художественных текстов (Приложение).
- Назовите самые распространенные средства художественной выразительности
Обучающиеся называют их (слайд №11)
Учитель:
Задание: прочитайте отрывки из художественных произведений. В каждом есть свои выразительные средства- это приёмы, слова, выражения, которые делают художественную речь ярче, выразительнее. Подчеркните их простым карандашом.
Обучающиеся приводят примеры
5 этап занятия. Написание творческой работы.
Учитель:
- Задачи выполнены. Все виды работ были подчинены одной цели: создать этюд о времени года. Подойдите по одному представителю группы, выберите время года (карточки).
- Не забывайте: этюд должен получиться ярким, неповторимым, пользуйтесь словарем опорных слов, учимся у мастеров слова. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”)
Обучающиеся зачитывают работы, получают оценку за содержание.
6 этап занятия. Рефлексивный этап урока
- Каждая группа скажет о своих впечатлениях от занятия. Начну я. Мне занятие понравилось, потому что вы активно работали и достигли цели. (Смотри на слайд №12 )
7 этап занятия. Подведение итогов работы.
Учитель:
Посмотрите в маршрутные листа, посчитайте баллы и поставьте отметку:
- 24-25 баллов – отметка “5”;
- 20-23 балла – отметка “4”,
- 12-19 баллов – отметка “3”
8 этап занятия. Определение домашнего задания:
Тема следующей мастерской: “Снежинка”
- подобрать стихотворения, отрывки из прозаических произведений о снежинке;
- выучить наизусть либо стихотворение, либо отрывок из прозы;
- составить центон по поэтическим стихам.
Использованная литература.
- Отрывки из произведений А.А. Фета, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского
- Отрывки из музыкальных произведений А.Вивальди , П.И. Чайковского “Времена года”