Методический замысел урока и обоснование его темы:
Урок построен на анализе литературного
произведения «Последний бой майора Пугачева»,
который раскрывает тяжелую
нравственно-психологическую атмосферу
послевоенных лет в зоне ГУЛАГа. Учитель
раскрывает страшную трагедию людей, которые
стали невольными жертвами жестоких тоталитарных
диктатур, но не утратили чувства собственного
достоинства и стремления если не жить, то хотя бы
умереть свободными людьми. Нравственный подвиг
майора Пугачева – это урок молодому поколению,
пример того, как человек, подобно
древнегреческому герою, идет наперекор судьбе,
року, не сгибается, не сдается, тем самым обретая
свободу внутреннюю – свободу от тисков
жизненных обстоятельств.
Учитель использует широкие возможности урока
для постижения учащимися не только нравственных
уроков, но и литературных приемов, составляющих
характерные особенности авторского стиля и
манеры В. Т. Шаламова. Учитель обращает внимание
на образность языка писателя (эпитеты,
метафоры, сравнения), дает задания творческим
группам по их нахождению в тексте, что позволяет
ученикам ощутить сильное эмоциональное
воздействие не только от самого содержания
рассказа, но и от особенностей шаламовской прозы,
отличающей его от других писателей. Домашнее
задание творческого характера позволяет
педагогу лучше выявить личностные особенности
детей, развивать их креативные способности,
проявить литературные таланты.
Тип урока: урок закрепление знаний и выработка умений по их применению; усвоения способов деятельности с художественным текстом; формирование важнейших ценностных ориентаций и личностных качеств.
Форма урока: урок-лабораторное занятие.
Цель и задачи урока:
- на примере рассказа В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» выяснить, как складывались судьбы бывших военнопленных, попадающих в сталинские лагеря;
- формировать у школьников чувства собственного достоинства, ценности свободы, уважения к личности, способной проявлять несгибаемость человеческого духа, сохранять человеческое начало в нечеловеческих условиях жизни;
- через изучение «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова вызвать интерес к творчеству писателя, к лагерной прозе и поэзии;
- обучать школьников подходить к тексту литературного произведения как к сложному информационному ресурсу, его художественным особенностям, позволяющим глубже проникать в творческий замысел автора и раскрывать характеры литературных героев;
- пробуждение чувств сострадания к жертвам репрессий, веры в добро, справедливость, содействовать сохранению исторической памяти.
Направленность на планируемые результаты:
- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества, формирование осознанной мотивации к выбору общечеловеческих ценностей;
- самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства, протеста против насилия над личностью;
- уровень освоения нравственной культуры, соответствующий возрастным возможностям старшеклассника; умение оценивать с позиций морально-нравственных и этических норм поступки людей;
- овладение умением оценивать с точки зрения произведение литературы и результаты творческого труда писателя;
- овладение умениями и навыками, способами творческой деятельности, отражающими индивидуальные способности и творческий потенциал личности;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для изучения новых тем.
Форма организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- групповая.
Методы обучения (воспитания):
- описания(словесный);
- практический;
- продуктивно-творческий;
- исследовательских и проблемных заданий;
- оценки творческих процессов, явлений, событий;
- локализация исторических событий в пространстве и времени.
Приемы деятельности учителя:
- образное повествование;
- фронтальная беседа;
- организация работы с текстом;
- организация работы в группах.
Основные виды деятельности учащихся:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения поставленной задачи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- учет выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- смысловое чтение и выделение существенной информации художественных текстов.
Оборудование:
- «Реквием» Моцарта;
- слайд с эпиграфами;
- слайд «Словарь эпохи»;
- мартиролог репрессированных деятелей искусства и литературы;
- кадры из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»;
- презентация.
ХОД УРОКА
(Звучит «Реквием» Моцарта; слайд 1.)
Всем,
Кто клеймен статьею полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями.
Им
Наши слезы и скорбь, наша вечная память!
Вступительное слово учителя: Есть в
судьбе страны такие события, о которых не говорят
под гром фанфар, которые не празднуются парадным
маршем. Но они занимают особое, трагическое мест
в жизни каждой семьи. Об этих событиях долгое
время стыдливо и скорбно молчали, их участники не
хотят делиться воспоминаниями и поныне. И
сегодня мы с вами задумаемся над вопросами, одна
постановка которых, по определению Б. Гурнова, не
так давно «могла стоить человеку свободы и даже
жизни». Почему это произошло? Как великий народ
дал «ввергнуть себя в кошмар взаимоистребления»?
Назовем имена прославленных деятелей и наших
земляков, погибших в сталинских лагерях и
прошедших ссылки и высылки, склоним головы перед
их памятью Почтим их мученичество, серьезно
задумаемся «над долгим мартирологом русского
народа, столбовой путь которого пролег «через
тюрьмы, лагеря и ссылки».
(Слайд 1; тема урока записывается в тетрадь; слайд
2: «словарь эпохи».)
Словарь эпохи
Тоталитаризм – политический режим,
характеризующийся полным контролем со стороны
государства над всеми сферами жизни общества,
фактической ликвидацией конституционных свобод
и прав.
Диктатура – ничем не ограниченная
власть.
Репрессии – карательные меры,
наказания со стороны государственных органов.
Репатриация – возвращение на родину
военнопленных, перемещенных лиц, беженцев,
эмигрантов.
