Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: расширить знания о творчестве К.Г.Паустовского, познакомить с произведением “Корзина с еловыми шишками”.
Задачи:
- Образовательные: способствовать формированию у учащихся интереса к творчеству К.Г.Паустовского, организовывать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению содержания произведения; пониманию как воздействует музыка на слушателя и о чём она может рассказать.
- Развивающие: содействовать развитию умения анализировать произведение; высказывать своё мнение; проверять себя и оценивать свои достижения.
- Воспитательные: содействовать воспитанию в детях умения наслаждаться литературным чтением, музыкой, понимать и любить художественное слово и классическую музыку.
Личностные УУД:
- формируем систему нравственных ценностей на основе совместного обсуждении проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях,
- формируем проявление интереса к чтению, к классической музыке (понимать, что музыка помогает увидеть красоту родной природы; а мастер художественного слова может помочь услышать музыку)
Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в группе.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из опорных слов, иллюстраций, текстов;
- формируем умение характеризовать героев произведения, сравнивать сюжеты, художественный текст и музыкальное произведение;
- формируем умение осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Оборудование: Для учителя:
- Учебник "Литературное чтение", авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. (2 часть, стр.47-58)
- Рабочая тетрадь стр.69-70
- Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Для учеников: Девайсы, учебник, листы достижений, ручка
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Актуализация необходимых
знаний. Организационный |
Слайд 1 (см. Пиложение 1) Не
жалейте сердца, не таите - То, что прозвучало в этих словах, касается всех нас. О чём это стихотворение? Автор этих строк какой даёт совет всем людям? |
Ученик выходит к доске и читает
стихотворение наизусть.
Свободные высказывания учащихся (Как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле...) |
2. Мотивация познавательной
деятельности. Введение в тему |
Слайд 2 - Ребята, прочитайте пословицу - эпиграф нашего урока. (“Жизнь дана на добрые дела”) - Подходит ли данная пословица к содержанию данного стихотворения? Слайд 3 - С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? Кто автор этого произведения? - Какой важный добрый след оставил Б.С.Житков на земле? - Проверим, как вы внимательно изучили содержание произведения Б.С.Житкова. Вас ждёт тестирование. (Лист достижений распечатать каждому) |
Отвечают на вопросы
Вспоминают и называют произведения К.Г.Паустовского |
Проверка домашнего задания Контроль знаний |
Проверка Д/З. Тест на понимание произведения, которое анализировали ранее. (см. Приложение) Изучение нового материала. Слайд 4 |
Выполняют тестовые задания. Вносят в лист свои достижения в освоении темы |
1. Постановка темы и цели урока - Исследуйте стр.47 и сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Прочитайте имя автора и название произведения. - С какими произведениями Паустовского мы уже встречались? ("Барсучий нос", "Кот-ворюга", "Однажды ночью" и др.) Слайд 5 - Все произведения этого писателя исполнены удивительно теплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к её скромному средневековому пейзажу. В произведениях мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенного доброжелательного человека |
(На доске появляется портрет К.Г.Паустовского.) Называют имя автора и название произведения. Формулируют тему, ставят цели урока. Вспоминают рассказы К.Г.Паустовского, которые уже читали раньше. |
|
Слайд 6 - Посмотрите ещё раз на название произведения и на иллюстрацию к нему и подумайте, о чем же будет этот рассказ. (Ответы детей.) - Можно ли по заголовку определить, о чем пойдёт речь в этом произведении? - Как мы можем проверить свои предположения? 2) Подготовка к изучению нового материала. а) Работу над рассказом К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками” учитель начинает со слушания детьми пьесы Эдварда Грига “Утро” |
Рассматривают иллюстрацию, выдвигают свои предположения.
