Программа «Перспективная начальная школа»
Место и роль урока в изучаемой теме – обобщающий урок
Тип урока – урок решения проектных задач
Цели урока:
- Организовать работу со страничкой «Содержание» в учебнике.
- Учить детей составлять сборники литературных произведений собранных вместе по разным основаниям (произведения на одну тему, произведения одного автора, произведения одного жанра).
Задачи урока:
- организовать работу детей по составлению литературных сборников по группам;
- развивать внимание, творческое воображение, умение работать в группах;
- воспитывать любовь к чтению, доброжелательность, умение слушать друг друга.
Оборудование:
- Литературное чтение [Текст] : 3 кл. : Учебник. : В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1 : 176 с., 16 с. репрод. : ил.
- Презентация к уроку.
- Карточки с заданиями для каждой группы.
- Шаблоны для обложки сборников.
- Листы бумаги, цветные карандаши, стиплер.
- Бланки для жюри. (Оценивание проекта).
- Дипломы для поощрения детей.
- Детские литературные сборники.
- Таблички с названием основных элементов книг.
- Таблички с номинациями.
Планируемые достижения обучающимися на
уроке:
– научиться пользоваться аппаратом учебника
(страницей «Содержание», системой условных
обозначений);
– уметь составлять жанровый и тематический
сборники, опираясь на содержание учебника
«Литературное чтение»;
– называть элементы книги.
Проект урока
I. Организационный момент. Приложение 1. Слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку?
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– С каким настроением начинаем? Удачи вам, ребята!
II. Постановка темы и цели урока
– У нас вами сегодня не просто урок, а заседание
научного клуба «Ключ и Заря», это последнее
заседание в этой четверти.
– И вы, знаете, ребята у меня возникла проблема
следующего характера – я не могу сформулировать
тему нашего сегодняшнего заседания, потому как
все остальные темы заседаний клуба нам
предлагали Михаил Потапович и Анишит Йкоповна,
вы мне поможете?
– Посмотрите, какие темы они нам предлагали. Дома
вы должны были найти эти темы и положить
закладки.
– Итак, мы с вами вспомнили, какие темы мы уже
изучили. Слайд 2
– Как же нам быть с темой нашего сегодняшнего
заседания? Откройте учебник на стр. 176 и
прочитайте задания, которые нам с вами
предлагают выполнить. Может мы уже, что-то
выполнили? (Да, это задания 1 и 3). Какое
задание мы с вами не выполнили?
– Прочитайте его.
– Ребята, а мы можем сформулировать тему нашего
заседания по заданию №2? (Учимся составлять
сборники литературных произведений).
– А какова же цель нашего заседания? (Научиться
составлять сборники л/п.) Слайд 3
– Ребята, а чего вы ждете от нашего заседания?
– Работать мы с вами будем сегодня в группах. И,
вашу работу сегодня будет оценивать жюри. (Представляю
членов жюри).
– На вас лежит большая ответственность, вы
будете выполнять проект, результатом которого
будут сборники литературных произведений.
– После того, как сборники сделаете, вы должны их
будете защитить. В конце заседания, по
результатам работы вы получите дипломы по
следующим номинациям: «Самый лучший проект»,
«Творческий проект», «Весёлый проект»,
«Красочный проект».
На доске таблицы
III. Обобщение и систематизация знаний
– Ребята, а что значит слово «сборник»?
/ЛИТЕРАТУРНЫЙ СБОРНИК — начиная с 50-60-ых годов XIX
в., один из наиболее распространенных видов
собирательной литературы — изданий,
представляющих собой соединение произведений
различных авторов, жанров, тем. Слайд 4
– Итак, в сборник входят разные произведения,
которые чем-то объединены.
– Посмотрите, какие сборники мы будем делать. Слайд
5.
– Подумайте и ответьте на следующие вопросы. Слайд
6.
– Какой сборник, который мы сегодня будем
выполнять, относится к произведениям
одного автора?
(Сборник произведений С. Козлова)
– Какие произведения сходны по типу? (Сборник
народных сказок и японской поэзии).
– А какие произведения войдут в сборник на одну
тему? (Времена года)
– Сколько сборников мы должны выпустить?
– А кроме сборников литературных произведений,
какие могут быть ещё сборники? (кулинарных
рецептов, песен, и.т.д.)
– А мы с вами делали сборники?
– Какие? (Показываю: сборник литературных
произведений собственного сочинения детей и кул.
рецептов). Это не все наши сборники, еще об
одном сборнике мы с вами поговорим в конце урока.
Пока это – сюрприз.
– Итак, что нам нужно знать, чтобы выпустить
сборник?
– Давайте вспомним основные элементы книги и их
назначение.
На доске таблички
– Где мы будем брать информацию по составлению
наших сборников?
– А сейчас каждая группа получит задание,
которое будет выполнять.
IV. Практическая работа
– Прочитайте, какие задания вы получили.
– Получите шаблоны для обложки ваших сборников.
– Перед тем, как вы начнете работу, давайте с вами
вспомним правила работы в группах. Слайд 7
– Поощряется ваша фантазия, творчество,
индивидуальность.
– Время работы 20 минут.
После того, как проект будет выполнен, нужно
будет его защитить. Как будете защищать проект,
обговариваете в группах, принимаются разные виды
защиты. Время на защиту 1 минута.
V. Физкультминутка
VI. Защита проектов. Слайд 8
VII. Подведение итогов работы над проектами членами жюри
– Сейчас, ребята, пока жюри подводит итоги, я
вам обещала сюрприз! А заключается он в том, что у
нас вышел еще один сборник литературных
произведений нашего класса. Помните, вы сочиняли
загадки, стихи о снеге. Давайте послушаем с вами
несколько произведений из данного сборника.
(Читают сами дети). Слайд 9
VIII. Выступление членов жюри, вручение дипломов
IX. Подведение итогов заседания
– Вы, ребята молодцы! Хорошо справились с
поставленной задачей.
– Скажите, пожалуйста, вам понравилось наше
заседание?
– А проект, какой группы вам понравился
больше всего?
– Почему?
– Выберите, тот вариант ответа, который вам ближе
всего подходит к сегодняшнему заседанию:
Слайд 10
– сегодня я узнал…
– я выполнял задания…
– я понял, что…
– теперь я могу…
– я научился…
– у меня получилось …
– я смог…
– меня удивило…
– урок дал мне для жизни…
– мне захотелось…
– было интересно…
– было трудно…
X. Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь, входит Дед Мороз.
Слова Деда Мороза, приветствие.
– Как бы вы оценили работу вашей группы?
– Работа, какой группы вам больше всего
понравилась.
– Чей проект понравился больше?
– Ребята, а какую цель вы поставили в начале
заседания?
– А как, вы думаете, вы достигли этой цели?
– Я вас всех поздравляю с наступающим Новым
Годом! Желаю здоровья, удачи, успехов! Слайд 11