Террор – политика устрашения,
подавления политических противников
насильственными мерами.
ГУЛАГ – главное управление лагерей.
Зек – заключенный.
По этапу – под конвоем.
Учитель: Любая тюрьма страшна, условия невыносимы, ежедневно вытравливается из человека все человеческое. Как же можно было пройти не год – десятилетия! – лагерей, выжить, переосмыслить, создать «памятник нерукотворный» своим погибшим друзьям? В судьбе выживших писателей есть какая-то необъяснимая роль Провидения. Выживает Достоевский, чтобы создать «Записки Мертвого дома», благополучно завершает свое путешествие Чехов и садится за «Остров Сахалин». Солженицын, пройдя через войну, лагеря, ссылки, неизлечимо больной раком, чудесным образом исцеляется, чтобы выполнить свой долг перед Богом и людьми – создать «Архипелаг ГУЛАГ». Прошедший 28 лет соловецких лагерей, Олег Волков говорит: «То, что происходит со мной теперь, воспринимается как…необъяснимое проявление Божьего промысла, как доказательство существования Высшего Судьи и Справедливости».
(Слайд 3: список репрессированных деятелей литературы и искусства.)
Ученик: В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателей, кто погиб на войне – 70 имен. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных. Но ведь места не хватит, все стены будут исписаны.
Учитель: Записываем последнее имя в
этом списке – Варлам Шаламов. Шаламов
неоднократно писал (слайды 4, 5): «лагерь –
отрицательная школа жизни целиком и полностью
Ничего полезного, нужного оттуда не вынесет, ни
сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана,
ни невольные свидетели – инженеры, геологи,
врачи…»
Известно, что в книге «Архипелаг ГУЛАГ»
Солженицын не стал писать о колымских лагерях,
сказав, что все о них написал Шаламов.
(Идет работа с текстом рассказа «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)
– Кто попадал в 1930 годы в лагеря?
– «На смену им после войны пароход за пароходом
шли репатриированные – из Италии, Франции,
Германии – прямо дорогой крайний северо –
восток», – читаем мы у автора? Кто такие
репатриированные?
(Просмотр фрагмента из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)
– Что и кого увидели репатриированные?
– Что отличает их от тех, кто здесь был давно?
– Очень кратко, но в то же время достоверно и
точно, показана писателем лагерная жизнь. Что вы
узнали о жизни заключенных?
(Просмотр фрагмента из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)
– В центре рассказа майор Пугачев. Какое мнение
у вас сложилось о нем?
– В какие минуты автор показывает улыбку майора
Пугачева? Что он хочет этим сказать?
Следует отчет творческих групп:
1. Анализ портретных зарисовок, характеров героев
Вывод: в произведении не дается конкретного портрета, есть только действия, поступки героев; схожие судьбы, сильные характеры, поэтому они и оказались вместе. Решились убежать; главное – умереть свободным, а не за колючей проволокой, как «враги народа». Смелые и честные люди, они не позволят унизить свое человеческое достоинство.
2. Пейзажные зарисовки
Вывод: природа одушевлена, она живая, переживает за беглецов, помогает им, но и предупреждает об опасности, трудности пути. Природа отражает и душевные переживания героя. Она не только фон, на котором происходят действия, но и участница событий.
3. Особенности художественной манеры В. Шаламова
Художественные тропы:
Оксюморон – живые мертвецы;
Метафоры – всю зиму плелась сеть этого, чуть
не единственного за 20 лет заговора;
Сравнения – снег лежал , как слитки
серебряной руды, они вошли в тайгу, как ныряют в
воду.
Эпитеты – огромный молчаливый лес, северный
ад
Вывод: художественные тропы помогают ярче, полнее раскрыть и характеры героев, их и стремление к свободе, т. К. конец трагический. Поэтому олицетворения, сравнения, эпитеты создают тяжелую картину происходящих событий, как бы нагнетают обстановку.
Учитель: Чем объяснить, что майор
Пугачев думает о своих соратниках и о
заключенных , оставшихся в лагере, как о «лучших
людях в его жизни»? Эти люди здесь, в этом
северном аду, где их считали не за людей, а за
скот, где их унижали, морили голодом, смогли
сохранить в себе все самое лучшее, где их
пытались растоптать, в первую очередь –
морально.
Рассказ заканчивается трагично. Беглецы убиты,
Пугачев предпочел самоубийство, и другого выхода
у него не было. Солдатова вылечили, чтобы
расстрелять.
Ценность этого рассказа не только в правдивом
изображении минувшего, но и в том, что писатель
воспроизвел нравственно-психологическую
атмосферу тех «культовых лет». Ничего не забыл
бывший зэк Шаламов.
Итак, сегодня вы открыли для себя новое имя и
новую тему в литературе – лагерную
Итог урока:
Учитель: Что дало вашей душе, сердцу, уму это знакомство? (Следуют ответы). И как напутствие вам, ребята, строчки Александра Галича:
Если правда у нас на знамени,
Если смертной гордимся гордостью,
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?
Не замирайте, друзья мои, ни пред ложью, ни перед подлостью. Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!
Домашнее задание (по выбору): Сочинение – рецензия на один из рассказов В. Т. Шаламова. Сочинение – размышление «Не замирайте, друзья мои, ни пред ложью, ни перед подлостью. Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!» (А. Галич) (на материале жизни и творчества В. Шаламова).