Свободные ответы детей |
|
3. Организация познавательной деятельности | Слайд 7 - Пришла пора совершить путешествие в Норвегию, что вы знаете об этой стране? - Много разных стран есть на свете, и почти в каждой из них есть свои особенности. Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в северную страну Норвегию. Я предлагаю послушать пьесу, которая называется “Утро” (звучит запись пьесы “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”) – Что вы представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору? – Какие чувства пробудила в вас музыка? – Какое настроение вызвала? – Слышали ли вы раньше эту пьесу? - Знаете ли вы её автора? - Что мы знаем о композиторе? |
Свободные ответы детей (Это суровый, холодный, но необыкновенно, красивый край: неприступные горные скалы летом одеты в ярко-зелёный наряд, а зимой – в сверкающий белый. По крутым склонам шумят водопады и горные речушки). Свободные ответы детей |
б) Краткое сообщение подготовленного
ученика о жизни и творчестве Э.Грига. - Ребята, вам не кажется странным, что прежде чем начать читать следующее произведение, мы ведем беседу о великом композиторе? - Какие предположения можно сделать? |
(Музыка сначала рисует, как просыпается земля, оживает ветер, начинают раскрываться цветы на полях. Солнышко бросает на землю лишь первые робкие лучи. Но оркестр рисует картину, как эти лучи растут, крепнут, как кругом светлеет. И вот, наконец, из-за горизонта показывается яркий солнечный диск.) | |
Слайд 8 в) Словарная работа. - Прежде чем познакомиться с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (Слова записаны на доске.) Слайд 9 Берген - город в Норвегии (в окрестностях Бергена у композитора был “музыкальный домик”, в котором Григ написал многие свои произведения) Слайд 10 Ничтожная часть - маленькая часть. Кованые - обитые железом. Портьеры - плотные тяжелые занавески для окон или дверей. Ботфорты - высокие сапоги. Благоухание - аромат, приятный запах. Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей. Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня. Шпага - колющее оружие с прямым длинным клинком. |
Объясняют значение слов, дают их толкование |
|
Работа над текстом. Чтение 1 части рассказа |
2) Работа над произведением – Историю создания одного шедевра поведал нам К.Г. Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками”. а) Учитель читает первую часть рассказа (видео запись), до слов: “Я напишу музыку”, – решил Григ... – Что вы узнали о композиторе из этого отрывка? – Найдите и прочитайте описание осеннего леса. – Для чего К.Г. Паустовский вводит его в произведение? |
Работают с текстом. |
Чтение 2 части рассказа | Слайд 11 - С какими героями мы встретились в 1-й части произведения? Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? б) Чтение 2-й части Далее читает следующую часть рассказа (подготовленный ученик под музыку) до слов: “Этих слушателей Григ ценил больше...” |
Находят примеры, вычитывают из текста рассказа отрывки. |
Слайд 12 – Прочитайте описание дома композитора. Каким вы его себе представляете? - Что представлял композитор, когда писал музыку для Дагни? - Кто были первые слушатели рождавшегося произведения? - Как по-разному они слушали музыку? Прочитайте об этом. в) Чтение 3-й части (подготовленный ученик под музыку) |
Свободные ответы детей |
|
Чтение 3 части рассказа | 3) Первичный анализ произведения - Какое настроение появилось у вас после знакомства с этим произведением? - Что особенно понравилось? - О ком этот рассказ? Какие картины представляли себе, слушая это произведение? - Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку. - Найдите в тексте строки, где описывается то, что услышала Дагни в музыке. - Что заметили? (Сходство. Они подумали об одном и том же.) - Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии. - Какое впечатление произвела на Дагни музыка Грига? Прочитайте. - За что Дагни Была благодарна Григу? Прочитайте эти строки. У. Музыка - это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать все богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К ним относится писатель К. Паустовский и композитор Э.Григ. (Показ портрета Э.Грига). Обобщающая беседа - Благодаря своему таланту Григ умел делать людей счастливыми. Его творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. |
Вычитывают из текста слова, отрывки,
подтверждающие ответы на вопросы.
Свободные ответы детей
Вычитывают из текста слова, отрывки, подтверждающие ответы на вопросы. Свободные ответы детей (рассказ "Корзина с еловыми шишками" заставил даже заплакать, очень трогательный) |
4. Подведение итогов | - Как выдумаете, так почему же
К.Г.Паустовский дал такое название своему
рассказу? - Подтвердились ли наши предположения? - Подходит ли выбранный эпиграф для нашего урока? - Несмотря на такое название - "Корзина с еловыми шишками", этот рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но и ещё о замечательных людях, композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствовавших красоту окружающего нас мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомились, ввел нас в необыкновенный мир музыкального творчества великолепного норвежского композитора, пианиста Эдварда Грига. У К.Г. Паустовского была мечта: создать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. Сегодня мы прочитали рассказ “Корзина с еловыми шишками”, повествующий об одном из таких знаменитых людей. |
Делают выводы. |
Самооценка | Рефлексия. - Справились ли мы с поставленными целями урока? – Какие открытия сделали? – Какие мысли, чувства вызвал у вас сегодняшний урок? - Музыка - прекрасный вид искусства. Паустовский в своем поэтическом рассказе "Корзина с еловыми шишками" ещё раз подтверждает это. - Так какова же основная мысль этого рассказа? - Основная мысль в том, что музыка может передать чувства и мысли одного человека другому человеку Главная героиня рассказа, Дагни услышала музыку Грига, поняла все то, что хотел сказать композитор; она “сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира”. К.Паустовский подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе - этом добром “волшебнике и великом музыканте”. Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы с вами, и многие другие люди во все времена будут признательны им за это. К.Г.Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю рождения одного из музыкальных произведений Грига. А Григ в нём описал природу своей Родины. Паустовский – настоящий мастер олицетворений. В девочке, которую Григ встретил в лесу, он увидел свою дочь, представил, что это она. Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери и, безусловно, в каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Это, несомненно, знал Паустовский. 10) Домашнее задание. 1. Прочитать рассказ "Корзина с еловыми шишками". 2. Составить план пересказа. |
Используемые источники информатики
- http://fantlab.ru/
- http://www.labirint.ru/reviews/goods/429104/
- О. Левашёва “Эдвард Григ” (очерк жизни и творчества) издание второе “Музыка”. Москва, 1975 г.