Проект урока "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Разделы: Информатика


Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.» «Информатика и информационные технологии». Учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2010.

Характеристика класса: В 11 классе 9 человек: 2 мальчика и 7 девочек. Возраст детей 17 лет. Обучение в данном классе ведется по традиционной системе, программы общеобразовательных учреждений. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г/

Место темы в структуре учебного курса: 8 урок в разделе «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (Поурочное планирование по информатике и ИКТ 11 класс, объем – 1 час в неделю (35 часов в год), УМК Угриновича Н.Д.)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с классификацией вирусов;
    • дать представление о методах защиты от компьютерных вирусов;
    • познакомить с антивирусной программой «Антивирус Касперского».
  • Развивающие:
    • развить умения пользоваться антивирусной программой “Антивирус Касперского” для проверки и сохранения файловой структуры компьютера.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважительное отношение к выступающему;
    • воспитывать информационную культуру;
    • воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.

Дидактические средства и материалы:

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

Дидактические средства:

  • учебник;
  • тетрадь;
  • презентации для объяснения нового материала;
  • ТСО (компьютеры, мультимедийный проектор, экран);
  • тест на бумаге;
  • карточки с табличкой (заполняется после выполнения практической работы).

Форма организации работы в классе:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент. (Целевая направленность).
2. Проверка домашнего задания. (Тестирование).
3. Информационная минутка.
4. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. (Доклады).
5. Изучение нового материала (показ презентации).
6. Закрепление полученных знаний.
7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
8. Результативность достижения целей урока.

Этапы урока Хронометраж

1. Организационный момент. Целевая направленность.1 мин.
2. Проверка домашнего задания: тестирование 6 мин.
3. Информационная минутка. 5 мин.
4. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
доклады. 15 мин.
5. Изучение нового материала: показ презентации.3 мин.
6. Закрепление полученных знаний:
выполнение практической работы. 7 мин.
7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.2 мин.
8. Результативность достижения целей урока.1 мин.

Психолого-педагогическое обоснование:

