Цели урока:
- Образовательные: изучить природу возникновения электромагнитной индукции, определение ее величины и направления.
- Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интелектуальных и творческих способностей учащихся, интереса к предмету и окружающему миру.
- Воспитательные: воспитать самостоятельность, ответственное отношение к информации, мнению товарищей, дисциплинированность, аккуратность
Используемые инновационные технологии:
- проблемное обучение методом эвристической беседы,
- технология развития критического мышления
- информационно-коммуникативные технологии
Вид урока: эвристическая беседа, урок-презентация, комбинированный
Используемые ТСО:
- действующая модель демонстрации опыта Фарадея (катушка, гальванометр, магнит)
- компьютер Еmashines G72 и программное Power Point обеспечение,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска.
Сценарий урока
1. Вызов-актуализация-постановка темы и цели
занятия – подвести учащихся к формулированию
темы и постановке задачи:
Мы знаем, что электрические токи
порождают магнитные поля.
Можно ли добиться обратной связи: магнитным
полем породить элекрический ток в цепи?
Этого добился Фарадей, проделав целую серию
опытов и открыв эру электромагнетизма.
Мы постараемся ответить на этот вопрос, проделав
один из опытов Фарадея
2. Записать тему занятия (Презентация, слайд №1)
3. Демонстрация опыта Фарадея:
катушка замкнута через гальванометр. Вносим и
выносим магнит в катушку, гальванометр
показывает появление тока в цепи.
Вопрос: почему возникает импульс тока? Каково
условие появления тока в замкнутой цепи?
Цепь замкнута, значит возникла ЭДС.
Подводящий диалог, помогает ответить на вопрос:
что порождает эл.ток в цепи катушки?
Рассмотрим подробно, когда возникает ЭДС.
Вносим магнит-гальванометр показывает наличие
тока (Приложение 1,
кадр 1),
оставим магнит в катушке – магнитное поле есть, а
тока нет (Приложение 1,
кадр 2).
Будем выносить магнит – опять появится импульс
тока. (Приложение 1,
кадр 3)
Значит, не само магнитное поле порождает ток, а
что?
В моменты внесения и вынесения магнита магнитное
поле увеличивается или уменьшается, т.е. изменяется.
Таким образом, не само магнитное поле
порождает ток, а его – ? изменение.
Зарисовать опыт (слайд №2)
4. Даем определение: ЭМИ – при всяком
изменении магнитного поля, пронизывающего
проводник, в нем возникает ЭДС индукции, а если он
замкнут – индукционный ток. (слайд №3)
От чего зависит величина и направление ЭДС
индукции?
Будем вносить магнит быстро или медленно –
убедимся, что в первом случае возникающий
импульс тока больше. Делаем вывод о том, что
величина наведенной ЭДС зависит от скорости
изменения магнитного поля (слайд №4)
5. Направление ЭДС индукции определяется по правилу
Ленца: индукционный ток направлен так, чтобы
своим магнитным полем препятствовать причине,
вызвавшей его появление. (слайд №5).
Рассмотрим применение правила Ленца на
конкретном примере: будем вносить магнит в
катушку северным полюсом ( слайд №6).
Препятствуя увеличению магнитного поля, катушка
выставит свое магнитное поле противоположного
направления. Зная, где у катушки северный полюс,
определим направление индукционного тока по
правилу обхвата ( слайд №7).
6. Обобщающий вывод: явление электромагнитной индукции возникает в следующих случаях:
движение магнита относительно катушки (или
наоборот);
– движение катушек относительно друг друга;
– изменение силы тока в цепи первой катушки
( с помощью реостата или замыканием и размыканием
выключателя);
– вращением контура в магнитном поле;
– вращением магнита внутри контура( слайд №8)
7. Закрепление понимания явления электромагнитной индукции, определение величины ЭДС индукции и ее направления производится с помощью тестового опроса ( слайды №9 – №13).
8. Применение явления электромагнитной индукции обсуждается в виде докладов-сообщений, подготовленных учащимися. Так были представлены сообщения-презентации на темы:
– «Производство электроэнергии – генератор
переменного тока»
– «Индукционная печь для плавки металлов и
стеклокерамическая индукционная плита»
– «Детектор металлических предметов»