Традиционные и инновационные технологии на уроке физики

Разделы: Физика, Информатика


Цели урока:

  • Образовательные: изучить природу возникновения электромагнитной индукции, определение ее величины и направления.
  • Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интелектуальных и творческих способностей учащихся, интереса к предмету и окружающему миру.
  • Воспитательные: воспитать самостоятельность, ответственное отношение к информации, мнению товарищей, дисциплинированность, аккуратность

Используемые инновационные технологии:

  • проблемное обучение методом эвристической беседы,
  • технология развития критического мышления
  • информационно-коммуникативные технологии

Вид урока: эвристическая беседа, урок-презентация, комбинированный

Используемые ТСО:

  • действующая модель демонстрации опыта Фарадея (катушка, гальванометр, магнит)
  • компьютер Еmashines G72 и программное Power Point обеспечение,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.

Сценарий урока

1. Вызов-актуализация-постановка темы и цели занятия – подвести учащихся к формулированию темы и постановке задачи:
Мы знаем, что электрические токи  порождают магнитные поля.
Можно ли добиться обратной связи: магнитным полем породить элекрический ток в цепи?
Этого добился Фарадей, проделав целую серию опытов и открыв эру электромагнетизма.
Мы постараемся ответить на этот вопрос, проделав один из опытов Фарадея

2. Записать тему занятия (Презентация, слайд №1)

3. Демонстрация опыта Фарадея:
катушка замкнута через гальванометр. Вносим и выносим магнит в катушку, гальванометр показывает появление тока в цепи.
Вопрос: почему возникает импульс тока? Каково условие появления тока в замкнутой цепи?
Цепь замкнута, значит возникла ЭДС.
Подводящий диалог, помогает ответить на вопрос: что порождает эл.ток в цепи катушки?
Рассмотрим подробно, когда возникает ЭДС.
Вносим магнит-гальванометр показывает наличие тока (Приложение 1, кадр 1),
оставим магнит в катушке – магнитное поле есть, а тока нет (Приложение 1, кадр 2).
Будем выносить магнит – опять появится импульс тока. (Приложение 1,  кадр 3)
Значит, не само магнитное поле порождает ток, а что?
В моменты внесения и вынесения магнита магнитное поле увеличивается или уменьшается, т.е. изменяется.
Таким образом, не само магнитное  поле порождает ток, а его – ? изменение.
Зарисовать опыт (слайд №2)

4. Даем определение: ЭМИ – при всяком изменении магнитного поля, пронизывающего проводник, в нем возникает ЭДС индукции, а если он замкнут – индукционный ток. (слайд №3)
От чего зависит величина и направление ЭДС индукции?
Будем вносить магнит быстро или медленно – убедимся, что в первом случае возникающий импульс тока больше. Делаем вывод о том, что величина наведенной ЭДС зависит от скорости изменения магнитного поля (слайд №4)

5. Направление ЭДС индукции определяется по правилу Ленца: индукционный ток направлен так, чтобы своим магнитным полем препятствовать причине, вызвавшей его появление. (слайд №5).
Рассмотрим применение правила Ленца на конкретном примере: будем вносить магнит в катушку северным полюсом ( слайд №6).
Препятствуя увеличению магнитного поля, катушка выставит свое магнитное поле противоположного направления. Зная, где у катушки северный полюс, определим направление индукционного тока по правилу обхвата ( слайд №7).

6. Обобщающий вывод: явление электромагнитной индукции возникает в следующих случаях:

движение магнита относительно катушки (или наоборот);
– движение катушек относительно друг друга;
– изменение силы тока в цепи первой катушки
( с помощью реостата или замыканием и размыканием выключателя);
– вращением контура в магнитном поле;
– вращением магнита внутри контура( слайд №8)

7. Закрепление понимания явления электромагнитной индукции, определение величины ЭДС индукции и ее направления производится с помощью тестового опроса ( слайды №9 – №13).

8. Применение явления электромагнитной индукции обсуждается в виде докладов-сообщений, подготовленных учащимися. Так были представлены сообщения-презентации на темы:

– «Производство электроэнергии – генератор переменного тока»
– «Индукционная печь для плавки металлов и стеклокерамическая индукционная плита»
– «Детектор металлических предметов»