Составление сборников литературных произведений

Разделы: Начальная школа


Программа «Перспективная начальная школа»

Место и роль урока в изучаемой теме – обобщающий урок

Тип урока – урок решения проектных задач

Цели урока:

  • Организовать работу со страничкой «Содержание» в учебнике.
  • Учить детей составлять сборники литературных произведений собранных вместе по разным основаниям (произведения на одну тему, произведения одного автора, произведения одного жанра).

Задачи урока:

  • организовать работу детей по составлению литературных сборников по группам;
  • развивать внимание, творческое воображение, умение работать в группах;
  • воспитывать любовь к чтению, доброжелательность, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  1. Литературное чтение [Текст] : 3 кл. : Учебник. : В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1 : 176 с., 16 с. репрод. : ил.
  2. Презентация к уроку.
  3. Карточки с заданиями для каждой группы.
  4. Шаблоны для обложки сборников.
  5. Листы бумаги, цветные карандаши, стиплер.
  6. Бланки для жюри. (Оценивание проекта).
  7. Дипломы для поощрения детей.
  8. Детские литературные сборники.
  9. Таблички с названием основных элементов книг.
  10. Таблички с номинациями.

Планируемые достижения обучающимися на уроке:
– научиться пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание», системой условных обозначений);
– уметь составлять жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение»;
–  называть элементы книги.

Проект урока

I. Организационный момент. Приложение 1. Слайд 1

– Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку?

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

– С каким настроением начинаем? Удачи вам, ребята!

II. Постановка темы и цели урока

– У нас вами сегодня не просто урок, а заседание научного клуба «Ключ и Заря», это последнее заседание в этой четверти.
– И вы, знаете, ребята у меня возникла проблема следующего характера – я не могу сформулировать тему нашего сегодняшнего заседания, потому как все остальные темы заседаний клуба нам предлагали Михаил Потапович и Анишит Йкоповна, вы мне поможете?
– Посмотрите, какие темы они нам предлагали. Дома вы должны были найти эти темы и положить закладки.
– Итак, мы с вами вспомнили, какие темы мы уже  изучили. Слайд 2
– Как же нам быть с темой нашего сегодняшнего заседания? Откройте учебник на стр. 176 и прочитайте задания, которые нам с вами предлагают выполнить. Может мы уже, что-то выполнили? (Да, это задания 1 и 3). Какое задание мы с вами не выполнили?
– Прочитайте его.
– Ребята, а мы можем сформулировать тему нашего заседания по заданию №2? (Учимся составлять сборники литературных произведений).
– А какова же цель нашего заседания? (Научиться составлять сборники л/п.)   Слайд 3
– Ребята, а чего вы ждете от нашего заседания?
– Работать мы с вами будем сегодня в группах. И, вашу работу сегодня будет оценивать жюри. (Представляю членов жюри).
– На вас лежит большая ответственность,  вы будете выполнять проект, результатом которого будут сборники литературных произведений.
– После того, как сборники сделаете, вы должны их будете защитить. В конце заседания, по результатам работы вы получите дипломы по следующим номинациям: «Самый лучший проект», «Творческий проект», «Весёлый проект», «Красочный проект».

На доске таблицы

III. Обобщение и систематизация знаний

– Ребята, а что значит слово «сборник»?
/ЛИТЕРАТУРНЫЙ СБОРНИК — начиная с 50-60-ых годов XIX в., один из наиболее распространенных видов собирательной литературы — изданий, представляющих собой соединение произведений различных авторов, жанров, тем. Слайд 4
– Итак, в сборник входят разные произведения, которые чем-то объединены.
– Посмотрите, какие сборники мы будем делать. Слайд 5.
– Подумайте и ответьте на следующие вопросы. Слайд 6.
– Какой сборник, который мы сегодня будем выполнять,   относится к произведениям одного автора?
(Сборник произведений С. Козлова)
– Какие произведения сходны по типу? (Сборник народных сказок и японской поэзии).
– А какие произведения войдут в сборник на одну тему? (Времена года)
– Сколько сборников мы должны выпустить?
– А кроме сборников литературных произведений, какие могут быть ещё сборники? (кулинарных рецептов, песен,  и.т.д.)
– А мы с вами делали сборники?
– Какие? (Показываю: сборник литературных произведений собственного сочинения детей и кул. рецептов). Это не все наши сборники, еще об одном сборнике мы с вами поговорим в конце урока. Пока это – сюрприз.
– Итак, что нам нужно знать, чтобы выпустить сборник?
– Давайте вспомним основные элементы книги и их назначение.
На доске таблички
– Где мы будем брать информацию по составлению наших сборников?
– А сейчас каждая группа получит задание, которое будет выполнять.

IV. Практическая работа

– Прочитайте, какие задания вы получили.
– Получите шаблоны для обложки ваших сборников.
– Перед тем, как вы начнете работу, давайте с вами вспомним правила работы в группах.  Слайд 7
– Поощряется ваша фантазия, творчество, индивидуальность.
– Время работы 20 минут.
После того, как проект будет выполнен, нужно будет его защитить. Как будете защищать проект, обговариваете в группах, принимаются разные виды защиты. Время на защиту 1 минута.

V. Физкультминутка

VI. Защита проектов. Слайд 8

VII. Подведение итогов работы над проектами членами жюри

– Сейчас, ребята, пока жюри подводит итоги, я вам обещала сюрприз! А заключается он в том, что у нас вышел еще один сборник литературных произведений нашего класса. Помните, вы сочиняли загадки, стихи о снеге. Давайте послушаем с вами несколько произведений из данного сборника.
(Читают сами дети).  Слайд 9

VIII. Выступление членов жюри, вручение дипломов

IX. Подведение итогов заседания

– Вы, ребята молодцы! Хорошо справились с поставленной задачей.
– Скажите, пожалуйста, вам понравилось наше заседание?
– А  проект, какой группы вам понравился больше всего?
– Почему?
– Выберите, тот вариант ответа, который вам ближе всего подходит к сегодняшнему заседанию:

Слайд 10

– сегодня я узнал…
– я выполнял задания…
– я понял, что…
– теперь я могу…
– я научился…
– у меня получилось …
– я смог…
– меня удивило…
– урок дал мне для жизни…
– мне захотелось…
– было интересно…
– было трудно…

X. Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь, входит Дед Мороз.
Слова Деда Мороза, приветствие.

– Как бы вы оценили  работу вашей группы?
– Работа, какой группы вам больше всего понравилась.
– Чей проект понравился больше?
– Ребята, а какую цель вы поставили в начале  заседания?
– А как, вы думаете, вы достигли этой цели?
– Я вас всех поздравляю с наступающим Новым Годом! Желаю здоровья, удачи, успехов! Слайд 11