Путешествие по родному краю

Разделы: Классное руководство

Класс: 6


Цели:

  • способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны, побуждать интерес к культурному наследию малой родины;
  • содействовать дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива;
  • выявить уровень межличностных отношений, психологическую совместимость в микрогруппах.

Оборудование: географическая карта Московской области, атласы, карточки  листы бумаги, фломастеры, мультимедийное оборудование (Презентация).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Знакомство – психологический тренинг на знакомство

– Ребята, вы любите путешествовать? (ответ учащихся «Да!»)
– Вот поэтому я предлагаю нам всем вместе отправиться в удивительное путешествие по родному краю. Но сначала, мне бы хотелось знать, есть ли среди вас знатоки родной природы? Первого, кто ответит на задаваемый вопрос, я прошу выходить к доске.
– Какую ягоду, заваривая как чай, можно использовать как жаропонижающее средство при простуде?
– Лист какого растения можно применять для лечения ссадин, ран?
– Представьте, что мы на грибной поляне. Какие грибы брать нельзя?
– Какой лечебный гриб растет на березе?
– У какого лекарственного растения одна сторона листа теплая, а другая холодная?
– Как определить в лесу без компаса стороны света?
– Что может подсказать нам о предстоящей погоде?

2. Формирование групп

– Вот у нас и определились самые эрудированные путешественники. Это лидеры. В пути может случиться всякое, поэтому мы должны четко распределить обязанности. Чтобы не заблудиться,  нам нужен проводник (выбирается из числа лидеров  желающий быть проводником).
Чтобы описывать все события нашего путешествия, должен быть журналист (выбирается из числа лидеров  желающий быть журналистом).
Хорошо разбирается в живой природе биолог.
В путешествии обязательно возникнут события, связанные с историей родного края. Значит, кто-то из нас должен быть историком.
В пути нам могут встретиться люди – представители разных национальностей, поэтому нам нужен переводчик.
Таким образом, у нас сформировался коллектив лидеров. Пойдем мы по разным направлениям, а в одиночку путешествовать сложно. Лучше это делать группой.
Теперь командиры(лидеры) должны набрать себе команду. (Формирование групп происходит исходя из численности участников классного часа, желательно чтобы в каждой группе было  3-5 человек).
Группы –  сформированы и заняли свои места. Осталось дать название и можно отправиться в путь.
(Команды на подготовленных листах пишут названия команды).

3. Вступительное слово

– Дорогие ребята, мы живем в огромной стране России. Свята любовь россиян к великой Родине. И среди её необъятных просторов есть маленький уголок, который называется .Московская область. У каждого  человека есть особенно близкие и дорогие сердцу места, где он родился, начал трудиться и прожил жизнь. Это его родной край – малая родина.

Московская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.
Московская область образована 14 января 1929 года. Исторически области предшествовала Московская губерния, образованная в 1708 году. Область была образована 14 января 1929 года как Центрально-Промышленная область в ходе укрупнения единиц административного-территориального деления РСФСР, а 3 июня 1929 года была переименована в Московскую область.
Площадь Московской области — 44 379 км2; по этому показателю область занимает 57-е место в стране. Население области составляет                          7 133 620 чел. (согласно оценки численности постоянного населения                        на 1 января 2014).

– Я приглашаю вас в  виртуальное путешествие по нашей области.

4. Объяснение правил игры

– Предоставляю вам право выбора территории путешествия, т.е. вы называете город или поселок, а я задаю вопрос этого населенного пункта. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет флажок. За правильный ответ команда получает жетон. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
Ребят, не вошедших в группы, я прошу стать моими ассистентами на время путешествия.
Задание ассистентам:
Быть внимательными, чтобы увидеть, кто первым поднимет карточку.
Менять листы на карте.
Раздавать жетоны за правильные ответы.

5. Игра «Путешествие по родному краю»

– Итак, мы начинаем. Внимание на экран.

1) Город  Кашира

Рассмотреть карту и сказать, где расположена Кашира.
В  районе действуют многочисленные музеи. Некоторые из них организованы на территориях монастырей, действуют дома-музеи, музеи на памятных местах сражений и краеведческие музеи.

Каширский краеведческий музей находится в старой Кашире, в красивейшем архитектурном памятнике начала XX в., расположенном в центре бывшей Соборной площади рядом с памятником архитектуры XIX в. Успенским собором (1842 г.).
Маршрут экскурсии приурочен к памятному военно-историческому событию – к героической обороне Каширы в ноябре 1941 года, ставшей прологом общего краха и поражения немецко фашистских войск в ходе Московской битвы.
Экскурсия начинается с посещения Каширского краеведческого музея, в экспозиции которого представлены документы, карты, схемы, фотографии, личные вещи защитников города, фрагменты боевого оружия и др.
Отдельные разделы экспозиции посвящены прославленным военачальникам и боевым частям, защищавшим Каширу в грозные дни обороны города: генералам П.А. Белову, В.А. Баранову, 352-му отдельному зенитному артдивизиону, 173-й стрелковой дивизии, Первому Гвардейскому кавалерийскому корпусу, летчикам 445-го истребительного авиаполка, подразделениям гвардейских минаметчиков.
Уже в первые месяцы войны каширским энергетикам был дан специальный заказ Государственного комитета обороны г. Москвы изготовить прессы для испытания легендарных «Катюш», противотанковые и пехотные ежи, снаряды для «Катюш».
Далее маршрут продолжится осмотром зенитного орудия в музейном сквере, посещением памятника Герою Великой Отечественной войны, летчику С. Моргунову, мемориального комплекса в деревне Зендиково, где захоронены 230 воинов, погибших в боях за Каширу, поля «Ратной Славы» (высота 220), осмотром памятника «Танк-Т-34» 1941 года выпуска и др.

2) Каширская ГРЭС

Станция была построена по плану ГОЭЛРО, строительство велось под личным контролем В. И. Ленина. Строилась в 19191922 годах, для строительства на месте села Терново возведён рабочий посёлок Новокаширск. Пущена 4 июня 1922 года, стала одной из первых советских районных ТЭС.

3) Белопесоцкий монастырь

Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном при­казе, известно следующее: «В Кашир­ском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначаль­ной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии.

4) Художники г. Каширы

Знаменитые люди земли Каширской. Выдающиеся деятели науки, техники, артисты и художники, среди которых Народный артист СССР Б. В. Щукин, Народный художник РФ, академик РАХ, профессор Е. Н. Максимов, Народный художник РФ, профессор С. М. Харламов.\

7. Подведение результатов, рефлексия

Ребята, а теперь  прошу вас отметить свое отношение к мероприятию этими смайликами. Прикрепите к карте тот смайлик, который наиболее точно выражает ваши эмоции, полученные от нашей встречи.

– Спасибо за участие!

Приложение 1

Список литературы

  1. Кашира, краеведческий музей.
  2. kkmmuzeum@yandex.ru
  3. Записи с экскурсии в музее г.Каширы.