Ломовская школа Кулебакского района, Нижегородской области – муниципальное образовательное учреждение, которое в 2015-2016 учебном году работает над темой ««Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения»
Обучение в 11 классе направлено на решение поставленных задач.
В 11 классе 9 человек: 2 мальчика и 7 девочек. Возраст детей 17 лет. Обучение в данном классе ведется по традиционной системе, программы общеобразовательных учреждений. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Успех единства школы и семьи достигается глубоким изучением и учетом в процессе школьного воспитания семейных отношений. По результатам диагностики в данном классе выявлено:
полных семей – 9
неполных – нет
конфликтных – нет
Все дети живут в хороших жилищных условиях, но не во всех семьях развит положительный микроклимат. Во всех семьях средний уровень достатка. В некоторых семьях невысокий уровень образования родителей (среднее образование), поэтому они не могут оказать должной помощи при выполнении домашнего задания.
У большинства детей основная группа здоровья.
В этом классе я работаю 6 год. На протяжении совместной деятельности сформирован дружный коллектив, дети переживают неудачи друг друга, радуются успехам товарища, оказывают помощь слабым.
В отношениях друг с другом у них ярко выражено чувство доброжелательности, коллективизма, взаимовыручки.
В классе хорошо налажена дисциплина, дети быстро реагируют на замечания учителя и стараются исправиться в лучшую сторону. У каждого ученика есть свои обязанности в классе, которые они исправно и с интересом выполняют.
Большинство детей активны, любознательны, старательны.
Познавательная деятельность детей направлена на познание наук. Преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики: произвольная память, механическая память, наглядно-образное мышление, самоконтроль.
Для многих детей основной мотивацией учения является похвала, а также радость от полученной отметки.
По уровню развития познавательных процессов класс условно можно разделить на 3 группы. Это деление даю по результатам проведенных психологических диагностик и по собственным наблюдениям.
1 группа: (*) – это дети с устойчивыми учебно-познавательными процессами. Они отличаются хорошей организованностью, высокой работоспособностью. У них ярко выражена мотивация достижения успеха, преобладает произвольное внимание, восприятие. Они очень любознательны, учатся с интересом (им интересно содержание обучения), активно работают на уроках, учебную задачу принимают и удерживают полностью без дополнительного предъявления. Ребята этой группы внимательны, легко и быстро включаются в работу, осуществляют быстрый переход к новым видам деятельности. У таких ребят отсутствуют или есть незначительные ошибки при выполнении заданий. Интеллектуальный уровень развития детей высокий.
Новый материал такими детьми усваивается успешно. Они способны контролировать и регулировать ход выполняемых действий, могут самостоятельно построить план учебных действий. Дети умеют логически мыслить, их речь развита, содержательна, выразительна, грамматически правильна. При составлении рассказа они могут свободно творить и фантазировать. У данных учеников хорошо развиты почти все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Эти ребята очень общительны. Они любят помогать товарищам, испытывающим затруднения в обучении, то есть легко вступают в партнерские отношения со сверстниками: учебная задача воспринимается как общая, совместно планируется деятельность.
Для этих учащихся используются задания повышенной трудности, требующие творческого подхода.
2 группа: ( *) – это дети с неустойчивыми учебно-познавательными процессами. Для них характерна смена подъема и спада в учебной деятельности. Мотивация учения таких ребят положительная, осознанная. Преобладает направленность на формально-внешние моменты обучения и социальные мотивы. Учебную задачу они понимают полностью, но могут не удерживать в полном объеме до конца урока.
Учащиеся этой группы со средним уровнем интеллектуального развития. Они медлительны, со средним уровнем работоспособности. Учебный интерес у них возникает на способы решения новой единичной задачи. После решения этой задачи интерес пропадает. По ходу работы допускают немногочисленные ошибки, которые не замечают, но при указании на них могут исправить сами.
У таких детей непроизвольное внимание, уровень волевой саморегуляции недостаточен, поэтому они часто отвлекаются, но хорошо развита образная память. Ребята принимают установки на запоминание, но способы запоминания несовершенны (быстро забывают). Эти дети с удовольствием ходят в школу, старательно выполняют задания, но малоинициативные. Они не всегда активны на уроках и не проявляют большого желания к самостоятельному добыванию новых учебных знаний. Ребята довольно легко включаются в работу, но встретившиеся трудности они могут преодолеть лишь при поддержке учителя.
Ребята среднего уровня развития достаточно логично отвечают на вопросы, но иногда испытывают затруднения в подборе слов для выражения своих мыслей. В речи таких учеников часто встречаются ошибки.
Нередко ребята не могут применить в новых условиях полученные знания, так как у них слабо развиты способности к выполнению основных логических операции (синтез, анализ, прогнозирование).
Для того, чтобы повысить эффективность в обучении ребят 2 группы, я стараюсь почаще сменять вид их деятельности (переход от групповых заданий к индивидуальным, от устных – к письменным, от легких – к трудным).
3 группа: (*) – это дети низкого интеллектуального развития, у которых учебно-познавательная деятельность сформирована на уровне реакции на новизну.
У них положительная, но бессознательная мотивация учения, на уровне переживаний. Внимание у этих детей неустойчивое, поэтому они обладают низкой степенью концентрации внимания на задание. Учебную задачу принимают лишь частично, могут не сохранить ее в принятом объеме до конца урока. Эти ученики с большим трудом включаются в работу, очень медленно переходят от одного вида деятельности к другому. Деятельность ребят хаотичная и непродуманная (процесс написания ответа опережает процесс обдумывания).
Низкий уровень самостоятельности данных ребят требует постоянного стимулирования и контроля со стороны учителя (они не способны к волевым усилиям). При выполнении заданий дети допускают ошибки не по невнимательности. Ошибки они не замечают и не исправляют ни по ходу занятия, ни в конце.
У таких ребят преобладают непроизвольные внимание и восприятие, образная память, не сформированы действия анализа и сравнения. Они могут выделять признаки только лишь при опоре на восприятие.
Данные ребята с удовольствием вступают в эмоциональное общение с взрослыми и сверстниками, но деловые контакты полностью организуются взрослыми.
Поскольку дети последней группы очень мало читают, навык чтения у них на низком уровне. Они могут пересказать то, что запомнили, но не могут подойти к решению проблемы с творческой стороны. Не умеют самостоятельно сделать выводы и обобщить. Это возможно лишь под контролем учителя или сильных учеников.
Речь этих ребят невыразительна, много ошибок, ответы на вопросы сухие, сжатые, т. к. словарный запас их очень скуден.
Очень важны для таких ребят в учении памятки, таблицы, алгоритмы решения.
Чтобы уроки мои были наиболее эффективны, интересны и познавательны для всех учащихся, стараюсь в своей работе учитывать это условное деление на группы.
Данную характеристику я составила, основываясь на своих наблюдениях, опыте других педагогов и классного руководителя.

Приложение 1